19 Сентября 2020

суббота, 21:31

$

75.03

88.96

Бесплатный расчет. Что изменится для воронежцев в порядке оплаты за электросчетчики

, Воронеж, текст — , фото — из архива
  • 6591
Бесплатный расчет. Что изменится для воронежцев в порядке оплаты за электросчетчики Бесплатный расчет. Что изменится для воронежцев в порядке оплаты за электросчетчики Когда и как начнут устанавливать и поверять приборы на средства поставщика.

Когда и как начнут устанавливать и поверять приборы на средства поставщика.

В силу вступило постановление правительства РФ, по которому ресурсоснабжающие и сетевые организации будут устанавливать и поверять счетчики электроэнергии за свой счет. Это касается как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета. Что нововведение означает для потребителей – в материале РИА «Воронеж».

Когда начнутся бесплатные поверка и установка?

Постановление правительства, которое перекладывает затраты на поверку и установку счетчиков с собственников квартир на поставщиков, приняли еще в 2018 году. В силу оно вступило только 1 июля 2020-го. Предполагалось, что уже с этой даты поставщики начнут платить, однако коррективы внесла пандемия коронавируса. Ограничительные меры были направлены на то, чтобы сократить контакты между людьми. Поэтому на федеральном уровне приняли решение, по которому срок действия всех устройств продлевается до конца года. То есть поставщики начнут замену и опломбировку счетчиков только 1 января 2021 года.

Но потребитель имеет право потребовать от поставщика бесплатную замену сломавшегося счетчика уже сейчас. При этом в «ТНС энерго Воронеж» (основной поставщик электроэнергии в областном центре) предупредили, что по законодательству услуга может быть оказана в течение шести месяцев. В течение первых трех месяцев с момента поломки начисления будут делать по среднемесячному потреблению, а затем по нормативу.

Как будет действовать новое постановление?

Если индивидуального или общедомового счетчика нет, он сломался или истек срок его эксплуатации, то с 1 января установить его должен будет поставщик.

Общедомовые приборы учета не будут входить в состав общедомового имущества. Проводить техосмотр, техобслуживание и регулярные поверки также станет поставщик. Однако снимать показания будут управляющие компании и ТСЖ.

Жители теперь смогут забыть о сроках поверки индивидуальных счетчиков.

– Раньше, если жилец не сдал прибор на поверку, ресурсоснабжающая организация начинала делать начисления по среднемесячному потреблению в первые три месяца с момента просрочки, а с четвертого – по нормативу с повышающим коэффициентом. Теперь же обязанность следить за сроками лежит на поставщике, – рассказала юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова.

Если же поставщик не спешит опломбировать прибор, то собственник будет платить за ресурс меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем на 40% в месяц.

Собственникам квартир остается только снимать показания с индивидуальных приборов учета, а также следить за их сохранностью.

Как будут устанавливать счетчики?

В Воронеже сейчас индивидуальные счетчики стоят не во всех квартирах старого жилого фонда. В теории поставщик должен по своей инициативе установить приборы. Как пояснила Ольга Дятлова, поставщику самому не выгодно, когда люди платят по нормативу, ведь зачастую объем фактического потребления оказывается выше. Однако если поставщик не торопится установить прибор, потребитель может сам обратиться с соответствующим заявлением.

– Потребитель должен направить заявление с приложением копии паспорта (собственника или доверенного лица), копий документов, подтверждающих право собственности (социального найма), копии документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего заявление, – пояснили в «ТНС энерго Воронеж».

Если же сам потребитель отказывается от установки счетчика, то есть не пускает представителей компании-поставщика в квартиру, то платить ему придется больше. По новому постановлению, если житель дважды не пропустит поставщика для установки, замены, поверки или обслуживания прибора учета, ему придется платить за свет полтора норматива.

Ольга Дятлова отметила, что поставщик может попасть в квартиру без желания жильца, обратившись в суд:

– Есть судебный порядок предоставления доступа в квартиру. Жителя обязаны уведомить о том, что будут проводиться работы с прибором учета. В уведомлении должно быть указано, что если человек не имеет возможности принять специалистов в указанное время, то он должен обозначить удобное для него. Ресурсоснабжающая организация в суде должна будет доказать тот факт, что она направляла уведомления надлежащим образом. Если компания выиграет суд, в квартиру она попадет уже с приставами.

Счетчики, установленные на лестничной клетке, будут поверять и менять без уведомления жителей.

Что станет с тарифом?

В нововведении есть и минусы для жителей. Поставщикам выгоднее предусмотреть расходы на работу с приборами учета в тарифе для населения. Если так, то деньги все равно будут платить потребители.

В «ТНС энерго Воронеж» на вопрос, планируют ли они включить затраты на приборы в обоснование повышения тарифа, ответили:

– Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. По мере направления обосновывающих документов от гарантирующего поставщика областное управление по госрегулированию тарифов будет принимать решение о включении таких затрат в сбытовую надбавку ПАО «ТНС энерго Воронеж».

Сбытовая надбавка учитывается при формировании тарифа для населения.

Имеет ли право поставщик предложить платную услугу?

Если поставщик предлагает не ждать шесть месяцев, а получить новый счетчик быстро, но за деньги, то, по словам Ольги Дятловой, соглашаться не стоит. Предоставление услуги по платному договору будет являться нарушением.

– Можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Даже если потребитель заплатит, а потом поймет, что совершил ошибку, он через надзорное ведомство сможет вернуть деньги, – добавила юрист.

Когда счетчики станут «умными»?

Передача поставщикам обязанностей по установке приборов учета – первый шаг по переходу на автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (так называемые «умные» счетчики). Приборы автоматически передают показания поставщикам электроэнергии. Потребителям снимать их не придется. Это обеспечит справедливость начислений, прозрачность платежей: расчеты день в день, дисбаланс отслеживается мгновенно, реакция на аварию моментальная. Вмешаться в работу прибора учета и остаться незамеченным станет невозможно.

– Когда поставщики ресурсов начнут устанавливать интеллектуальные приборы учета (ИПУ), собственникам квартир будет очевидна и финансовая выгода при оплате квитанций. Единовременное снятие показаний всех ИПУ в доме позволит максимально точно рассчитать ресурс, потребленный на содержание общедомового имущества, – сообщила Ольга Дятлова.

«Умные» счетчики стоят недешево – в среднем около 5 тыс. рублей, тогда как стандартный прибор учета можно приобрести за 1 тыс. Правительство не стало обязывать жителей за свой счет устанавливать такие приборы, поэтому траты и переложили на поставщиков ресурсов.

Переход к современным технологиям будет поэтапным.

С 1 января 2021 года «умные» счетчики начнут устанавливать в новостройках застройщики. Поставщики электроэнергии будут обязаны переходить на такие приборы только с 2023-го.

– ПАО «ТНС энерго Воронеж» будет осуществлять установку интеллектуальных приборов учета в сроки, указанные в действующем законодательстве. Приборы учета электрической энергии заменят на «интеллектуальные» не за один год, а по мере истечения срока эксплуатации или выхода из строя по причине поломки прежних, а также в связи с отсутствием счетчиков в домовладении, – уточнил поставщик.

Что говорят эксперты?

Ольга Фролова, руководитель Воронежского центра общественного контроля в сфере ЖКХ:

– До 1 января будут принимать показания приборов учета, даже если вышел межповерочный интервал. То есть никто точно не может сказать, правильно ли сейчас работает счетчик. Пока непонятно, не приведет ли это к тому, что с 1 января, то есть после поверки счетчиков, жителям будут перерассчитывать плату, если прибор окажется неисправным. Что касается «умных» счетчиков, то сама по себе идея замечательная. Жителям это принесет пользу. Но из-за пандемии сроки могут отложить. Определенности сейчас никакой нет.

Алла Голованова, эксперт в сфере ЖКХ:

– То, что затраты на установку и поверку приборов учета переложили на поставщиков, проблему не решит. Если люди не устанавливали счетчики или не подавали их показания, потому что им выгоднее платить по нормативу даже с повышающим коэффициентом, они все равно продолжат это делать. В итоге поставщик просто потратит деньги. «Умные» счетчики проблему как раз решат, но их введение начнется только через несколько лет. Сейчас поставщикам никто не запрещает устанавливать обычные. «Умные» приборы также вызывают вопросы. Каким образом жители будут контролировать справедливость начислений, правильность работы этих счетчиков? Когда речь идет о программном обеспечении, могут случаться сбои. Пока я не очень понимаю, как это все будет работать. Всегда найдутся люди, которым платить по счетчику невыгодно. У поставщика не хватит ресурса, чтобы зайти во все такие квартиры вместе с приставами. Добросовестным плательщикам, может, нововведение и в плюс. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: