Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин рассказал воронежским студентам и журналистам об отличиях российской и украинской пропаганды, о том, что журналистика как гуманитарная специальность исчезла и куда идти, если личное мнение автора не совпадает с позицией редакции. Встреча прошла на журфаке ВГУ в рамках II Открытого регионального медиафорума во вторник, 25 ноября.
О свободе слова отдельно взятого журналиста
– Мое мнение, озвученное на факультете журналистики МГУ почти два года назад, не изменилось. Я считаю, что труд журналиста ничем не отличается от труда любого другого наемного работника. Начальник вправе говорить, что, как и когда делать подчиненному. Если не нравится, можно найти себе других начальников, с мнением которых вы согласны. Или вы можете открыть свое СМИ, или вести блог, капитализировать его, стать медиамагнатом и самому говорить журналистам, которых наймете, что и как они должны делать. До тех пор, пока вы не стали начальниками, извольте слушаться. Право журналиста отказаться от работы заключается в том, чтобы пойти на улицу и найти себе другую работу. У нас крепостного права нет. Возвращаясь к своему высказыванию, не нравится один дядя, найди себе другого дядю. В России 90 тыс. зарегистрированных средств массовой информации, каждый может найти себе по душе.
О деньгах и людях
– Во всех сферах: в журналистике, экономике, промышленности, сельском хозяйстве, спорте – везде самый главный вопрос сейчас даже не про деньги, а про людей. Полбеды, если нанятый специалист что-то не сделал. Страшно, если за ним надо переделывать. Сегодня не хочется иметь таких работников. Только в студенческой аудитории специалиста вырастить нельзя. Ищите себе места, где можно учиться на практике. Разумеется, вам будут давать самую грязную работу, ту, которую не хотят делать все остальные. Это нормально и даже хорошо: вы пройдете весь путь. Но многие практиканты так не хотят. Большинство приходят с вопросом: "Сколько мы будем зарабатывать?". Нисколько! Работодатель в вас уже вкладывает – ресурсы компании, свое время, деньги, в конце концов. Разумеется, может получиться бриллиант, но сначала за бриллиантом надо переделывать. В медиапространстве Воронежа условия для практики созданы.
Об образовании
– Я не верю в эффективность факультетов и институтов, я верю в эффективность людей. Вы можете найти хорошего журналиста даже в паровозном техникуме. В России на ведущих позициях в медиа журналистов вы не увидите. Но это не значит, что на журфаках надо ставить крест. Все в руках человека, хотя элемент везения тоже присутствует.
Министерство связи и массовых коммуникаций решило провести опрос работодателей, насколько они удовлетворены качеством выпускников институтов, которые готовят специалистов для медиаотрасли. При этом мы сразу заявили, что нас не интересует, что происходит внутри этих вузов, сколько там преподавателей, какая там программа. Нас интересует только одно, насколько работодатель удовлетворен сотрудником, который к нему пришел. На основе этого мы сделаем и опубликуем рейтинг вузов. После того, как мы опросим работодателей, студенты будут знать, куда им нести свои деньги. Таким образом, мы воздействуем на рынок образования.
Об унификации
– Еще с советских времен считалось, что проще экономиста обучить журналистике, чем журналиста обучить основам экономики. Хорошая газета могла себе позволить отдел науки, отдел сельского хозяйства, отдел космоса. В них работали люди, которые очень хорошо разбирались в узких специализациях. Мы сейчас отошли от этой модели, у редакций стало меньше денег. Современного журналиста сегодня посылают писать о самолетах, завтра о новой породе коров, потом о поисках маньяка – это реальные примеры из воронежской журналистики. Благо сейчас есть интернет, за пару часов можно погрузиться в проблематику.
О журналистике, филологии и IT
– Один из самых сильных медиафакультетов в стране – в ростовском техническом университете. Там обучают как раз на стыке технических дисциплин и журналистики. Журналистики как гуманитарной специальности в чистом виде не существует. Если сейчас смотреть, к чему ближе журналистика – к филологии или IT – я бы ответил, что к IT.
Похожая проблема кадров в кино. Те, кто выпускаются из ВГИКа, к съемкам коммерческого кино не приспособлены. Сейчас на съемочной площадке все определяет не режиссер, а продюсер. В Санкт-Петербурге киношники говорят, что перестали брать на работу выпускников института кино и телевидения, а берут из университета телекоммуникаций Бонч-Бруевича, института связи.
О российских СМИ
– Телевидение я смотрю для развлечения, так как новости читаю в интернете. Это быстрее. Как развлекательные мне нравится программа «Голос» на «Первом», линейка документальных фильмов на «России-24».
Сейчас меня разорвут, но если говорить про репортерскую журналистику, то очень сильная школа в газете «Жизнь» и канале Lifenews. Потому что они жесточайшим образом заставляют журналистов нарывать эксклюзивную "горячую" информацию. Это активная репортерская работа. Если говорить об экономических изданиях, мне «Коммерсант» ближе, чем «Ведомости», которые часто уходят в заумь. Они пытаются быть узконаправленными, что у них абсолютно не получается. Для широкого читателя они пишут скучно, но никогда не смогут написать для узкого профессионала, который реально в этом разбирается. Газета загнала себя в ловушку. «Коммерсант» с более стебным подходом исходит из того, что новость – это элемент развлечения. Это то, чему надо учиться всем журналистам: надо быть легким и интересным, оставаясь при этом содержательным.
О пропаганде в России и Украине
– В России на административном уровне не запретили ни одного украинского СМИ. В Крыму у некоторых операторов до сих пор в кабельных сетях остаются украинские каналы. Когда они рассказывают населению Крыма, что происходит у них и в России, уровень патриотизма у них возрастает. Так что украинская пропаганда нестрашная. Более того, при воздействии на российского зрителя она производит прямо противоположное впечатление. А российская точка зрения для Украины, видимо, является страшной. Потому что такого количества запретов, которые были введены в отношении российских СМИ, я думаю, за последнее 10-летие мы нигде в Европе не наблюдали. Начиналось с новостей, сейчас дело пошло дальше. Украина стала запрещать российские фильмы, сериалы. Запрет – это оружие слабых, неуверенных в себе, боящихся другой точки зрения. Россия в этом отношении ведет себя спокойнее. У нас разнообразие мнений внутри страны куда больше, чем на Украине. У нас всеобщего единодушия нет, в разных газетах, соцсетях и многих семьях ведутся жаркие дискуссии. Все эти точки зрения существуют. На Украине очень многие просто боятся высказываться. В этом, я думаю, заключается главное различие в подходах.
Справка РИА «Воронеж»
Алексей Волин прибыл в Воронеж в рамках II Открытого регионального медиафорума, который проходит 25 и 26 ноября. До встречи на журфаке замминистра обсудил с губернатором Алексеем Гордеевым реформу воронежских государственных СМИ.
Алексей Волин – заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, курирует государственную политику в области СМИ. Неоднократно высказывал, что журналистика является бизнесом. В феврале 2013 года разразилась дискуссия вокруг высказанной Алексеем Волиным позиции на конференции на факультете журналистики МГУ. Замминистра сказал: «Любой журналист должен твердо помнить, что у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Это все бизнес. Задача журналиста – зарабатывать для тех людей, которые его наняли. Нам четко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он им платит».