Педагоги и руководители учреждений дополнительного профессионального образования педагогов из 82 регионов приехали в Воронеж на всероссийское совещание по созданию единой федеральной системы научно-методического сопровождения. Масштабный двухдневный форум открылся в четверг, 8 апреля, на базе Воронежского института развития образования имени Бунакова.
На семинар прибыли и сотрудники Академии Минпросвещения России и Министерства просвещения. Многие добирались издалека – из Ингушетии, Чеченской республики, Татарстана, Красноярска и даже Приморского края.
Как в России планируют модернизировать систему подготовки и сопровождения педагогов – в материале РИА «Воронеж».
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Нехватка учителей
Открывая совещание, руководитель областного департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов отметил: символично, что встреча проходит в Воронежском институте развития образования имени Николая Бунакова.
- Этот выдающийся педагог впервые начал проводить летние учительские съезды, которые были прообразами курсов повышения квалификации и непрерывного повышения педагогического мастерства, – отметил Олег Мосолов.
Воронеж для проведения всероссийского совещания выбрали неслучайно – в 2019 году регион вошел в число первопроходцев, в которых открылись центры непрерывного профессионального мастерства педагогов. В Воронеже такой центр работает на базе Института развития образования имени Бунакова (ВИРО). В 2021 году 66 центров непрерывного профмастерства педагогов создадут по всей России.
– В Воронеж приехали наши коллеги, которые курируют центры непрерывного повышения педагогического мастерства по всей стране. Они будут созданы в каждом субъекте, – отметил руководитель областного департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Он подчеркнул, что центр непрерывного профмастерства - образовательный интегратор, который должен сопровождать реализацию всех остальных федеральных и региональных проектов.
Центры непрерывного профмастерства являются элементом единой федеральной системы методического сопровождения педагогов. Они решат важную задачу – проблему нехватки учителей, которая особенно ощущается на селе.
По словам ректора ВИРО Александра Митрофанова, сейчас в Воронежской области средний возраст учителей – 50 лет.
- Анализируя ситуацию, мы понимаем: прирост среднего возраста – год в год. Это говорит о том, что молодежь в систему образования не приходит или приходит очень мало. Через три-пять лет мы можем получить ситуацию, когда пенсионеров в системе образования будет больше. Какие риски с этим связаны? Эти пенсионеры завтра уволятся и уйдут, – подчеркнул ректор.
Эта проблема – не только воронежская. Директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милехин рассказал, что в российских школах работают более 330 тыс. учителей старше 55 лет.
– Разрыв между количеством педагогов, работающих в школе менее трех лет, и количеством их коллег со стажем более 20 лет значителен, – отметил Андрей Милехин.
В ряде школ, где средний возраст учителей превысил пенсионный, уходящих на заслуженный отдых педагогов некем заменить. Их нагрузку вынуждены были взять на себя другие учителя, начав вести предметы не по своей специальности.
– Такая нагрузка и многопредметность хорошего качества образования скорее не дает. Если не предпринять серьезных шагов по привлечению молодых педагогов в систему, это будет большая проблема, – уверен Александр Митрофанов.
«Индивидуальная школа»
Задача, которую возлагают на центры профмастерства, – создать условия, позволяющие эффективно сопровождать педагогического работника.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Готовить будущих учителей начнут еще со школьной скамьи. По словам Андрея Милехина, по всей России создадут 5 тыс. педагогических классов. Они станут педагогическими «точками роста». Причем, для подготовки кадров создадут так называемую «бесшовную» модель сопровождения будущего педагога по маршруту «школа – колледж – университет».
– Необходим единый подход к формированию педагогических компетенций и соблюдению преемственности уровней среднего и высшего педагогического образования, – подчеркнул Андрей Милехин.
– Сейчас каждый уровень образования имеет свои стандарты и решает свои проблемы. Но человеку, который входит в систему образования, комфортно учиться без границ. «Бесшовность» – это когда все уровни образования направлены на единую задачу – поддержки ребенка, потом студента, а дальше – взрослого педагога. Мы одинаково продолжаем сопровождать ребенка до его выхода во взрослую жизнь, а взрослого педагога - до его выхода на пенсию, – рассказал ректор ВИРО Александр Митрофанов.
Ректор Воронежского института развития образования подчеркнул необходимость перейти от понятия «массовая школа» к понятию «индивидуальная школа». Это значит, что школа должна учитывать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, принимать во внимание его интересы.
Фото – из архива
– Педагог не должен фиксироваться только на своем предмете – очень часто учителя начальных классов не видят то, что было с ребенком до того, как он пошел в школу, и не хотят знать, что будет с ним после окончания четвертого класса. Но эти границы надо убрать. Это и есть «бесшовность». И тогда она позволит перейти к индивидуализации, – отметил Александр Митрофанов.
По его мнению, индивидуальный подход нужен и к каждому учителю.
Долгое время подготовка педагогов была оторвана от системы образования как от работодателя:
– Очень часто педагогические вузы навязывали свою историю практики. Мы начали переворачивать эту ситуацию, делать запрос на определенных педагогов.
Мы сказали: «Давайте готовить педагогов вместе на тех стажировочных площадках, которые предлагаем мы». Почему? Эти школы могут дать набор компетенций, которые нужны нам как глобальному работодателю.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Педагогические кванториумы
Спикеры семинара подчеркнули, что современный учитель обязан владеть и навыками передачи знаний с помощью цифровых технологий. По словам Андрея Милехина, Минпросвещения уже решило создать на базе педуниверситетов педагогические кванториумы, которые позволят студентам знакомиться с новейшим учебным оборудованием и овладевать современными педагогическими технологиями.
– В Академии Минпросвещения России такие пространства уже созданы. В ближайшее время эта инфраструктура будет включена в курсы повышения квалификации, – сообщил Андрей Милехин.
По его словам, молодых выпускников вуза Академия будет сопровождать и в первые годы его самостоятельной профессиональной деятельности. Им помогут педагоги-наставники. Андрей Милехин подчеркнул, что на этом этапе молодому учителю важно оказать человеческое участие, ведь именно в это время он принимает решение – оставаться в профессии дальше или уходить.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
– Дальнейший персонифицированный маршрут профессионального развития молодого учителя поможет определить и его первая аттестация на соответствие должности, – добавил Андрей Милехин.
Он рассказал, что в период пандемии болеющих учителей помогли заменить в школе 25 тыс. студентов педагогических вузов.
Эксперт добавил, что в стране апробируют и утвердят новый порядок проведения аттестации на присвоение квалификационных категорий для педагогов. В Академии Минпросвещения примут во внимание, прежде всего, анализ динамики результатов обучения, воспитания и развития школьников. Для опытных учителей будет проработан вопрос утверждения новых квалификационных категорий: «учитель-методист» и «учитель-наставник». Апробация новой модели аттестации начнется уже в сентябре 2021 года.