В состав Шинского сельского поселения Таловского района входят десять сел. Девять из них называются Участок и различаются только порядковыми номерами. Административным центром поселения является Участок №26. В начале прошлого века там работала учительницей внучка баснописца Ивана Крылова.
Чигольцы, александровцы и украинцы
Многие задаются вопросом, почему Шанинские поселки имеют название Участок? Разобраться в этом корреспонденту РИА «Воронеж» поможет краевед и учитель Шанинской школы Галина Бурахина.
– Первыми жителями 1-го Шанинского Участка стали выходцы из Новой Чиглы в 1906 году, но не все они приехали из этого села. Например, Участки № 12, 15 образовали жители из соседней Александровки, а 37, 38, 39 – населяли украинцы, – рассказала Галина Бурахина. – Отсюда и своеобразный говор. После того как в Российской империи отменили крепостное право, освобожденным людям стали давать землю – наделы. Каждое такое поселение стали называть Участком и давать ему номер.
Земельные наделы крестьянам давались небесплатно. Вчерашним крепостным приходилось брать ссуду, а затем всю жизнь выплачивать государству деньги и отдавать ему продукты.
Назвали в честь землемера
Само название поселения произошло от имени землемера, который отмерял участки. Его звали Аркадий Шанин. Каждый участок населяло не более 25 семей.
При этом далеко не все радовались освобождению, бывшим крепостным было не на что жить. Приходилось возвращаться к своим помещикам уже в качестве работников. За свой труд крестьяне получали только еду, но при этом считались свободными.
– Моя бабушка вспоминала, что она, будучи ребенком, ходила работать к богатому жителю поселка. «Наберем желудей полные подолы и несем барину», – рассказывала она. Работы назывались поденными, а сами люди – поденщиками, – сказала Галина Бурахина.
Революционерка и леди
Анна Крылова – на фото справа
Шанинские земли заселялись стремительно. В начале XX века в Участке №26 первыми учителями в местной школе стали две молодые девушки из Москвы.
– Одна – настоящая революционерка – Таисия Львова. У нее была стрижка каре, ходила в брюках и красной косынке. Всем своим видом показывала, что поддерживает Советскую власть, – сказала Галина Бурахина. – А вот вторая учительница, Анна Крылова, была больше похожа на светскую леди: в длинном платье и с собранными в дулю волосами. Это была внучка известного баснописца Ивана Крылова. До сих пор у нас в школе хранится фотоальбом девушки. После смерти обе учительницы были похоронены на нашем кладбище.
Поминальная скатерть
Все жители Шанинского поселения были православными, что не мешало им выполнять языческие обряды. Один из них – пасхальный поминальный день – сохранился по сей день. На праздник Преполовение (отмечается на 25-й день после Пасхи) шанинцы ходят на кладбище.
– В поселении два кладбища, – дополнила краевед. – На могилы люди приносят крашеные яйца, куличи, конфеты и печенья. Раньше еще брали с собой ритуальные скатерти, которые мастерицы ткали вручную. Черными нитями они вышивали на полотне орнамент. Такой атрибут был в каждом доме. Пожилые до сих пор хранят скатерти до особого дня. На кладбище люди устраивали что-то вроде пикника: на столиках расстилали скатерть и ставили на нее еду.
Свадебный запой
Для свадьбы существовал тоже свой обряд. Начиналось все с запоя – так назывался день, когда родители жениха и невесты обговаривали предстоящее торжество. Далее шло сватовство. В этот день собирались все родственники. На стол подавали мясо и хлеб. Это касалось родителей с обеих сторон. Они резали продукты пополам и обменивались кусками. Так сваты роднились. Не менее важным считалось приданое невесты. Иногда родители девушки начинали этим заниматься за десять и более лет до ее замужества. Сама же невеста готовила себе определенные вещи, например, вручную ткала скатерть. Краевед вспоминает: у ее бабушки скатерть состояла из двух отрезов, скрепленных собственноручно сплетенным кружевом. Край скатерти украшали вышивкой красными нитями. Также каждая девушка готовила себе ритуальные полотенца: то самое двухметровое тканое полотно, украшенное черным орнаментом.
– Эту вещь использовали для опускания гроба в могилу, – дополнила Галина Ивановна. – После похорон полотенца стирали и прятали подальше – считалось, что так они дольше не пригодятся. Для поминок готовили определенные блюда. Всем знакомую кутью варили из пшена или пшеницы, так как риса в наших краях не было.
Повседневное и праздничное меню
В повседневном меню у шанинцев была сливная каша – «сливуха». В ее состав входили картошка и пшено. Все ингредиенты варили, затем воду сливали, добавляли сухари и заправляли растительным маслом.
На праздники готовили холодец и пекли блинчики. Из напитков подавали кислое (заквашенное) молоко. На десерт варили плотный кисель из сухофруктов.
Существовал у местных и свой диалект. Например, утирником они называли полотенце, в значении бить по мячу использовали слово чикать, заденькя означало просьбу набрать воды, а бирюзовым цветом называли все оттенки синего и голубого.
В годы Советской власти на Шанинских Участках существовали ветряные мельницы, кожно-шубный цех, мини-завод по производству полиэтиленовых пакетов, колхозы с многочисленными полями и фермами. В планах даже было строительство мясокомбината. С приходом 1990-х и перестройки Шанинские Участки заметно опустели. Из инфраструктуры остались две школы, несколько домов культуры, магазины и медпункты. Сами же шанинцы продолжают надеяться, что их села еще можно возродить, только бы переезжали к ним люди.