Житель Рамони, 58-летний Сергей Гаврин, изготовил копию русского плоскодонного парусно-гребного судна ХI-ХVIII веков – струга, который служил для перевозки людей и грузов. Работа заняла месяц. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил он сам в понедельник, 12 декабря.
Судно имеет размеры 4,5 м в длину и 1,5 м в ширину. Гаврин изготовил его из сосновых досок, которые обработал специальным защитным составом. При изготовлении струга применил старинную технологию.
– Предки были умелыми корабелами и мореходами. Плоскодонная лодка имеет большой развал бортов. Это делалось для того, чтобы при большой загрузке и осадке увеличивалась площадь опоры на воду для хорошей устойчивости лодки. Она – симметричная: корма и нос абсолютно одинаковые. То есть она может двигаться в одном и другом направлениях. У моей лодки восемь весел, в том числе два управляемых. Их особенность в том, что они снабжены деревянными противовесами, чтобы гребцам было не слишком энергозатратно поднимать их из воды, – рассказал Сергей Гаврин.
С помощью специальных приспособлений – струбцин – мастер согнул бока лодки. По его словам, для таких бортов подойдет не любая доска, только та, которую можно согнуть. Их специально выпиливают из древесины, расположенной ближе к коре. В этом месте она более плотная и без сучков.
Умелец не скрывает: единственная задача, которую он так и не смог решить, – собрать струг без использования современных металлических крепежных материалов, без которых обходились предки. Сергею Гаврину пришлось использовать саморезы, которые он затем тщательно замаскировал.
Рамонец изготовил мачту, потому что настоящие струги могли ходить под парусом. Выезжал за камышом, который затем связал в пучки и закрепил на бортах. Гаврин рассказал, что это делалось для того, чтобы при плавании струги несильно наклонялись на поворотах.
Осенью умелец передал в воронежский музей «Петровские корабли» копию бутика «Святой Николай» Петра Первого.
Справка РИА «Воронеж»
Струг – русское плоскодонное парусно-гребное судно ХI-ХVIII веков. Судно использовалось на реках, озерах и морях, в гражданских и военных целях. В разных районах Руси имело различную конструкцию. Было оборудовано съемной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре. Некоторые струги имели прерывистую палубу, чердак (каюту). Мог быть с одинаково острым носом и кормой. Струги имели длину от 20 до 45 м, ширину от 4 до 10 м и от 6 до 20 весел.
В 1240 году войско великого новгородского князя Александра Невского добралось до места расположения шведов именно на быстроходных стругах. При подготовке второго Азовского похода зимой 1696 года в Воронеже и Преображенском было развернуто масштабное строительство кораблей армейского флота. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. В Воронеже и Воронежском уезде подготовили к спуску 522 струга, 42 мореходных лодки, 134 плота.
Промышленное строительство стругов завершилось при Петре I указом от 28 декабря 1715 года. В 1722-м император Петр I совершил на 18-весельном струге (назывался москворецким) поездку по маршруту Москва – Нижний Новгород – Астрахань и обратно.