Юбилейный фестиваль «Джазовая провинция» стартовал в Воронеже в воскресенье, 1 ноября. Корреспонденты РИА «Воронеж» побеседовали с руководителем фестиваля Александром Лукиновым и узнали о музыкальной политике в разных странах, особенностях программы-2015 и том, как на ней сказался финансовый кризис.
– Как кризис и курс евро повлияли на программу?
– Все подорожало – бензин, билеты, авиабилеты. Ни один кризис никогда еще не отражался на любом мероприятии положительно с точки зрения его экономики. Но с художественной точки зрения кризис – это иногда даже плюс. Когда все хорошо, ты можешь идти по накату, а когда человеку приходиться думать, находить новые ходы, это дает возможность посмотреть на все с другой стороны. Тем более, в этом году Воронеж – культурная столица СНГ, и фестиваль «Джазовая провинция» включен в перечень мероприятий, которые проходят в этой программе. Так у нас появился коллектив из Белоруссии. Еще у нас выступает Вагиф Садыхов – это пианист, который вырос в Азербайджане и много организовывает там различных мероприятий. И Сергей Манукян, который сейчас живет в Москве, но он армянин. Мы познакомились с людьми из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана – это хорошие, интересные, серьезные музыканты. Там вообще все хорошо. Пусто и хорошо. Конечно, мы не должны ориентироваться только на американский, европейский джаз, мы должны быть в контексте. Мировая культура – это все-таки немного больше, чем то стандартное, к чему все привыкли. Конечно, никто так не сыграет и не споет блюз, как человек с темной кожей, у которого это заложено в генах. Это определенный стандарт, но мы должны двигаться дальше. Все-таки миссия фестиваля – показать разные стороны одной медали.
Фото – Софья Успенская (из архива)
– Что собой представляет джаз стран СНГ?
– Не могу сказать, что это что-то невероятно яркое. Безусловно, в российском джазе происходят более интересные вещи, и, конечно, многие музыканты переезжают в Россию, либо в Европу, Америку. Но, в то же время, у меня сложилось впечатление, что Азербайджан находится в очень хорошем состоянии, там много молодых интересных коллективов. В Узбекистане тоже есть, на удивление. К сожалению, коллектив из Узбекистана не смог приехать, потому что на это время у них уже были запланированы гастроли. То есть процесс идет, и в каждой стране есть своя джазовая прослойка, свои коллективы, молодые талантливые ребята, и я думаю, в будущем мы будем контактировать. В Узбекистане на самом деле все хорошо, люди учатся, есть интернет. Конечно, границы стираются, сейчас на развитие музыки влияет не удаленность от каких-то центров, а желание самого человека развиваться. Все возможности сейчас есть, это мы раньше перепечатывали ноты, переписывали бобины, доставали пластинки, а сейчас набрал в интернете – и смотри лучшие образцы, не вставая с кресла. Я думаю, это приведет в будущем к качественному скачку, то есть к развитию как минимум технического мастерства.
– Где еще пройдет «Джазовая провинция»? Программа в Воронеже отличается от программы в других городах?
– Несмотря ни на что, фестиваль будет проходить в десяти городах. Фестиваль – это явление, которое не должно зависеть от обстоятельств. Его художественная составляющая не должна страдать. Дается это не просто. Но фестиваль состоится и в Орле, и в Курске, и в Воронеже, и в Белгороде, и в Липецке, и в Туле, и во Владимире, и в Ярославле, и в Брянске. Конечно, везде приходится ужимать программу, где-то фестиваль будет длиться всего один день. В Воронеже мы постарались сделать насыщенную программу. У нас определенный уровень, более высокий. У нас будут играть Вагиф Садыхов с Игорем Золотухиным, ученики джазовой студии Игоря Файнбойма, оркестр Олега Лундстрема. Мы много работаем с посольствами – нам помогают привозить музыкантов посольство Норвегии, посольство Эстонии, посольство Нидерландов и институт Гете. В программе фестиваля представлены и молодые ребята, которые будут выступать в книжном клубе «Петровский», и Happy55. Интересный немецкий коллектив Johannes Maas Trio, и конечно, голландские музыканты, которые уже приезжали к нам до этого – Стевко Буш и Пауль ван Кеменаде. И Ван Кеменаде привез свой проект «Трехгорный бас». Это тоже интересно – постмодерновая музыка современного звучания. И, конечно, на завершающий день у нас будет чудесное, великолепное трио Espen Eriksen.
– Это один из самых ожидаемых коллективов.
– Espen Eriksen – это уже имя, серьезная европейская величина. Каждый год правительство Норвегии выпускает по диску. У меня, например, есть три их диска, каждый из них интересно отформатирован. В первый вошли достаточно традиционные вещи, во второй – более современный джаз, а в третий – авангард. По таким дискам можно составить представление, что происходит в норвежском джазе.
– Где они распространяют эти диски?
– На выставках, на музыкальных событиях.
– То есть это их централизованная политика?
– Да. И посылают эти диски устроителям, организаторам фестивалей, даже зарубежных. Там действительно введена системная поддержка своих коллективов.