Эстрадный дуэт из писателя-сатирика Аркадия Арканова и пианиста-виртуоза Левона Оганезова выступил на днях в Воронеже. Артисты сыграли юмористический спектакль «Смех сквозь ноты». Анекдоты, дружеские шаржи, смешные зарисовки, байки из жизни звезд – и все это под веселые музыкальные интерпретации, зарядили зрителей хорошим настроением на несколько недель вперед.
В тандеме Аркадий Михайлович и Левон Саркисович приехали в наш город впервые, а поодиночке, как выяснилось, бывали здесь несчетное количество раз. И отнюдь не с рабочими командировками. О том, как любимцы публики в молодости крутили шуры-муры с воронежскими красотками, читайте здесь.
Сегодняшний юмор принято ругать, мол, шутки стали ниже пояса. У Арканова на этот счет свое мнение:
– Не собираюсь никому навязывать свои вкусы, но я за то, чтобы была конкурентность в жанре сатиры и юмора, – говорит писатель. – Взять, к примеру, телевидение. Мы переключаем с одного канала на другой и видим практически одно и то же. Представьте, что вам запретили готовить еду дома, все рестораны и магазины закрыли, оставили только фаст-фуд. А есть-то хочется. И что вы будете делать? Правильно: питаться тем, что есть, – то есть фаст-фудом. И сами не заметите, как привыкнете к нему. У человека всегда должен быть выбор, а на нашем телевидении его не предоставляют. То, что мы сегодня видим, это снижение планки, отсутствие формы. К сожалению, мало кто из нынешних юмористов пересказывает произведения великого Зощенко или Чехова. Все сводится к тому, чтобы выдать какую-то баечку, похабный анекдот - лишь бы получить успех. Когда у человека высокий уровень жизни, то ему, конечно, хочется веселиться любыми способами. Но когда человек не находится на высоком уровне, а веселится по любому поводу, это грозит какими-то нехорошими последствиями. Я не за запреты. Я за то, чтобы мы помнили, что есть еще и другой юмор – высокий, интеллектуальный, и его тоже нужно придерживаться. А тут уж человек сам вправе выбирать, какой юмор ему ближе.
Как председатель общероссийского фестиваля эстрадного искусства и юмора я объездил неоднократно всю Россию от Владивостока до Калининграда и пришел к такому выводу: чем дальше от мегаполиса находится человек, тем он талантливее. Тот уровень эстрадного искусства, который сейчас в Москве и Питере, уже невозможно ни смотреть, ни слушать. Непонятно, что поют - ужасные примитивные мелодии и звуки большого барабана. И чем дальше я от этих городов, тем больше встречаю самородков. Приятно, когда мы их находим – это сродни ощущению, когда у тебя родился ребенок. Из Самары несколько лет назад дуэт баянистов принимал участие в нашем конкурсе, стал победителем, а сегодня это известный на всю страну «Баян-микс». Это наше открытие, их никто не знал. А сколько еще есть замечательных музыкантов, балалаечников, скрипачей!
Что же касается юмористов, в особенности начинающих, то тут мэтр дает такой совет:
– Чувство юмора, конечно, можно усилить, если оно есть изначально. А для этого нужно повышать свой интеллектуальный уровень, начав изучать классику: Зощенко, Гоголя, Чехова. Нужно пройти всю историю юмора, чтобы прийти к его современному пониманию.
Левон Оганезов, который умеет рассмешить музыкой, тоже отсылает современную молодежь к классикам:
– В искусстве мы уже несколько раз наблюдали ситуацию «мы все разрушим до основания, и вот потом…». Это привело к тому, что из памяти нации исчезают элементарные вещи. Сегодняшнее молодое поколение – замечательное, развитое,умное. Но, увы, не знает простых вещей: кто написал слова песни, кто сочинил музыку. В отличие от многих стран у нас есть замечательные поэты и композиторы. И такое не знать! А ведь это наше достояние. В Воронеже, слава Богу, еще остались музыкальные школы, где очень недорого можно дать ребенку начальное музыкальное образование – чтобы он разбирался в жанрах, чтобы мог, в конце концов, отличить симфонии Бетховена! Однажды у меня брала интервью одна умненькая, энергичная, образованная журналистка. И я во время беседы обмолвился о синдроме Плюшкина. Она не поняла, кто это, так как Гоголя не читала. Позор! Как можно работать журналистом, не зная нашу классику?! Отсюда у молодежи и разное впечатление от юмора… Я иногда смотрю шоу «Уральские пельмени» – это очень хорошая программа, там потрясающе образованные актеры, авторы, режиссеры. Я за такой юмор.
А нынешним подросткам могу такой совет дать: просыпайтесь с улыбкой, завтракайте, не ленитесь, не опаздывайте на работу. Делайте все вовремя, тогда будете все успевать, и у вас останется много свободного времени. Чем больше ребенок занят, тем больше у него свободного времени. Когда я говорил маме, что мне скучно, она отвечала: «Книгу почитай». Так что, читайте книги, друзья!
– Левон Саркисович, как вам удается совмещать музыку с юмором, а юмор с музыкой?
Оганезов: – Занятия музыкой – очень серьезная штука, требующая полного погружения. А многочасовые репетиции, творческое напряжение периодически требуют разрядки. Спасаемся анекдотами. Кстати, самые смешные анекдоты рассказывают оркестранты в курилке. Потом эти байки подхватывают эстрадные артисты и со сцены отправляют уже в народ. Так что, без юмора у нас никуда!
Арканов: – А я не люблю людей, которые бесконечно, по любому поводу, острят. Меня раздражают персонажи, которые в каждом событии жизни видят что-то неприятное. Все вперемешку должно быть. И когда я встречаю вот таких постоянно острящих людей, я всегда говорю: "Представьте себе, что выдающийся клоун в своем наряде, со своим комичным голосом приходит домой и, не раздеваясь, тем же дурацким голосом общается с женой, детьми…". Через неделю вся семья от него уйдет, потому что вынести это невозможно. Поэтому нельзя из юмора делать профессию.
Оганезов: – Помню, музыканты из оркестра Утесова рассказывали, как приехали в военный округ. Два часа шел концерт, а потом, как водится, – банкет. И к Утесову подходит генерал со словами: «О, Леонид Осипович, вы нам что-нибудь споете?». На что Утесов сказал: «С удовольствием! Если вы нам что-нибудь постреляете!». Больше он там не был.
Арканову и Оганезову на двоих – 152 года, много десятилетий они дружат домами, вместе ездят по гастролям. Забавных случаев в дороге накопилось – вагон. Некоторыми артисты поделились с РИА «Воронеж».
Оганезов: – Мы идем по Бруклину, в Нью-Йорке, мимо магазина. Стоят молодой парень и старичок. Аркашу узнает молодой и говорит: «Здравствуйте-здравствуйте, заходите к нам в магазин!». А старичок спрашивает: «Кто это такой?» - «Ты что, не знаешь? Это ж писатель Арканов!» - «А что он написал?» - «Понятия не имею!».
Арканов: – В Москве на улице к нам с приятелем подошла одна женщина, протянула руку моему другу и говорит: «Мужчина, выручите десяточкой». Он не дал, сказал, что в казино все проиграл. А я интеллигентно полез в карман, достал купюру, протянул ей. Тетка отводит мою руку в сторону и, ни на кого не глядя, произносит: «Я просила деньги у мужчины. А вы не мужчина. Вы – Задорнов!». И пошла. До сих пор не знаю, мне радоваться или огорчаться. А однажды в самолете американка пристала ко мне, автограф взять хотела, думала, что я Брюс Уиллис. Я ей сказал: «Нет, я его отец!».
– Друг друга когда-нибудь разыгрывали?
Оганезов: – Нет, никогда! Я могу придумать розыгрыш, но довести его до конца не получается: мне всегда становится жалко человека.
Арканов: – Как-то летел в самолете с одним известным композитором и его женой. Их очень заинтересовало, зачем это я кроссворд разгадываю. Ну я и ответил: «Разве вы не знаете? За разгаданные кроссворды деньги дают, по 100 рублей за каждый». Так жена этого композитора поверила и начала уговаривать его купить стопку кроссвордов – раз Арканов на них деньги зарабатывает. Бывают же доверчивые люди! Но нужно разыгрывать все-таки по-доброму.
Напоследок друзья поздравили воронежцев с наступающим Новым годом, а Левон Сарквисович вспомнил новогодний анекдот, как мальчик пишет письмо Деду Морозу и кладет его под подушку: «Дорогой Дедушка Мороз! Пожалуйста, если можешь, пришли мне тысячу рублей». Папа, прочитав записку, решил, что тысяча – это многовато, и положил ему под подушку пятьсот рублей. На следующую ночь мальчик написал: «Спасибо, Дедушка Мороз, только в следующий раз отдавай мне деньги лично, а то папа забирает половину!».