В семье Елизаветы Ясиновской до сих пор хранится праник – деревянная увесистая колотушка с ручкой. Этот предмет достался ей от бабушки Паши. Им раньше не только стирали белье, но и лущили фасоль, горох.

– В 1970-х годах я была еще маленькой, но помню, как бабушка Прасковья праником колотила по стручкам. Она клала их на один угол сукна, прикрывала другим и интенсивно по ним била праником. Сухие створки отлетали, а плоды бабушка собирала в миску, – вспоминает россошанка. – Так можно было легко и быстро достать семена не только фасоли, но и гороха, редиса, редьки, бобов и даже семечки из шляпок подсолнечника.

Елизавета Ясиновская трудится библиотекарем в Россоши. О бабушкином пранике на работе она нашла много информации.

– Есть у праника и другое применение. Его использовали для стирки. Словари приводят значение слова «прать» как колотить, мять, давить, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля написано, что праник – это валек для стирки белья на речке. В нашем районе праник как раз и называли чаще вальком, – говорит Елизавета Ясиновская. – Не знаю, когда именно у моей бабушки появился этот инструмент, но думаю, ему не менее 80 лет. Похож на толстую лопатку с ручкой. Он сделан из липы, довольно легкий. Возможно, его смастерил бабушкин муж Прокоп.

В старину праники было принято украшать резьбой, разными узорами, но тот, что хранит Елизавета Ясиновская, без излишеств. Видно, что он действительно много лет был в использовании. Прасковья Лаптиева не обходилась без него и во время полевых работ.

– Моя бабушка родилась в 1896 году в селе Подгорное в крестьянской семье. Они жили небогато, нужно было как-то кормиться, поэтому с ранних лет детям приходилось зарабатывать себе на хлеб. В девятилетнем возрасте Пашу отдали в няньки в дом местных богачей присматривать за их ребенком. Как вспоминала бабушка, малыш ей достался спокойный, – рассказывает героиня публикации. – Пока он спал, и нянька, совсем еще дитя, дремала. Когда малыш открывал глазки, она брала куриное перышко, водила им по бровкам младенца, тот снова засыпал, и она вместе с ним отдыхала.

Повзрослев, Прасковья вышла замуж за односельчанина Прокопа Лаптиева. Оба они трудились в колхозе, были огородниками. На заливном лугу располагался участок, где бабушка Паша выращивала рассаду для колхозных полей.

– В парниках у нее росли капуста, помидоры и другие овощные культуры. Когда приходило время, работники все это высаживали в лунки на поле. Дедушка Прокоп на лошади, которая тянула бочку, ехал на реку и набирал воду. Женщины выливали по несколько кружек воды в каждую лунку и сажали рассаду, – рассказывает героиня публикации.

Семена редиса, редьки, лука, моркови, помидоров, капусты Прасковья Лаптиева получала сама. Вот тут и пользовалась она вальком, когда нужно было их выбить из сухих соцветий. Дожила сельская труженица Прасковья Лаптиева до 93 лет.

– Мои родители после свадьбы поселились у бабушки Паши и дедушки Прокопа. Так и достался валек по наследству сначала моей маме, а потом и мне. Храню его как семейную реликвию, – говорит Елизавета Ясиновская.

Праник бабушки Прасковьи не потерял своей актуальности и сейчас. Елизавета Ясиновская часто использует его, чтобы быстро почистить фасоль или горох. А также показывает его ребятам, которые приходят в библиотеку, и рассказывает о предметах быта, которые использовали наши предки много лет назад.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».