Мэрия Воронежа и Сбербанк анонсировали запуск проекта по оплате проезда в муниципальных автобусах и троллейбусах банковскими картами в конце 2016 года. О необходимости введения безналичной формы оплаты в общественном транспорте городские власти заговорили еще в 2013 году. Первым вариантом «безнала» в маршрутках был электронный проездной, однако в итоге власти выбрали вариант с банковской картой. Разработкой программного обеспечения для платежных терминалов занимаются структуры Сбербанка.
Муниципальный перевозчик: оплата по карте сделает экономику компаний прозрачной
Пилотной площадкой должны стать автобусы и троллейбусы муниципального перевозчика – МКП «Воронежпассажиртранс». По мнению гендиректора МКП Михаила Трофимова, оплата по безналичному расчету поможет перевозчикам сделать экономику предприятий прозрачной. Как следствие, вырастут налоговые поступления в бюджет, уверен Трофимов.
Для введения оплаты проезда по безналичному расчету необходимо ввести дифференцированный тариф, как это существует в других регионах. Чем чаще пассажир оплачивает проезд картой, тем дешевле ему обходится каждая поездка.Михаил Трофимов
генеральный директор
МКП МТК «Воронежпассажиртранс».
– Я считаю, что для введения оплаты проезда по безналичному расчету необходимо ввести дифференцированный тариф, как это существует в других регионах. То есть, чем чаще пассажир оплачивает проезд картой, тем дешевле ему обходится каждая поездка. К тому же оплату по безналичному расчету нужно вводить одновременно на всех предприятиях – муниципальном и частных, – считает Михаил Трофимов.
Однако полный переход муниципального транспорта на безналичный расчет нецелесообразен, уточняет гендиректор «Воронежпассажиртранса»: у пассажира должна быть альтернатива.
– Людям будет просто неудобно расплачиваться в муниципальных автобусах, и они предпочтут дождаться автобуса от частного перевозчика, где оплатят проезд наличными. В случае, если тариф для оплаты наличными и картой будет дифференцированным, люди пойдут к нам. «Сбербанк» предложил нам оплату с любой карты любого банка, но далеко не у всех эта карта есть. Например, ее нет у школьников, у многих пенсионеров. Я смотрел, как работает оплата по карте в других регионах. В Московской области электронными картами в транспорте пользуются 40-50% пассажиров, в Пензе всего 12%, – говорит Трофимов.
Частный перевозчик: от системы с банковскими картами проиграют транспортники
Председатель городского союза перевозчиков и руководитель одной из крупных частных транспортных компаний Дмитрий Крутских считает, что система, которую планирует ввести «Сбербанк» в муниципальном транспорте, работать не будет.
– Во-первых, банковская карта не будет давать таких привилегий при оплате проезда, как полноценный электронный проездной. Во-вторых, не исключены сбои в работе интернета, что затруднит и работу общественного транспорта, и будет отвлекать водителей. В-третьих, если в автобусах установят терминалы, которые требуют ввода пин-кода для списания средств с карты, это будет неудобно для пассажиров, – считает Крутских.
По мнению эксперта, для перевозчиков система безналичного расчета принесет один большой минус. При переводе средств банк взимает комиссию 3-4% – те деньги, которые будет терять перевозчик. Чтобы транспортные компании не остались в проигрыше, необходимо будет повысить тариф на перевозку, что, в свою очередь, негативно отразится на пассажирах, отмечает Дмитрий Крутских.
Общественник: неизвестно, присоединятся ли к системе частные перевозчики
За введение в Воронеже электронных проездных много лет выступают общественники. Безналичный проезд – самый главный фактор, по которому воронежский общественный транспорт не развивается, говорит руководитель регионального отделения МОО «Город и транспорт» Андрей Фурсов.
Если система будет работать на 15 автобусах из 100, нельзя будет говорить, что город перешел на электронную оплату проезда. Такая система начнет хорошо работать только когда терминалы будут установлены в 80% автобусов, или как минимум в 50%.Андрей Фурсов
руководитель регионального отделения
МОО «Город и транспорт».
– Введение оплаты проезда при помощи карты – это хорошо. Проблема в том, что сейчас такую систему планируют вводить только на муниципальном транспорте, и неизвестно, присоединятся ли к ней в будущем частные перевозчики. Вообще, частным перевозчикам присоединяться невыгодно, но муниципальный транспорт в Воронеже – это всего 15% от общего количества автобусов. То есть если система будет работать на 15 автобусах из 100, нельзя будет говорить, что город перешел на электронную оплату проезда. Такая система начнет хорошо работать только когда терминалы будут установлены в 80% автобусов, или как минимум в 50%, чтобы пассажир мог расплачиваться по карте в каждом втором автобусе. Иначе того эффекта, который ожидают от внедрения проекта власти, не будет, – объясняет Фурсов.
Общественник считает, что введение пониженного тарифа на оплату автобуса с пересадкой улучшит транспортное обслуживание отдаленных районов города.
– Абсолютно для всех пассажиров появляется возможность ездить на автобусах с пересадками, затрачивая на это меньше денег. Например, в Москве время пересадки, в течение которого оплата проезда на втором автобусе будет меньше, составляет 90 минут. В Воронеже это время может составлять 30 минут, – замечает Фурсов.
Пассажир: перевозчики смогут компенсировать затраты на внедрение системы
Воронежец Александр Мамаев – один из тех, кто постоянно пользуется общественным транспортом и с нетерпением ждет появления электронной формы оплаты проезда.
Вероятность того, что часть денег не дойдет от пассажира до компании, снижается в разы. Это компенсирует затраты на комиссию банку. Думаю, что в случае повышения стоимости проезда из-за «затрат» на оборудование ФАС следует заинтересоваться перевозчиком.Александр Мамаев
пассажир.
– Я считаю, что оплата банковскими картами более удобна по сравнению с нынешней системой – как для пассажира, так и для водителя и, собственно, для компании-перевозчика. Пассажир оплачивает проезд на входе, просто приложив банковскую карту к терминалу (бесконтактная система оплаты есть у всех популярных платежных систем). Не нужно копаться в сумке, кошельке в поисках мелочи и потом ждать сдачу. Водителю не нужно отвлекаться от своей работы и принимать деньги или набирать сдачу. Это может значительно ускорить процесс посадки и высадки и снизить вероятность ДТП, – говорит Мамаев.
По мнению горожанина, в первую очередь от нововведения выиграют сами перевозчики.
– Компания-перевозчик гарантированно получает те суммы, которые платит пассажир. Вероятность того, что часть денег не дойдет от пассажира до компании, снижается в разы. Это компенсирует затраты на комиссию банку. Что касается возможного повышения стоимости проезда из-за введения системы банковской оплаты – это полностью на совести перевозчика. Многие банки предоставляют терминалы бесплатно либо за чисто символическую цену, а комиссия составляет около 2,5%. Думаю, что в случае повышения стоимости проезда из-за «затрат» на оборудование ФАС следует заинтересоваться перевозчиком, – считает Александр Мамаев.
Контекст
О введении системы электронного проездного билета для транспорта городские власти задумались в 2013 году. В апреле 2013-го депутаты гордумы внесли изменения в документ, регламентирующий работу общественного транспорта. Парламентарии добавили пункт, по которому оплачивать проезд можно будет и с помощью электронной карты. Планировалось, что система начнет действовать в конце 2013 – начале 2014 года, однако программу отложили.
В середине 2015 года воронежские власти заявляли, что до конца года разработают систему электронных проездных билетов для общественного транспорта. Мэрия озвучивала стоимость необходимых приборов для одного автобуса - от 20 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от вместимости, количества дверей, модели оборудования. Затраты на установку и обслуживания должны были войти в тариф на проезд. Стоимость годового обслуживания в среднем оценивали в 3-4% прибыли транспортной компании, на автобусах которой установлена система.
В марте 2016 года Сбербанк заявил, что готов запустить совместный с муниципальным предприятием «Воронежпассажиртранс» проект по оплате проезда в общественном транспорте при помощи банковских карт. По плану специальные терминалы должны были установить летом, однако затем сроки перенесли на конец 2016 года.