Проект здания нового центра современного искусства «Сабуров» в Воронеже представили на заседании городского градостроительного совета во вторник, 31 мая. Объект планируют разместить рядом с парком «Орленок», на пересечении улиц Студенческая и Феоктистова. Здание может стать первым масштабным частным центром современного искусства в Воронеже. Корреспонденты РИА «Воронеж» опросили воронежских экспертов, нужен ли городу новый арт-центр.
Иван Горшков, художник, скульптор, сооснователь Воронежского Центра современного искусства
Всегда хорошо, когда есть несколько институций, работающих на одном поприще. Здесь речь идет не о конкуренции – если есть дух соперничества, это хорошо. Хорошо, когда есть несколько галерей, несколько независимых институций, которые ведут диалог. Конечно, если в городе появится что-то новое, это будет только на пользу. Из примеров новых проектов в городе – Камерный театр. Там есть и выставочный зал, и крыша, там все в целом сделано классно. Если бы появился такой центр современного искусства, то было бы супер. Но здесь важно, кто возьмет на себя руководство и что будут там показывать. Воронежских художников не так много, есть при этом отток. А привозить хиты – не самый интересный сценарий.
Алексей Горбунов, куратор, директор галереи «Х.Л.А.М.»
Хорошо, если бы выставочных залов было больше. Но важно понимать, как будет устроена работа нового центра, потому что есть риск бюрократизации. Когда в экскаваторном заводе планировали сделать арт-кластер, я для многих неожиданно высказался против, потому что я знал, что кластер подразумевает собой определенное рыночное отношение. Представители же современного искусства не в состоянии арендовать какое бы то ни было помещение, и в итоге мы можем столкнуться с профанацией деятельности. К сожалению, воронежское арт-сообщество довольно узкое, а потребности в современном искусстве у общественности мизерные. Сами потребители, люди, которые любят современное искусство, но не являются художниками – самая редкая порода людей, которых я практически не знаю в Воронеже. А в гипотетическом центре все должно опираться на таких людей.
Евгения Ножкина, художница
Воронежу как современному развивающемуся городу, тем более – культурной столице СНГ, необходимо иметь как можно больше площадок и не только под арт, а под искусство в широком смысле. Важно, чтобы были кураторы, которые не вчера этим начали заниматься, а которые имеют представление об общем мировом контексте, программа, стратегия развития площадки, а не только само здание. Безусловно, нужны деньги, чтобы привозить художников из других городов и стран, на материалы, и многие художники готовы работать за материалы. И нужно, чтобы деньги выделялись на то искусство, которое не продается. Сейчас есть перформансы, видеоинсталляции, то есть то искусство, которое невозможно продать. И помимо меняющихся выставок, нужна своя коллекция современного искусства.
Ольга Фролова, pr-менеджер, соорганизатор проекта «Столовая»
Центр современного искусства для меня – это прежде всего площадка для демонстрации художественных проектов, затрагивающих все человеческие чувства. Не статичный музей с классической программой. Хочется, чтобы проекты были ориентированы на вовлечение зрителя в мультимедийное пространство и получение им необычного эмоционального опыта. Иначе есть риск, что выставочное пространство опять станет площадкой для корифеев и тех, кто выставляется на существующих площадках.
Наталья Бакина, искусствовед, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея им. Крамского
В настоящий момент проект центра вызывает больше вопросов, чем дает ответов. «Сабуров», современное искусство, профиль компании – сдача внаем недвижимости, детский парк... Все это складывается в какой-то винегрет с понятной направленностью. Что понимается под «центром современного искусства»? Новое здание, где периодически будет что-то выставляться? Платно или бесплатно – тоже интересный и важный момент, который во многом и определит содержание. Пока почему-то никто не говорит о наполнении, концепции, в конце концов, о продвижении. Почему-то решили (по крайней мере, другого пока не прочитывается), что центр (или музей) – это здание. А это далеко не так. Что они предложат, кроме квадратных метров? Пока об этом совсем не говорят. Поэтому и нельзя ответить на вопрос: нужен ли Воронежу центр современного искусства. Конечно, нужен! Но дальше – одни вопросы. Например, в Париже на рубеже 20-30-х гг ежегодно открывалось около 1000 выставок. Вот это наполненность художественной жизни. А мы рассуждаем, нужен ли еще один дом с развеской.
Виктор Циряниди, художник
Безусловно, в миллионном городе не может не быть центра современного искусства, мало того, сложившуюся ситуацию с выставочными площадками в Воронеже иначе как вопиющей назвать нельзя. В городе около пяти площадок, в той или иной степени открытых для выставок, это залы с разным уровнем консервативности и дружелюбия по отношению к художникам. Зачастую история напоминает анекдот: чтобы выставляться, надо быть членом Союза художников, а чтобы стать членом Союза – нужны выставки. Локациям, специализирующимся на современном искусстве, порой не хватает какой-то организованности. Кроме прочего, необходимо понимать, что для художника выставка – это зачастую единственный «творческий лифт», который помогает приобрести известность и востребованность.
Что до инициативы, то мы все понимаем, что без коммерциализации новый центр существовать не может, а у власти порой не хватает на маркетинг сил и времени, поэтому я скорее за частную инициативу или некоторое государственно-частное партнерство. Ну и, разумеется, человек, который возьмется за эту нелегкую ношу, должен представлять, что происходит в арт-тусовке Воронежа. Человеку, не знающему всей кухни, будет очень сложно балансировать между торосов художественной жизни города.