Железнодорожный райсуд вынес приговор врачу по редкой для Воронежской области статье о «неоказании помощи больному» во вторник, 24 октября. Впервые медика приговорили к реальному заключению: бывшему нейрохирургу больницы «Электроника» Александру Азарову дали 1,5 года колонии-поселения за смерть 27-летнего парня от перитонита. Суд посчитал, что врач за 18 часов ни разу не осмотрел пациента и игнорировал слова матери молодого человека о том, что ему стало хуже. По мнению правоохранителей, если бы не халатность врачей, парня можно было спасти.
«Это не ко мне»
Александр Колесов попал в Верхнехавскую районную больницу после аварии на дороге Верхняя Хава – Малый Самовец 25 июля 2015 года. В 13:20 молодого человека перевели в БСМП № 10 с предварительными диагнозами – закрытая черепно-мозговая травма, компрессионный перелом позвоночника, тупая травма живота, травматический шок. Около 15:00 пострадавшего осмотрели дежурный врач и хирург. Состояние молодого человека оценили как среднетяжелое. Профильный специалист назначил дополнительные исследования – общий анализ крови и мочи, УЗИ брюшной полости и консультацию хирурга. После этого молодого человека осмотрели дежурный уролог и травматолог. Медики посчитали, что основная проблема в черепно-мозговой травме, и положили Колесова в нейрохирургическое отделение.
В тот день дежурил 58-летний Александр Азаров вместе с еще двумя врачами. Один из медиков осмотрел молодого человека при поступлении в отделение.
Как рассказала на заседаниях суда мать пострадавшего Вера Колесова, она постоянно была с сыном. Врачи заверили ее, что у Александра сотрясение головного мозга, ушибы и ссадины, но ничего серьезного нет.
– Вечером 25 июля боли усилились, сын жаловался, что не может сходить в туалет. Я пошла искать дежурного врача. Зашла в ординаторскую, где были двое медиков, и рассказала о жалобах сына. Александр Азаров ответил: «Это не ко мне». При этом оба врача сидели и смотрели телевизор. Я пошла искать других врачей. В одном из кабинетов увидела другого нейрохирурга, который также отдыхал на диване и смотрел телевизор. Он сказал, что сыну сейчас сделают обезболивающий укол, после этого медсестры три раза приходили и вкалывали обезболивающее, но ничего не помогало. Потом сына осмотрел уролог и сказал, что анализы мочи нормальные. Я обращалась к медсестрам и просила пригласить дежурного врача, но никто не приходил. Ночь провела вместе с сыном, возила его на каталке в туалет, так как ему было все хуже, – зачитала судья показания Веры Колесовой.
Утром женщина подошла к напарнику Азарова и рассказала о тяжелом состоянии сына. Ей ответили, что надо подождать, когда на смену заступят другие врачи: тогда молодого человека переведут в палату интенсивной терапии.
На следующее утро в 09:20 пациенту провели УЗИ. Во время обследования врачи заметили большое количество свободной жидкости во всех отделах брюшной полости. Больного отправили на операцию. Выяснилось, что у молодого человека разорвался тонкий кишечник, в брюшную полость вылилось два литра содержимого кишечника. У молодого человека развился перитонит. Александр Колесов умер в 12:30 27 июля.
Вина врача
Мать погибшего молодого человека написала заявление в правоохранительные органы. После проверки следователи возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 124 (неоказание помощи больному без уважительных причин, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Согласно обвинительному заключению, дежурный врач Александр Азаров не осматривал пациента Александра Колесова с тех пор, как он поступил в отделение (13:20 25 июля) и до окончания своей смены в 08:00 следующего дня. По версии следователей СК, медик не проводил динамическое наблюдение больного в течение 18 часов. Кроме того, мужчина не выполнял рекомендации других специалистов (хирурга и уролога) и не корректировал лечение. Александра Азарова также обвинили в том, что он не проводил контрольных анализов, не назначил пациенту рентген брюшной полости или более точный способ обследования – компьютерную томографию.
– Если бы помощь оказали своевременно, смерти больного можно было бы избежать, – говорится в обвинительном заключении.
На суде также огласили показания руководителей больницы «Электроника» и результаты служебной проверки, которую провели после смерти пациента. Медики пришли к выводу, что допустили ошибку еще на этапе диагностики. Лечение осложнилось тем, что изначально у Колесова не было клинических признаков повреждения брюшной полости. Врачи связали это с известным в хирургической практике периодом «мнимого благополучия».
В день поступления молодого человека в больницу Александр Азаров дежурил вместе с двумя другими врачами. Однако комиссия пришла к выводу, что именно Азаров отвечал за состояние пациентов отделения из-за распределения служебных обязанностей (обычно на дежурстве один из врачей работает в приемном покое, а второй следит за состоянием больных в отделении).
Соразмерное наказание
На следствии и в суде Александр Азаров, работавший в БСМП № 10 20 лет, не признал вину в гибели пациента. Он подтвердил, что 25 июля дежурил с двумя нейрохирургами. У всех троих смена заканчивалась в 08:00 26 июля. Один из медиков помогал Азарову осматривать тяжелых больных в реанимации и палатах интенсивной терапии, а другой работал в приемном отделении.
По словам Азарова, больного Александра Колесова обследовал другой врач. Он передал, что тяжелых патологий или переломов у молодого человека нет, вскоре его можно будет выписать. Вечером медсестра рассказала Азарову, что парень жалуется на проблемы с мочеиспусканием. Врач просмотрел карту больного и вызвал уролога, но профильный специалист не нашел никаких патологий. При этом дежурный врач докладывал Азарову, что общается с матерью Колесова, молодой человек получает необходимое лечение. После своей смены медик советовал следующим дежурным обратить внимание на больного.
– На лечении находятся одновременно 65 человек, осмотреть всех просто нет возможности. Обычно дежурные врачи занимаются тяжелыми больными и теми, кого передала под наблюдение предыдущая смена. Колесов поступил как не имеющий серьезных патологий, постоянного наблюдения за ним не требовалось. Записей хирурга о необходимом исследовании я не видел, – заявлял Александр Азаров на суде.
Мама и жена Александра Колесова
Фото – Михаил КирьяновВрач утверждал, что доверял результатам обследований других пяти специалистов, которые до него работали с Колесовым.
Однако суд не поверил врачу и посчитал его вину доказанной. По регламенту Александр Азаров должен был проводить утренний и вечерний обходы всех больных, но не сделал этого, хотя от медсестры знал о резком ухудшении состояния одного из пациентов.
Судья Татьяна Мосейкина назначила Александру Азарову 1,5 года колонии-поселения и на 2 года запретила мужчине работать врачом. На прениях гособвинитель областной прокуратуры Лариса Малесикова просила для медика 2,5 года лишения свободы.
– Прокуратура не собирается обжаловать приговор. Позиция обвинения совпала с решением суда. Наказание в виде лишения свободы для врача соразмерно совершенному преступлению, – рассказала Лариса Малесикова.
Родственники погибшего молодого человека остались недовольны приговором.
– Не знаю, есть ли нам смысл обжаловать решение суда. Это пустая трата моих нервов и денег. Но ничего, земля круглая – я верю в справедливость, – заявила Вера Колесова.