Храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы – главное украшение рамонского села Хвощеватка. Большой, краснокирпичный, с золотисто-зелеными куполами, он стоит на высоком берегу Дона. А под склоном – знаменитый святой источник «Семь ключей». Двадцать лет назад местные жители уже не надеялись возродить полуразрушенную церковь. И если бы не подключились неравнодушные люди, остались бы от нее одни руины и предания.

Построенный в 1901 году храм недолго радовал людей: он сильно пострадал от советских активистов, войны и просто забвения земляков. Почти 20 лет церковь реставрируют: установили купола, достроили стены, колокольню. Корреспонденты РИА «Воронеж» посетили храм и пообщались с теми, кто вернул его к жизни.

Паломничество к источнику

От Воронежа до Хвощеватки всего около 35 км. Красочные купола большого Пятницкого храма видны издалека. Дорога к нему – ровный асфальт.

В будний день на улицах села довольно пустынно, в основном здесь остались бабушки и дачники. А на выходных Хвощеватка оживает. Люди приезжают из соседних сел и Воронежа за водой к источнику. Семь ручьев несутся с крутого склона и соединяются в родник, вода мощным потоком стекает в Дон. Здесь все благоустроено, есть деревянная лестница со смотровой площадкой, внизу скамейки, мостик. Некоторые решаются окунуться в купель – по словам местных жителей, температура воды в любое время года составляет +7 градусов.

Фото: 1 из 6

Фото — Виталий Грасс
  • Храм Параскевы Пятницы
  • Храм Параскевы Пятницы
  • Храм Параскевы Пятницы
  • Храм Параскевы Пятницы
  • Храм Параскевы Пятницы
  • Храм Параскевы Пятницы

Сейчас ведутся внутренние отделочные работы, поэтому нет возможности служить литургии: большая часть пространства загорожена. Но каждое воскресенье в полдень обязательно служат акафист святой великомученице Параскеве Пятнице. Все желающие читают по очереди. На Руси святую считали небесной заступницей женщин-христианок. В переводе с греческого Параскева значит «пятница».

Рождение храма

Историю этого святого места нам рассказал преподаватель кафедры культурологии ВГУ, кандидат философских наук Виктор Коровин. Строительство церкви началось весной 1889 года на средства помещика Федора Черткова и на его земельном участке. Стоявшая прежде деревянная церковь уже изрядно обветшала, была тесной и с трудом вмещала всех молящихся. Поэтому новую решили возвести большой, просторной, с колокольней в три яруса.

Массивные толстые стены выкладывали из формовочного красного кирпича, который делали из местной глины с добавлением яиц. Кровлю храма венчали пять куполов в форме шатров. Вход и по сей день украшают массивные фигурные колонны. Правое и левое крылья здания, а также большое крыльцо обрамляют кирпичные арки – так называемые кокошники.

Храм построен в стиле эклектики (сочетание форм и приемов дизайна из разных исторических периодов. – Прим. РИА «Воронеж»). Внутри стены были расписаны, находилось много больших, в дорогих окладах икон.

Интерьеры были типичными для сельских храмов. Выделялся, пожалуй, многоярусный и дорогой иконостас резной работы. Большим событием стало принесение списка с иконы Пресвятой Богородицы «Козельщанская» из Борисовской Тихвинской пустыни Курской губернии. Его заказали на пожертвования нескольких прихожанок. Образ торжественно встречали всем селом.
Виктор Коровин
Преподаватель кафедры культурологии ВГУ

Строительство и отделочные работы в храме завершились к 1901 году. Жители гордо величали святыню «Кремлем на Дону».

Годы разрушения

После революции службы в храме продолжались под строгим контролем НКВД до конца 1920-х годов. А потом храм закрыли. Сначала здесь устроили хранилище зерна, а потом – минеральных удобрений.

Но прежде церковь разграбили – вынесли всю серебряную утварь, дорогие оклады икон. Прах похороненного в склепе Федора Черткова, находившийся в боковом приделе храма, местные активисты извлекли и выкинули в овраг. А ведь до революции жители Хвощеватки почитали помещика и его сына – Михаила – не только за подаренную святыню, но и за строительство школы и другие блага цивилизации.

О дальнейших испытаниях храма нам рассказал его настоятель, иерей Виктор Панин, опираясь на воспоминания местных жителей. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои. Хвощеватка с июля 1942 года до конца января 1943-го находилась на передней линии обороны, храм подвергался частым обстрелам. Одна бомба пробила кровлю у левой стены – в своде храма видно отремонтированный проем и кирпичную свежую кладку. Но куда более значительные потери произошли после войны.

– Купола сняли уже при Никите Хрущеве. Сбили и сбросили. И, как рассказывали очевидцы, когда они катились со склона, жалобный звон стоял на все село, – отметил отец Виктор.

Первый субботник и молебен

Свое столетие церковь встретила без кровли, с полуразрушенными стенами. Вся она заросла травой, дверей не было, внутри было много мусора. И только ласточки неизменно прилетали каждую весну, вили гнезда прямо в храме и выводили птенцов.

Первый субботник в 2004 году организовал в церкви Владимир Бубелев – нам он представился православным общественным деятелем. Он переехал в Воронеж из Петербурга после службы в ВМФ и сразу заинтересовался историей и достопримечательностями нашего края.

Когда я был в Новоживотинном, где мы подготавливали территорию для строительства нового храма, ко мне обратилась одна старушка из Хвощеватки: «Видите на том берегу разрушенный храм? Там на колокольне крест наклонился. И если упадет, то все тогда, жизнь замрет в нашем селе. Помогите нам, надо храм восстановить». И так она меня упрашивала, руку даже поцеловала, что я не мог отказаться. Я приехал в Хвощеватку – действительно, храм в запустении, внутри свалка, но какой большой, сильный, он даже без куполов выглядел красавцем! И я позвал местных жителей на субботник, чтобы разгрести завалы мусора.
Владимир Бубелев
Устроитель храма

Много раз собирались люди на уборку храма. Восемь КамАЗов мусора, в том числе остатков удобрений, вывезли они.

– Там тогда стоял такой едкий запах удобрений – дышать было трудно, приходилось убирать в респираторах. Много шприцев валялось. А потом мы спустились к реке, а там источник – просто сказка! Но ручейки такие забитые. Моя супруга Надежда Михайловна говорит сельчанам: «Да дайте мне лопату, их же расчищать надо! Им дышать нужно». И одной лопатой мы все расчистили, ручейки побежали, все так обрадовались и начали молитву читать. Лиха беда начало! А потом я смотрю, местные жители начали объединяться и возрождать свое святое место, – вспоминает Владимир Бубелев.

Староста храма

Начиная с первой уборки, местных жителей собирала Светлана Талалайко. Позже, когда в 2005 году настоятелем храма был назначен иерей Виктор Панин и сформировался приход, Светлана Викторовна стала старостой.

– Даже не знаю, почему меня выбрали, – улыбается она. – Наверное, потому, что я на первый субботник сообразила и принесла еду. И после работы мы все вместе сели и отметили наше начинание. А еще в 2005 году мы праздновали День села, и Владимир Леонидович Бубелев мне тогда в руки большой крест дал и сказал: «Держи крепко!» И как-то негласно передал мне эстафету – ведь храм прежде всего нам, местным, нужен. Во всем мне, конечно, помогает муж Владимир. Еще до первого субботника он каждый год срубал березку, растущую на стене храма, и поправлял покосившийся крест.

Супруги Талалайко вместе с детьми переехали в Хвощеватку из Ташкента в 1990-е, но почти сразу стали здесь своими. И всегда их тревожило печальное зрелище разрушающегося храма.

– К вере меня приучила бабушка. У нее своих детей было пять, и еще двух сирот она взяла. Мы, хотя и среди мусульман росли, все праздники православные чтили, с детства нас в храм водили. Нам, детям, тогда так говорили: «Ты русский, ты должен быть примером для всех, на нас все нации смотрят». Муж все время меня звал в Воронежскую область – его отец отсюда родом. Он говорил: «Земля воронежская благодатная. Веник там только посадишь, а на утро он уже зацветет». Вот поэтому мы переехали, теперь живем и радуемся, очень любим свою Хвощеватку. Тем более здесь уже и корни наши – похоронили маму, папу, дочку, зятя, – говорит Светлана Викторовна.

Так случилось, что после смерти дочери и зятя остались сиротами их дети, так что супруги Талалайко теперь воспитывают внуков. Есть еще у них двое детей, живут в Воронеже со своими семьями и часто приезжают в гости. Помогают Светлане Викторовне, а она – первая помощница настоятеля храма.

Бережная реставрация

В первую очередь после уборки в церкви надо было сделать крышу. Средств на строительство не было, ходили по домам и просили сельчан пожертвовать кто сколько сможет. Потом нашлись меценаты, и работа по восстановлению храма пошла быстрее.

– Пола совсем здесь не было, так люди ковры постелили. Иконы в храм принесли. Самая большая радость – это новые купола. Начали их устанавливать в 2013-м. Сделали их точно такими же, как были прежде. Главный крест на купол установили в 2014 году. Как же мы радовались тогда! Еще мне очень приятно, что моя семья в строительстве колокольни принимала участие. Нижнюю часть муж варил, а верхнюю – сын. А ведь сколько храм будет стоять, столько будут в нем поминать строителей и благоукрасителей. Кровлю делал бывший учитель математики Евгений. А стены – местные молодые мастера Петя и Сережа. У них просто золотые руки! Настолько тщательно все делают, что не отличишь старое от нового, – восхищается женщина.

По словам настоятеля, при реставрации рабочие стараются максимально сохранить прежний облик храма. Разрушенные стены решили выложить из точно такого же красного кирпича, из которого был изначально возведен храм. Для этого выкупили пять домов, построенных до революции из того же материала, разобрали их по кирпичику и достроили церковь из них.

– Если вы посмотрите на стены с внешней стороны, там много покрытых сажей кирпичей, все они из местных хвощеватских печей вышли, – показал отец Виктор нам мощные краснокирпичные стены.

Приход и его традиции

Поскольку в старом храме уже много лет нет возможности совершать службы из-за ремонтных работ, в селе построили еще одну церковь – на кладбище, в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Кроме того, у отца Виктора еще два прихода – храмы в Староживотинном и Новоживотинном.

– Теперь главная задача в Пятницком храме – завершить внутреннюю отделку, – отметил отец Виктор.

На клиросе читают молитвы и поют Татьяна Никитина и Инна Бахтина. Для обеих Хвощеватка стала второй родиной. Инна переехала сюда из Воронежа в поисках сельской тишины, а Татьяна – из Калачеевского района.

– Сначала я только молитвы читала на службе, а потом батюшка благословил меня петь. Музыкального образования у меня не было, поэтому я стала учиться – уроки по вокалу беру у преподавателя духовной семинарии в Воронеже. В других двух храмах, где отец Виктор служит, я тоже пою, но там у нас хор больше, – рассказала Татьяна.

Раз в месяц Татьяна и ее мама расчищают источник, чтобы не застаивалась вода и ручейки свободно текли. А после каждой литургии в новой хвощеватской церкви всех прихожан надо накормить. Для этого они с мамой готовят дома плов и чай.

– Причащаться приходят люди натощак, отстоят службу, устанут, вот мы и устраиваем после трапезу. Батюшка никого не отпустит, не накормив, – смеется Татьяна. – А вообще здесь у нас очень хорошо: тихо, спокойно, красиво. Прежде мы приезжали из Воронежа сюда, чтобы воды в источнике набрать и отдохнуть от городской суеты. Да так и переселились вместе с мамой в село, – рассказала Татьяна.

На престольный праздник – День памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы – в старом храме совершается молебен, и все крестным ходом идут к источнику.

Есть в приходе еще одна замечательная традиция. Накануне Нового года, 31 декабря, сельчане собираются на молебен у поклонного креста. Его установили в последний день 2005 года местные жители на перекрестке дорог при повороте на Хвощеватку – на поклонение православным.

О том, как помочь в восстановлении храма Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, можно узнать на официальном сайте прихода www.stroimhram.ru.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».