Сегодня мы отправимся в Таловский район – в село Новая Чигла. Оно было основано в 1746 году. В разное время здесь существовало три церкви. О них корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали краеведы Валерий Долгушин и Наталия Рындич (Мусиенко).

Часовня

Первой в Новой Чигле появилась в том же 1746 году часовня. Ее освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построили святыню переселенцы, прибывшие из Хатунской волости (Хатунь – исчезнувший город Подмосковья. – Прим. ред.). Первые священники Игнатий Иванов с сыном Михаилом приехали из села Мышенского. Поселок вокруг часовни стали называть Покровским. Затем его переименовали в Новопокровский, а уже спустя много лет дали имя Новая Чигла. В 1750 году на месте часовни возвели деревянный храм.

Храм

К тому времени население села стремительно росло, и людям попросту не хватало места в церкви, построенной на месте часовни.

– В 1790 году прихожане вместе со священнослужителями отправились к епископу Воронежскому Иннокентию с прошением о разрешении построить им более вместительную церковь, – рассказывает краевед Валерий Долгушин. – Получив одобрение, начались работы. Место для нового храма выбрали в центре села на правом берегу реки Чигла. К сожалению, выяснить, кто был архитектором, не получилось.

Строительство храма длилось 12 лет, однако из-за недостатка средств полностью реализовать грандиозный план не удалось. С 1790 по 1802 год выстроили только главный храм с половиной церковной трапезной.

В Воронежских епархиальных ведомостях есть запись «Постройка приостанавливалась, неоконченное здание стояло, покрытое соломой...». Далее благодаря содействию графа Ильи Андреевича Безбородко церковь с тремя престолами достроили, но план все-таки пришлось изменить. Называться она стала Покровской. А старая деревянная церковь со временем пришла в запустение, и лишь несколько лет назад на ее месте возвели небольшую часовню.

Размеры нового храма поражали. В печатном источнике 1851 года сообщается: «...в этом селе находится отличной архитектуры каменная трехпрестольная церковь с просторной теплой трапезной, вмещающей в себе до трех тысяч молящихся...». На тот момент в селе проживало чуть больше девяти тысяч человек. Красивы были не только сам храм, но и территория вокруг него. Из записанных воспоминаний: «Вокруг была изгородь, сложенная из кирпича, верх которой покрывало железо. Недалеко от нее находились волостное правление и церковно-приходская школа. С юго-западной стороны были главные ворота и две калитки, через которые можно пройти за изгородь церкви и оказаться непосредственно перед входом в храм. Входящий с правой стороны видел церковную караулку, в которой находились сторож и звонарь. В это здание нередко заходили священнослужители церкви, участники церковного хора, другие лица, связанные со службой в храме. Вокруг церкви росли березы, липы, тополя, плодовые деревья. На главных воротах находилась икона Божией Матери с младенцем. Зажигалась лампада».

Валерий Долгушин
Валерий Долгушин

– Говоря о церкви, нельзя не сказать о традициях местных прихожан, – продолжает Валерий Долгушин. – Люди в те годы занимались благотворительностью. Чигольцы и священнослужители откликались не только на нужды своего храма, жертвовали они также на другие благие дела. Например, во время Русско-турецкой войны 1877−1878 годов чигольское духовенство организовало среди селян сбор вещей для выздоравливающих после ранений русских воинов. В результате этой акции в Воронежский комитет по снабжению теплой одеждой раненых воинов, выходящих из лазаретов местного Общества Красного Креста, жители Новой Чиглы отправили гуманитарную помощь: ткань, нитки, рубашки, платки, овчины.

Возвращаясь к «Воронежским епархиальным ведомостям» за 1884 год, можно встретить упоминание про особо почитаемый новочигольцами священный крест. В статье написано: «К числу этих священных предметов нужно отнести хранящийся на престоле и замечательный по своему происхождению крест». По преданию, мимо Новой Чиглы проезжал какой-то монах с послушником, остановился здесь на ночлег, заболел и волею Божией умер. Перед смертью он завещал в пользу местной церкви свой крест. Якобы в святыне находятся часть древа святого Креста и частицы мощей.

После смены государственного режима в 1917 году Покровская церковь, как и многие другие храмы, пыталась выжить и устоять. Но советская власть не хотела сдаваться. У священников отбирали дома, им приходилось ютиться у прихожан. Отчаянная борьба людей за храм особенно обострилась в начале 1930 года. Это было время насильственной коллективизации и безжалостного раскулачивания. Многих чигольцев отправили в ссылки в лагеря, некоторых расстреляли. Новая власть не жалела даже женщин.

– Несмотря на яростное сопротивление прихожан, церковь все равно закрыли, – дополнил Валерий Долгушин. – Предположительно, это случилось в 1936 году. Тогда стены храма пошатнулись – его начали разрушать. Золотые и серебряные кресты, чаши, другая ценная утварь исчезли. Богатые украшения икон, иконостаса были содраны и украдены. Колокол отправили на переплавку в Воронеж.

Часть кирпича, оставшегося от стен, задействовали для строительства средней школы. В церкви, а вернее, в том, что от нее сохранилось, оборудовали местную электростанцию. Так от величественного храма остались лишь воспоминания и развалины, которые до сих пор можно увидеть в Новой Чигле.

Храм-корабль

Настоятель Вознесенского храма иерей Сергей Белых
Настоятель Вознесенского храма иерей Сергей Белых

Из трех святынь, некогда находившихся в селе, смогла устоять лишь Вознесенская церковь. Ее построили в 1882 году из кирпича местного производства, который назывался «пяточным». При его изготовлении глину в форме утрамбовывали голыми пятками. Возводили церковь силами местных крепостных крестьян.

Выбор места для возведения святыни был связан не только с представлениями о красоте, но и еще с одним обстоятельством – располагалась она недалеко от чигольского имения бобровского купца Федора Хихина. Именно он пожертвовал на богоугодное дело личные средства и лес из своих владений.

– Почему он решился на этот шаг – принять на себя труд построения храма, – мы никогда уже не узнаем, – сказала краевед и правнучка первого священника Вознесенской церкви Наталия Рындич (Мусиенко). – Возможно, ему хотелось возвести вблизи имения еще и свою домашнюю церковь как источник благодати. Ведь в молитве на освящение храма говорится, что тем, кто его строил, прощаются грехи. Интересен тот факт, что благое дело Хихина вначале не нашло понимания у жителей. Напротив, новый храм оказался нежеланным в своем приходе. Чигольцы любили свой старый Покровский, который продолжал функционировать. Поэтому открытие в селе еще одной церкви и отделение к ней по распоряжению епархиального начальства части прихожан чуть не привело к бунту. Удивительно редкая ситуация – храм открылся не по просьбе прихожан, а вопреки их воле.

Церковь расположилась в селе так, что, откуда на нее ни посмотришь на расстоянии, всегда видна форма здания, в профиль напоминающая корабль. Особенно удивительный вид открывается с противоположного берега реки Чиглы.

– Такой архитектурный тип православных храмов действительно называли в России «корабль» или «кораблец», когда речь шла о небольшом храме, – продолжила Наталия Сергеевна. – «Храмы-корабли» стали строить в XVII веке. Постройка несет в себе идею спасения всех верующих подобно кораблю. Первым настоятелем храма стал мой прадед – священник Николай Михайлович Часовников, а исполняющим должность псаломщика был Николай Пятницкий – старший брат фольклориста Митрофана Пятницкого.

До наших дней дошла картина с изображением храма. Тогда он был голубого цвета, а купола блестели позолотой. Затем стены перекрасили в зеленый. В 2008 году постройку «облагородили» голубым сайдингом. Это оказалось не лучшей идеей – материал быстро пришел в негодность. После пластик сняли, открыв снова зеленые стены. Совсем недавно по инициативе уроженцев села Романа Лесных, Павла Мерзлякова и при участии чигольских умельцев установили подсветку храма и крестов. Ее включают ежедневно с 22:00 до 24:00, а в период ночных служб на Рождество и Пасху не отключают до утра.

Недалеко от церкви расположился дом отца Сергия Белых, где он живет вместе с матушкой и шестью детьми. Священник уже 20 лет служит Господу Богу в храме. Супруга Мария работает заместителем директора школы, а по воскресеньям преподает в воскресно-приходской школе. Батюшка поделился, как дорога привела его к вере, а заодно провел экскурсию по святыне.

– Я родился в Казахстане. Там вырос, учился в школе, после окончил музыкальное училище, – рассказывает священник. – Именно там пришел к вере благодаря духовному наставнику. В 2000 году вместе с женой мы переехали в Таловую. В местном храме я получил рекомендацию от настоятеля и начал свой путь. Сначала служил дьяконом, а после стал священником. С весны 2003-го до осени служил в Таловой, затем был направлен в Новую Чиглу в церковь Вознесения Господня. Когда приехал, она была в плачевном состоянии: крыша текла, стены обшарпаны, отопления не было, дороги к храму – тоже.

Благодаря благотворителям и просто неравнодушным людям за несколько лет церковь сильно преобразилась, а работы по ее реставрации продолжаются до сих пор.

В храме царит особая атмосфера – тишина и умиротворение. Здесь огромное количество икон. Отец Сергий отметил, что среди множества образов нельзя выделить какой-то особенный. Как он сказал, «журнал чудес не ведем, а иконы – они все чудотворные». Одна из них больше других привлекла наше внимание. Образ украшен цепочками с золотыми украшениями.

– Это икона Петра и Февронии, – продолжает батюшка. – Многие молятся перед ней за мир в семье, а затем в знак благодарности приносят свои украшения. Некоторые из верующих пишут записки с именами влюбленных и подкладывают под икону – таким образом просят Бога о любви и верности в семье. Но сказать, что именно этот образ творит чудеса, нельзя. Ведь каждая икона по-своему помогает людям.

Главное, чтобы молитва была искренней и исходила от сердца.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».