Бывший воронежский арт-центр «Коммуна» стал съемочной площадкой фильма «Маршак» на один день в субботу, 14 ноября. Здание бывшей типографии на время съемок превратили в приют для беженцев.
Съемочная группа начала работу над декорациями за день до начала съемок в «Коммуне». Из деревянных досок сколотили нары, чтобы изобразить приют для бездомных, и разместили их в одном из помещений бывшего арт-центра. Для съемки сцены в приюте для беженцев требовалась массовка – старики и дети. Малышей от 3 до 12 лет нашли в воронежских театральных студиях.
– Я впервые снималась в кино, никогда бы не подумала, что съемка в массовке – это так сложно, – рассказала воспитанница студии Константина Хабенского Екатерина Зинич. – Даже когда камера направлена не прямо на тебя, все равно надо стараться не выходить из образа, не мешать, хоть режиссер и говорил, что мы можем расслабиться.
Во время съемок Алексей Бычков просил детей не играть, а быть самими собой. После слов «камера, мотор, начали!» многие подростки начинали слишком стараться.
– Это проблема, присущая всем артистам. Им кажется, что если они сидят и ничего не делают, это плохо, и должны постоянно быть какие-то активные действия. Но в итоге все получилось, ребята слушались и вели себя хорошо. Переснимать по много дублей не приходилось, – рассказал Бычков.
Пожилых людей для массовки нашли через знакомых, которые привели своих родителей. На один день артистами стали бабушки и дедушки от 70 до 98 лет. Съемки сцены приюта для беженцев проходили в непростых условиях – в помещении было холодно, артисты сидели на жестких деревянных нарах, а воздух был сухим из-за дыма, который напускали для изображения коптящей печи. Несмотря на это, и дети, и пожилые люди стойко сносили процесс съемок.
– Сравнить мне не с чем, раньше я в кино не снималась, но, по-моему, все просто чудесно. Очень интересно посмотреть, что получится в итоге, на себя со стороны взглянуть, – рассказала пенсионерка Полина Герман. – У меня дочка спросила, не хочу ли я в кино сняться. Я спросила – а что надо будет делать? Сидеть и смотреть в сторону – это же совсем несложно. Любопытно и за детьми понаблюдать. Вот я и присела тут в уголке.
Режиссер фильма Алексей Бычков рассказал, что сцена в приюте для беженцев описывает период, когда Самуил Маршак посвятил себя заботе о бездомных.
– Когда Маршака из-за плохого зрения не взяли в армию, он нашел себя в помощи детям-беженцам. В том же доме, где он жил, находился и приют для беженцев, как нам рассказали воронежские краеведы. Маршак помогал беженцам, чем мог – учил их английскому языку, читал им книги, делился с ними едой, – сказал Алексей Бычков.
Режиссер подчеркнул, что фильм не стремится к документальности – декорации условны, музыка, которая будет звучать в картине, передаст общее настроение, но не будет в полном смысле соответствовать времени.
– У нас своя художественная правда, – сказал Алексей Бычков. – Например, сам образ Маршака. На документальных видео он выглядит совсем по-другому, у нас же получился романтический образ, такой, каким мы видим его в нашем воображении.
Исполнитель роли Самуила Маршака воронежский актер Театра драмы им. Кольцова и ТЮЗа Антон Тимофеев признался, что до начала съемок не был знаком с историей жизни знаменитого писателя и переводчика.
– Я воспринимал Маршака, как и большинство людей, наверное. Знал, что он – детский поэт, и этим знания ограничивались. Мне не было известно, что у него была такая трагическая судьба, что произошло с его собственными детьми, как он начал писать стихи. Конечно, благодаря фильму он открылся для меня с совершенно новой стороны, – рассказал Антон Тимофеев. – Вообще стихотворения Маршака я люблю, особенно переводы, и с удовольствием читаю их на съемках.
В фильме будет еще несколько массовых сцен: приезд Маршака в Воронеж на железнодорожный вокзал снимали у фасада школы №23, а сцену в военкомате, где его признали негодным, еще предстоит снять. Декорациями станет школа №28. Съемки также проходили возле дома, в котором жил писатель и у которого теперь установлен памятник ему, и в квартире воронежского краеведа Ольги Рудевой – интерьер из старинной мебели хорошо подошел для создания образа того времени.
– Съемки в интерьере были очень интересными, – признался Антон Тимофеев. – У Ольги Рудевой много различных старинных предметов. А специально для съемок мы взяли в аренду настоящий граммофон, который я несколько раз заводил, и мы слушали старые пластинки. Да и сама обстановка невероятная: все-таки одно дело – условные декорации в театре, перегородки, и совсем другое – настоящие стены, которые хранят приметы старины. Большое впечатление на меня произвели и натурные съемки – было здорово наблюдать за созданием старинного уголка на современной улице. Одно и то же место выглядело совершенно по-разному вживую и в кадре. Я смотрел отснятый материал и понимал, что это совсем не Воронеж 2015 года, это точно именно 1915-й.
Съемки фильма подходят к концу – по словам режиссера, осталось отснять около пяти сцен, создатели фильма планируют уложиться в срок до Нового года. Уже в 2016-м фильм будут озвучивать и монтировать. Хронометраж будущего фильма составит около получаса, но эта цифра пока приблизительная. После чернового монтажа режиссер будет отсекать все лишнее.
Съемки короткометражного черно-белого фильма «Маршак» стартовали в Воронеже в октябре. Над фильмом работает молодой воронежский режиссер Алексей Бычков, продюсер картины – артист Камиль Тукаев, роли исполняют актеры городских театров. Проект поддержал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Фильм посвящен воронежскому периоду жизни Самуила Маршака, когда он после смерти дочери Натанэль поселился в доме у своего дяди и начал серьезно заниматься поэзией. Дата премьеры фильма пока неизвестна.
Здание бывшей типографии «Коммуна» стало арт-центром на время проведения в Воронеже пятого Платоновского фестиваля искусств. На протяжении всего Платоновфеста в «Коммуне» проходили выставки, читки, кинопоказы, концерты и уличные представления. Сейчас здание находится на грани сноса – на его месте планируют построить 17-этажный многофункциональный центр.