Быть сельским священником в ХХI веке – все равно что стать супергероем со сверхспособностями. Особенно если церковь многие годы была закрыта и уже почти превратилась в руины, а местные жители, лишенные приходской жизни, не совсем понимают, кто такой Бог и зачем нужно ходить в храм.
В новом выпуске спецпроекта «Свято место» мы расскажем о старинной церкви Вознесения Господня в крошечном семилукском селе Вознесенка. Восстановлением церкви занимается ее настоятель иерей Рустик Кононов. Благодаря его стараниям уже около шести лет в реставрируемом храме регулярно совершаются богослужения.
Помощь из Воронежа
Величественный храм с колоннами – памятник архитектуры – стоит на окраине села. С одной стороны – деревенская улочка, с другой – бескрайние поля. Белый купол уходит в широко распахнутое небо, и, глядя на него, ощущаешь бесконечность времени: какой сейчас век – ХХI или ХIХ?
С двух сторон церковь украшена массивными колоннами. Они должны быть и с третьей стороны – это предполагают внешний вид храма и сохранившиеся металлические прутья. В будущем утраченные колонны будут воссозданы, храм примет свой первоначальный облик. Одна из интересных архитектурных особенностей этой церкви – отсутствие «барабана» под главным куполом, то есть верхней части строения цилиндрической формы.
У храма – вагончик, где хранятся строительные материалы и хозяйственный инвентарь. Мы с настоятелем храма иереем Рустиком Кононовым входим в церковь с той стороны, где утрачены колоны, – это запасной вход. Основная входная группа окружена строительными лесами. Изнутри церковь кажется совсем небольшой, вероятно, потому, что трапезная часть перекрыта: пока она используется как хозяйственное помещение и мастерская.
Отец Рустик стал настоятелем Вознесенской церкви в 2017 году – был переведен из воронежского храма святой блаженной Ксении Петербургской. Восстановление храма началось раньше: одна уроженка этого села испросила благословления у правящего архиерея и собрала единомышленников, которые занялись подготовкой церкви к ремонту. Практически все окна храма были засыпаны землей, и энтузиасты расчищали пространство снаружи и внутри, искали строительные материалы для лесов. На момент прибытия батюшки в церкви был отреставрирован основной купол, а уже при отце Рустике здесь обновили колокольню с куполом и крестом, иконостас, пол и окна в основной части храма.
Эта женщина, с которой все и началось, живет в Воронеже. Она уже немолодая, приезжает по выходным петь у нас на клиросе вместе с певчей, которая ездит сюда из Латного. Они же выполняют роль чтецов. Пономарь тоже из Воронежа, мы с ним знакомы еще со времен, когда я служил в храме Ксении Петербургской. Он помогает мне и в алтаре, и по строительству. Вот иконостас сделан при его участии, поставили его около трех лет назад.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
Немецкое кладбище и удар молнии
О храме в честь Вознесения Господня известно немного. Он был построен в 1823 году на средства помещицы Масловой, которая проживала в соседнем селе Лосево. Архитектура выдержана в лаконичных формах позднего классицизма. Основными благотворителями были купцы, состоятельные люди.
При восстановлении памятников архитектуры есть требование: возвратить зданию изначальный облик. Старых фотографий Вознесенского храма, к сожалению, найти не удалось, так как в годы войны весь семилукский архив был сожжен – чтобы не попал в руки немецким фашистам, которые оккупировали село в годы Великой Отечественной войны. Кстати, немцы использовали храм как госпиталь, а погибших сослуживцев фашисты хоронили прямо под церковной стеной – с северной стороны.
Все наши попытки найти дореволюционные фотографии храма, более подробную информацию о нем ни к чему не привели. Разве что из воронежского архива мне удалось узнать, что здесь был не только главный алтарь Вознесения Господня, но и четыре маленьких алтаря: в честь Нерукотворного образа Спасителя, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». Где все они здесь располагались, представить сложно.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
После, в годы советского безбожия, Вознесенский храм постигла участь большинства российских церквей – его использовали в качестве зернохранилища.
Когда я приехал сюда, застал очень печальное зрелище. Почти все окна были закрыты картонными вставками: пластиковые были только в трапезной части храма. Алтарь не был оборудован, иконостаса не было. В земляном полу зияла яма – вероятно, «наследство» от «черных копателей», которые искали немецкие драгоценности.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
Сейчас в храме устроен теплый пол – его на безвозмездной основе сделал специалист из Воронежа. В будущем предстоит выложить пол плиткой – в алтаре это уже частично сделано.
Вокруг храма ходит много необычных историй. Так, по рассказам местных жителей, за алтарем было захоронение священника – склеп, в котором хранилось тело настоятеля этого храма. Но неизвестные осквернили могилу, сняли с усопшего облачения, а тело вытащили из склепа и бросили на улице. После оно исчезло, куда – никто не знает. В какие годы это произошло, также неизвестно.
Кроме того, рассказывают, что в начале прошлого века в колокольню храма ударила молния, после чего крепление колокола нарушилось и он упал. Его зарыли неподалеку, чтобы никто не осквернил святыню.
Вековые фрески
Раньше внутренние стены церкви были окрашены в синий цвет, с узорами. В богоборческие времена иконы из Вознесенского храма отвезли в церковь в селе Девица, чтобы спасти их от поругания. Под куполом расположены четыре пустые круглые ниши – здесь, по рассказам местных, были изображения евангелистов. После закрытия храма в советские годы образы этих апостолов исчезли – видимо, кто-то разобрал фрески на камушки для своих хозяйственных нужд.
В храме остались старинные – 200-летней давности – фрески. Особенно хорошо сохранилось изображение Рождества Христова в алтаре. На стенах храма можно рассмотреть евангельские сюжеты: «Молитва мытаря и фарисея», «Воскрешение Лазаря», «Нагорная проповедь», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Беседа Иисуса Христа с самарянкой у колодца». А над клиросом виднеется ветхозаветная история «Принесение Авраамом в жертву Исаака».
Реставрация росписи – удовольствие для маленького сельского прихода очень дорогое. Поэтому было решено поместить святые лики в рамки и сохранить на память – только те, которые хорошо видно.
На аналое, рядом с иконой праздника, лежит камушек с кровью святого мученика Василиска Команского. Святыню привезла в дар храму из села Команы в Абхазии экскурсовод, которая сопровождает в поездках паломников.
Батюшка показал и главную храмовую икону Вознесения Господня – ее передала в дар церкви жительница Воронежа. На стене между трапезной и основной частью храма много современных икон – их пожертвовал настоятель одной из воронежских церквей, в которой меняли иконостас.
Прихожане и благотворители
Наличие пяти алтарей в храме предполагало, что литургию здесь могли совершать несколько раз в сутки. До революции население села было намного больше. Сейчас же, по словам батюшки, здесь постоянно живут меньше 20 человек, летом еще приезжают дачники.
В последние годы зимой на богослужения ходят два человека. Раньше было по пять. Тех, что не могут прийти в храм из-за слабого здоровья, я причащаю на дому. Летом богослужения посещают человек 15−20 – за счет дачников.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
Литургия здесь совершается каждое воскресенье и по православным праздникам. Поначалу батюшка служил и по субботам, и в будние дни, но после перестал: в это время прихожан совсем нет.
Большое число людей приходят к нам на службу дважды в год – на Пасху и на престольный праздник Вознесения Господня. Вот на Светлое Христово Воскресение было 40 человек. На Рождество Христово людей не очень много – человек 15. Зимой, в снегопады или непогоду, сюда бывает сложно добраться: иногда и к храму не подъедешь, все засыпает. Конечно, мы просим, чтобы почистили – приезжают тракторы. Но в дождь или оттепель чернозем так размывает, что к церкви не проехать.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
До отца Рустика «своего» батюшки в селе не было, разве что иногда приезжали служить священники из других сел. Поэтому проповедническую деятельность здесь он начал с нуля. На призыв батюшки отзываются немногие: сказываются возраст жителей, советское воспитание.
Пока из-за небольшого числа прихожан при храме нет возможности организовать воскресную школу, беседы для молодежи. Но социальное служение здесь все-таки есть – по воскресеньям в церкви проводятся благотворительные обеды для местного населения. В основном в селе живут пожилые люди, и многие из них – нуждающиеся.
Вознесенский храм – основной, но не единственный приход отца Рустика: раз в месяц батюшка совершает литургию в молельном доме в соседнем селе Лосево. Жителей там больше, чем в Вознесенке, но, что удивительно, храм посещают еще меньше людей, чем здесь.
На вопрос, где же батюшка берет средства на восстановление храма при таком небольшом числе прихожан, отец Рустик ответил, что основной благотворитель – местный фермер. А еще батюшка рассказывает о храме в социальных сетях, и неравнодушные христиане присылают пожертвования на реставрацию.
Все подобные храмы так или иначе нужно реставрировать. А те, которые очень сильно подверглись разрушению, не восстанавливают, а консервируют, чтобы дальше не разрушались. Это необходимые меры: ведь речь о памятниках культурного наследия.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
Мы спросили настоятеля: а что, если вскоре в селе и вовсе не останется людей? Будут ли здесь богослужения? Батюшка ответил утвердительно – возможно, службы станут совершаться реже, но они обязательно будут.
Но тут встанет вопрос о необходимости нахождения в этом храме своего настоятеля. Скорее всего, в этом случае меня переведут, а храм сделают приписным к соседнему, более крупному селу. Но я думаю, такого не случится.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
Будущее колокольни
Восстановление старинной православной церкви – дело очень непростое и далеко не быстрое, и здесь предстоит еще много трудов.
В этом году с Божией помощью покрасим колонны, доделаем кровлю и два дверных проема, восстановим кирпичную кладку внутри. Полностью отремонтируем колокольню, а в будущем, когда восстановим весь храм, установим колокол. Пока пользуемся небольшим колоколом, который попросили на время в другом храме. Когда совершается богослужение, вешаем его на специально устроенную цепь и звоним.Иерей Рустик Кононов
настоятель Вознесенского храма
После окончания реставрации центральный вход в храм будет через закрытую ныне трапезную часть. Там же устроят свечную лавку. Помещение трапезной хорошо сохранилось – здесь нужно будет только поштукатурить и покрасить стены. А вот в основной храмовой части придется отбивать старую штукатурку и при этом постараться сохранить старинные фрески. Ведь в будущем, обрамленные красивыми рамами, они будут напоминать молящимся, что двести лет назад в этом храме звучали те же самые молитвы, что и сейчас. Что есть вещи, которые сильнее времени.
Если вы хотите помочь храму, можно связаться с его настоятелем по телефону 8 (908) 149 88 71.