Проект здания нового центра современного искусства «Сабуров» в Воронеже представили на заседании городского градостроительного совета во вторник, 31 мая. Объект планируют разместить рядом с парком «Орленок», на пересечении улиц Студенческая и Феоктистова. Здание может стать первым масштабным частным центром современного искусства в Воронеже. Корреспонденты РИА «Воронеж» опросили воронежских экспертов, нужен ли городу новый арт-центр.
Иван Горшков, художник, скульптор, сооснователь Воронежского Центра современного искусства
![](/upload/medialibrary/fb5/fb54740f0d3d1c12896b4e679cf2a1fb.jpeg)
Всегда хорошо, когда есть несколько институций, работающих на одном поприще. Здесь речь идет не о конкуренции – если есть дух соперничества, это хорошо. Хорошо, когда есть несколько галерей, несколько независимых институций, которые ведут диалог. Конечно, если в городе появится что-то новое, это будет только на пользу. Из примеров новых проектов в городе – Камерный театр. Там есть и выставочный зал, и крыша, там все в целом сделано классно. Если бы появился такой центр современного искусства, то было бы супер. Но здесь важно, кто возьмет на себя руководство и что будут там показывать. Воронежских художников не так много, есть при этом отток. А привозить хиты – не самый интересный сценарий.
Алексей Горбунов, куратор, директор галереи «Х.Л.А.М.»
![](/upload/medialibrary/e2c/e2c28b9eaf01ee10f2b515510180790d.jpg)
Хорошо, если бы выставочных залов было больше. Но важно понимать, как будет устроена работа нового центра, потому что есть риск бюрократизации. Когда в экскаваторном заводе планировали сделать арт-кластер, я для многих неожиданно высказался против, потому что я знал, что кластер подразумевает собой определенное рыночное отношение. Представители же современного искусства не в состоянии арендовать какое бы то ни было помещение, и в итоге мы можем столкнуться с профанацией деятельности. К сожалению, воронежское арт-сообщество довольно узкое, а потребности в современном искусстве у общественности мизерные. Сами потребители, люди, которые любят современное искусство, но не являются художниками – самая редкая порода людей, которых я практически не знаю в Воронеже. А в гипотетическом центре все должно опираться на таких людей.
Евгения Ножкина, художница
![](/upload/medialibrary/075/0754f4f2833a0cf2492333a2efdc14e0.jpg)
Воронежу как современному развивающемуся городу, тем более – культурной столице СНГ, необходимо иметь как можно больше площадок и не только под арт, а под искусство в широком смысле. Важно, чтобы были кураторы, которые не вчера этим начали заниматься, а которые имеют представление об общем мировом контексте, программа, стратегия развития площадки, а не только само здание. Безусловно, нужны деньги, чтобы привозить художников из других городов и стран, на материалы, и многие художники готовы работать за материалы. И нужно, чтобы деньги выделялись на то искусство, которое не продается. Сейчас есть перформансы, видеоинсталляции, то есть то искусство, которое невозможно продать. И помимо меняющихся выставок, нужна своя коллекция современного искусства.
Ольга Фролова, pr-менеджер, соорганизатор проекта «Столовая»
![](/upload/medialibrary/56e/56ee300892abf37bed303213c1f67553.jpg)
Центр современного искусства для меня – это прежде всего площадка для демонстрации художественных проектов, затрагивающих все человеческие чувства. Не статичный музей с классической программой. Хочется, чтобы проекты были ориентированы на вовлечение зрителя в мультимедийное пространство и получение им необычного эмоционального опыта. Иначе есть риск, что выставочное пространство опять станет площадкой для корифеев и тех, кто выставляется на существующих площадках.
Наталья Бакина, искусствовед, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея им. Крамского
![](/upload/medialibrary/d4b/d4be1cefe4fce4e0a6a9efa07ca5bddd.jpg)
В настоящий момент проект центра вызывает больше вопросов, чем дает ответов. «Сабуров», современное искусство, профиль компании – сдача внаем недвижимости, детский парк... Все это складывается в какой-то винегрет с понятной направленностью. Что понимается под «центром современного искусства»? Новое здание, где периодически будет что-то выставляться? Платно или бесплатно – тоже интересный и важный момент, который во многом и определит содержание. Пока почему-то никто не говорит о наполнении, концепции, в конце концов, о продвижении. Почему-то решили (по крайней мере, другого пока не прочитывается), что центр (или музей) – это здание. А это далеко не так. Что они предложат, кроме квадратных метров? Пока об этом совсем не говорят. Поэтому и нельзя ответить на вопрос: нужен ли Воронежу центр современного искусства. Конечно, нужен! Но дальше – одни вопросы. Например, в Париже на рубеже 20-30-х гг ежегодно открывалось около 1000 выставок. Вот это наполненность художественной жизни. А мы рассуждаем, нужен ли еще один дом с развеской.
Виктор Циряниди, художник
![](/upload/medialibrary/4f9/4f9013e3df7caad1926f92a4bb9d2c2d.jpg)
Безусловно, в миллионном городе не может не быть центра современного искусства, мало того, сложившуюся ситуацию с выставочными площадками в Воронеже иначе как вопиющей назвать нельзя. В городе около пяти площадок, в той или иной степени открытых для выставок, это залы с разным уровнем консервативности и дружелюбия по отношению к художникам. Зачастую история напоминает анекдот: чтобы выставляться, надо быть членом Союза художников, а чтобы стать членом Союза – нужны выставки. Локациям, специализирующимся на современном искусстве, порой не хватает какой-то организованности. Кроме прочего, необходимо понимать, что для художника выставка – это зачастую единственный «творческий лифт», который помогает приобрести известность и востребованность.
Что до инициативы, то мы все понимаем, что без коммерциализации новый центр существовать не может, а у власти порой не хватает на маркетинг сил и времени, поэтому я скорее за частную инициативу или некоторое государственно-частное партнерство. Ну и, разумеется, человек, который возьмется за эту нелегкую ношу, должен представлять, что происходит в арт-тусовке Воронежа. Человеку, не знающему всей кухни, будет очень сложно балансировать между торосов художественной жизни города.