Как уже сообщало РИА «Воронеж», в концертном зале Event-Hall стартовал оригинальный проект «Другая музыка». Суть его в том, что раз в квартал на сцене будет происходить музыкальная битва с участием сразу двух рок-групп или альтернативных исполнителей. Победителя определят зрители путем голосования, и следующим летом все отобранные меломанами артисты выступят в фестивале «Другой мир», который также пройдет в Event-Hall. А первыми на музыкальном ринге сошлись группы «Billy’s Band» и «Дельфин». С отрывом всего в пять голосов победил последний.
РИА «Воронеж» встретилось с Андреем Лысиковым перед концертом. Музыканту уже 41 год, но выглядит он также молодо, как и во времена скандального «Мальчишника», а ведь прошло больше двадцати лет! «Даже не знаю, в каком возрасте ко мне можно будет обращаться по имени-отчеству, - сказал Андрей в начале беседы. - Наверное, все будет зависеть от собеседника и от нашего с ним контакта, насколько он сам будет готов меня так назвать. Пока же Андреем Вячеславовичем меня называют только учителя сына в школе. Но хожу я туда крайне редко, потому что терпеть не могу все эти родительские собрания».
- Андрей, вы как-то признались, что не можете исполнять свои старые песни, потому что больше не верите в то, о чем пели раньше. Это связано со взрослением?
- Думаю, да. И с тем, что изменилось качество музыки, которую я сейчас исполняю. То, что я делал раньше, сегодня мне кажется совершенно непотребным. К тому же, мне хватает того, что я исполняю сегодня на концертах. Песни – это все-таки не фотографии… Тем более, когда ты исполняешь их 500-600 раз, любая первоначальная эмоция теряется или приобретает совершенно новый смысл в определенном жизненном контексте.
- Вы не верите в Бога, но при этом называете себя «божественным атеистом», верите во все красивое. Как это понимать?
- Это всего лишь красивые слова.
- А тяжело ли быть атеистом, когда все вокруг верующие?
- Да, причем очень сильно, но это придает мне сил.
- В чем еще черпаете силы и вдохновение?
- В первую очередь, в своих близких и в самом себе - в нескончаемом желании доказывать самому себе, что я могу сделать лучше, чем делал раньше.
- В одном интервью вы сказали, что в последнее время на творчество вас вдохновляют мультики, которые смотрят ваши дети. Что это за мультфильмы?
- Как правило, это большие нерусские мультфильмы, которые выходят на широкий экран. А дома мы смотрим много детских каналов, вроде Nickelodeon и Cartoon Network. И знаете, уровень иностранных детских каналов намного выше центральных каналов отечественного телевидения. Их может смотреть не только ребенок, но и взрослый. И получать от этого огромное удовольствие.
- Обычные каналы совсем не смотрите?
- В основном, новостные. Euronews, например.
- А вас волнуют какие-то общественные процессы?
- Я бы не сказал, что они меня волнуют. Но поскольку я живу не в вакууме, то все эти общественные вещи меня, скорее, раздражают. И волей- неволей приходится как-то реагировать. Но я бы не хотел становиться их участником.
- В середине июля на аукционе eBay в поддержку фонда Эмми Уайнхаус (молодой эксцентричной английской певицы, скончавшейся в 2011 году от алкогольного отравления) была продана футболка с вашим рисунком. Почему из российских музыкантов организаторы выбрали именно вас?
- Потому что мы сотрудничаем с компанией, которая является дистрибьютором eBay. Но, насколько я знаю, помимо нас в этом проекте приняли участие еще какие-то дизайнеры, редакции журналов и прочие коллективы из России. Единственное, чем мы отличились, так это ценой лота. Наша футболка была куплена дороже всего.
- Уайнхаус умерла в возрасте 27 лет, недавно ушел из жизни лидер «Короля и шута» Михаил Горшенев, который не дожил до своего сорокалетия несколько недель. Как думаете, почему молодые музыканты уходят так рано?
- Думаю, что это нормальный процесс. Смерти вокруг нас происходят каждый день, просто судьба известного человека у всех на виду. Вот и все. Конечно, плохо, когда умирают молодые, нужно жить долго и счастливо. Но что для этого сделать, я не знаю. Изначально все зависит от самого человека.
- В последнее время увеличилось количество суицидов среди подростков. Многие связывают это с влиянием депрессивной музыки, вроде «Tokio Hotel». В вашем творчестве, кстати, тоже присутствует немало песен о смерти. Согласны ли вы, что музыка и подростковые самоубийства имеют связь, или это обусловлено какими-то другими вещами?
- Возможным катализатором самоубийства может явиться все, что угодно. Но причина, я думаю, не в музыкальном произведении и не в выпитой бутылке водки. Причина любого такого поступка гораздо глубже. Такое решение не может прийти спонтанно после многократного прослушивания одной и той же песни. Это должно быть очень глубокое и вынесенное решение. А если это происходит спонтанно и сгоряча, то значит, человек был болен изначально, у него были какие-то физические нарушения. Поэтому связывать музыку и самоубийства не стоит. Таким же катализатором может явиться любое художественное произведение: книга, стихотворение, кем-то случайно оброненное слово. Это неконтролируемый процесс… Я не слежу за статистикой подростковых суицидов. Возможно, как отцу двоих детей мне и стоило бы серьезно взглянуть на эту проблему...
- В Воронежском ТЮЗе в 2010 году был поставлен спектакль «Я буду жить» на вашу музыку, вы его видели?
- Нет, вообще первый раз об этом слышу. Но если то, что мы сделали когда-то, нужно кому-то сейчас, то мы всегда даем принципиальное согласие.
- То есть разбираться по поводу авторских прав не будете?
- Бывают разные случаи, часто нашу музыку хотят использовать в кино. Мы знакомимся со сценарием и, если видим, что он недостаточно хорош для нашего аудиоряда, то рекомендуем авторам найти другого исполнителя.
- Андрей, вы как-то сказали, что современное искусство - это самый быстрый способ подняться и добиться популярности. На ваш взгляд, есть ли какие-то тенденции в современном искусстве, которые, возможно, в будущем станут классикой?
- Если честно, я не большой знаток современного искусства, не могу даже назвать имен популярных художников и не разбираюсь в течениях. Мое виденье поверхностно. Думаю, пройдет время, и останутся люди, которые будут наше поколение отличать от поколения будущего. Такие люди были в прошлом, есть и сейчас. Благодаря новым технологиям появилось больше возможностей донести до окружающих то, что ты делаешь, и это здорово. Однако наличие, скажем, хорошей фототехники еще не делает человека хорошим фотографом.
- Кстати, о новых технологиях. Как относитесь к краудсорсингу – системе, когда поклонники перечисляют своим кумирам деньги на запись альбомов? «Billy’s Band» активно пользуются спонсорской помощью фанатов.
- Сейчас у меня нет достойной идеи, за которую я бы мог попросить денег у своих поклонников. Если такая появится, и я действительно буду нуждаться в средствах, возможно, я и воспользуюсь этой системой.
- А вам хватает собственных денег для выпуска альбомов?
- Деньги - такая вещь, их никогда не бывает много. Конечно, если бы денег было больше , мы бы и вкладывали в творчество больше и, возможно, стали бы еще интереснее для поклонников. Но я доволен и тем, что с нами происходит. Главное, разумно распоряжаться тем, что имеешь.
- Вы бесплатно выкладываете свою музыку в интернет. А группа «Машина времени» очень негативно к этому относится и считает, что за все нужно платить, включая песни в Сети.
- Поклонники «Машины времени» столько лет им ни за что не платили, что пора бы и раскошелиться! Просто у нас в стране пользователи интернета пока не готовы платить за музыку, им проще скачать бесплатно. Запрет на бесплатное скачивание в случае конкретно с «Дельфином» послужит лишь препятствием для продвижения того, что мы делаем. Поэтому пусть лучше даром скачивают , чтобы больше людей услышало и пришло на наши концерты. Тем самым мы больше заработаем денег. Пока концерты - это наш основной источник дохода.
- Расскажите о вашей аудитории, меняется ли она со временем?
- Есть люди, которые много лет посещают наши концерты, – это очень приятно, и говорит о том, что они тоже вместе с нами меняются. Проходит время, и они сочувствуют нашим удачам и неудачам, что вдвойне приятно. Здорово, что появляются молодые люди. Мы даже пробовали проводить в Сети соцопрос на тему, кто с какого момента начал слушать проект «Дельфин», и больший процент пришелся на пластинку «Юность», нашу предыдущую работу. Значит, у нас еще большой запас по слушателю впереди.
- К слову о концертах. Почему на своих выступлениях вы никогда не общаетесь с публикой? Поклонникам ведь интересно узнать новости из первых уст, услышать какие-то увлекательные истории…
- Каждый коллектив – это определенная эмоция, за которой зрители и приходят на концерт. Если вы ждете какого-то общения от человека с гитарой, тогда вам следует посетить «Грушинский фестиваль». Приходя на группу «Чайф», люди точно знают, что сейчас будет такой приятный междусобойчик, коммунальная история на кухне. Приходя на «Коррозию металла», все понимают, что это угар и адская содомия. То, что происходит в проекте «Дельфин», это такая странная эмоция, которую в реальной жизни мало кто может испытать, но на концерте человек ее получает или думает, что получает. Опять же, каждый наш концерт – это небольшой спектакль. И в нашем случае все слова, которые можно произнести со сцены, заключены именно в суть музыки и могут находиться только там. Думаю, любое слово, сказанное или оброненное со сцены случайно, способно разрушить некую театральность происходящего. Поэтому мы предпочитаем не разговаривать.
- Как относитесь к тому, что ваш друг Сергей «Паук» Троицкий из «Коррозии металла» постоянно баллотируется в мэры то Химок, то Можайска? Вы бы не хотели попробовать себя в политике?
- Не хотел бы. Думаю, это слишком большая ответственность и очень затратное времяпрепровождение. А что касается Сергея, так это как раз в его ключе : совершать какие-то авантюрные поступки, заранее обреченные на провал.
- Андрей, а вы бы согласились поучаствовать снова в такой авантюре, как группа «Мальчишник»? Наверняка же вам поступают предложения о воссоединении проекта?
- Поступают. Но все заказчики, как правило, остаются недовольны ценой, которую я им озвучиваю. Я соглашусь спеть песни «Мальчишника» только за баснословную сумму денег, которая раз и навсегда решила бы все мои финансовые проблемы. Не буду даже озвучивать ее, там слишком много нулей…
