В детском и семейном культурно-досуговом центре «Нелжа.ру» в Рамонском районе множество обучающих, развивающих и просто увлекательных проектов. Но недавно появился еще один, который, без преувеличения, можно назвать уникальным. В театральном шатре (или шатре Сказок) 16 и 17 июля состоялась премьера спектакля «Жил-был Геракл» по пьесе Михаила Бартенева. О том, какой получилась постановка и в чем ее уникальность, – в материале корреспондентов РИА «Воронеж».
От замысла к воплощению
Летняя пора для любителей театра, казалось бы, не самое лучшее время – на театральных площадках, как правило, затишье. Стационарные театры завершили сезон, уехали на гастроли или просто отдыхают. Порадовать душу театрала могут гастролеры или разнообразные фестивали. Например, знаменитый Платоновфест. Но в этом году он не состоялся: организаторы взяли паузу, чтобы, как они объяснили, подготовить более качественную и разнообразную программу в следующем, 2023-м.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/aL4UO5r51prV3p7vnx-RPUy6kAO54l32.jpg)
А вот в «Нелже.ру» театральная жизнь, наоборот, кипит. Здесь показывают спектакли, созданные непосредственно в культурно-досуговом центре, – у него есть собственная небольшая труппа. Можно увидеть постановки театров из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга. Причем среди участников нелжинского театрального марафона – лауреаты и победители самой престижной Всероссийской театральной премии «Золотая маска». В сезоне 2022 года в афише шатра Сказок представлены питерские Малый театр кукол и театр СХТ, московские «Таратумб» и «Домик Фанни Белл», воронежские ТЮЗ, Magic Land и многие другие коллективы.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/ZZlxtokMYiFwbEIr7zrOLjNsgArtwP4j.jpg)
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/XZOCAQuKSc_2cvQmhH0n4NOktMKGW4XY.jpg)
Авторами нового проекта «Жил-был Геракл» стали Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина – основатели и руководители театра «Таратумб» (назвать его таким веселым словом Антон и Ольга решили, когда проезжали мимо одноименного населенного пункта в Армении). Этот спектакль специально для Центра «Нелжа.ру» они сделали с местными актерами – Еленой Лебедевой, Анастасией Зуевой, Николаем Вергуновым, Антоном Махалиным, Игорем Скрынниковым. Художником постановки стала Мария Кривцова. А кукол из глины изготовила Людмила Дедова – народный мастер Воронежской области, руководитель и преподаватель нелжинской Земской школы. Особенность этих кукол в том, что они сделаны по образу и подобию глиняных игрушек, которые издавна мастерили гончары из села Карачун.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/D7PozNnJec8DXBnxBnYKWGvHHyQRngev.jpg)
Антон Калипанов, режиссер театра «Таратумб»:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/WzSOB_IugDSK3pYGkgDAAq-5uvJ31XS4.jpg)
– Нас называют режиссерами-этнографами, мы в путешествиях ищем сюжеты для будущих спектаклей. Но, конечно, глина – самый необычный материал, с которым нам пришлось работать. Когда я увидел самобытную карачунскую игрушку, сразу сказал: «Это импульс для нового спектакля».
Ольга Шайдуллина, режиссер и композитор театра «Таратумб»:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/SKKTwL1htO7r34IQZXxoSnKqZEWbeENL.jpg)
– Первые мысли были – пойти в сторону фольклора, но не было достойного сюжета, а потом вспомнили уже ставшую классикой пьесу Бартенева – и было какое-то озарение. Когда приложили к Карачуну, поняли: то, что надо.
Почему Карачун?
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/NZcR2tC_C5mF8ZLGD2zQozfZLHpk3xTB.jpg)
Села Нелжа и Карачун находятся рядом, на разных берегах реки Воронеж. Оба ведут свою историю с первой трети XVII века. Возможно, монахи Богородицко-Сретенского Карачунского мужского монастыря, а может быть, жители поселения при нем стали заниматься гончарным ремеслом для обеспечения нужд братии в посуде. В XIX веке карачунский промысел был известен уже на всю Россию, само же село являлось крупнейшим гончарным центром Воронежской губернии.
По словам Людмилы Дедовой, делали главным образом глиняную посуду, весьма в те времена востребованную. Но были и игрушки – преимущественно как попутный промысел: ими давали сдачу на покупки, их можно было купить для ребенка.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/PqU-uofvoYoUr9RF7E8CrBuPr5QgNH1u.jpg)
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/Laut4y5D1qO3IzwlOLMtZiaQvAW18zva.jpg)
Персонажи карачунской игрушки просты и понятны: девушки и парни, мужики и бабы; животные, жившие в доме или в хлеву крестьянина или обитавшие в окрестных лесах; птички-свистульки. Были среди них и довольно крупные изделия, вытянутые на гончарном станке, похожие на кувшины.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/bR_4X5PJMybCyHP3zzWjszkXQ9Q2Vatt.jpg)
Людмила Дедова, народный мастер Воронежской области:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/n1Fsw8CoYUNOahGsNFA-Sfe8wV9kicGK.jpg)
– Я 30 лет занимаюсь карачунской игрушкой, и меня до сих пор удивляет, почему она людям так нравится. Она же не расписная, не раскрашена яркими красками, как большинство глиняных игрушек из других регионов страны. Но внимание к ней людей меня вдохновляет, и я продолжаю их делать, сохраняя традиции карачунского промысла.
Работа над спектаклем «Жил-был Геракл» для Людмилы стала своего рода вызовом: игрушки надо было делать гораздо большего размера.
– Когда меняется масса, глина ведет себя по-другому. Но все равно каждая форма, каждый изгиб повторяет руку мастера. Это вечно, это было и будет, – поделилась мастер.
Эхо свободы
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/XHdhStfzJBoeB9bn6j3ajUJGDHRUIHVs.jpg)
В театре «Таратумб» идут спектакли как для детей разного возраста, в том числе самых маленьких, так и для взрослых. Например, совместно с музеем истории ГУЛАГа был создан проект «И дольше века длится день», в котором на сцене появились реальные предметы из запасников коллекции музея.
О вечном противостоянии добра и зла, свободы и несвободы – и «Жил-был Геракл».
Какой он для детей? Легкий, озорной, задорный. В нем много придумок, рассчитанных на реакцию именно юного зрителя. И все эти идеи удачно работают: дети с первых минут представления понимают правила игры, радостно и непосредственно отвечая на вопросы или провокации актеров.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/nAQLH5TAHnnvEL_PAkLkqCYYIXpg37Dg.jpg)
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/Oi2qj4SQbYeNCrNQ3gM3arViHZ_VgG6B.jpg)
Но есть вопросы и для вполне взрослой аудитории. Хорошо ли вам живется, счастливы ли, ощущаете ли вы себя свободными?
Геракл совершает все новые и новые подвиги, чтобы избавиться от ярма раба, а царь Эрисфей препятствует ему, чтобы не лишиться короны. Но получается-то, что и раб, и царь несвободны в своих желаниях и стремлениях. Каждый по-своему, конечно.
Михаил Бартенев написал пьесу «Жил-был Геракл» в самом начале 1990-х годов, когда аромат свободы не просто пьянил, а буквально с ума сводил неискушенные мозги тогда еще советских граждан. Но уже в то время драматург задавался вопросом, озвученным еще в середине 1960-х Владимиром Высоцким:
«Мне
вчера дали свободу.
Что
я с ней делать буду?»
Собственно, ни в пьесе, ни в спектакле однозначного ответа на этот вопрос нет. Да и возможен ли он?
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/EnFEb7NcRtagY4a64_zu5pNFoW6IZJiY.jpg)
Жизнерадостный толстячок Геракл (таким он предстает в спектакле – то ли скандинавский Карлсон, то ли наш Иванушка-дурачок) просто хочет свободы: надо совершить положенные 12 подвигов, и дальше все будет изумительно. А что да как будет, Зевс его знает.
Себялюбец и корыстолюбец Эрисфей более проницателен: понимает, что он и сейчас-то игрушка в руках богов, а уж когда Геракл освободится, то и вовсе несладко придется бывшему царю. Поэтому, когда совершивший все свои замечательные подвиги Геракл радостно кричит «Я свободен!», Эрисфей с совсем другой интонацией отвечает: «И я свободен...» И покорно принимает свой совсем не радостный жребий.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/lH8-IIIosfA80AUWqtoRZXs_LGUnK0UR.jpg)
Ну а еще один персонаж спектакля – вполне себе свободное и самодостаточное («хочу – повторяю, хочу – нет») Эхо в финале спектакля говорит зрителям: «Я свободно – одно – дно – но – о!» С грустью, да. Но и с надеждой.
Интересно было наблюдать за реакцией юных (взрослые в основном помалкивали) зрителей, когда Геракл кричал в зал: «Я свободен!» Дети поначалу не были единодушны, кто-то кричал «И я», а кто-то: «А я – нет».
Но потом коллективное перевесило частнособственнические инстинкты, и зал дружно скандировал: «И мы – свободны!»
Надо еще добавить, что карачунская игрушка в спектакле работает замечательно. Собственно, все действие его и происходит в гончарной мастерской, где вполне могут быть (почему бы и нет?) свои цари и рабы, герои и злодеи. Где глиняная фигурка Геракла – тот же карачунский паренек: руки в боки, где трехголовый великан Герион – три кувшина с «глазами» на длинных хворостинах, где пес Цербер, сторож в царстве мертвых, – из глиняных осколков и черепков.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/BOIe5htt_UICdfyql9DkxH7A84Piljj2.jpg)
– Очень сильна в этом спектакле сцепка местной игрушки с древнегреческим мифом, соединение местных традиций с вечными сюжетами. На идею спектакля работает и соединение игры живых актеров и управляемых ими кукол, – поделилась критик Олеся Кренская (сотрудничает с такими авторитетными театральными изданиями, как «Экран и сцена» и «Страстной бульвар» (Москва), «Петербургский Театральный журнал» и «Петербургский театрал»).
По признанию Олеси Кренской, ее очень впечатлило, насколько интересно Центр «Нелжа.ру» развивает театральное направление, приглашая известные театры.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/_YajQsUI3rAj0P3o_zocsl-1W0zrqrni.jpg)
А режиссер театра «Таратумб» Ольга Шайдуллина поделилась, что была просто поражена афишей шатра Сказок:
– Даже в Москве не каждый частный театр может похвастаться такой афишей. В ней есть легендарные спектакли, которые проехали весь мир.
Следующий спектакль «Жил-был Геракл» пройдет в театральном шатре нелжинского парка 31 августа. Возможно, показы будут и в сентябре.
Сохраняя традиции
![Фото – из архива Людмилы Дедовой Фото – из архива Людмилы Дедовой](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/fVovD-ZZhf_dB2THMvF4b-8Ad9QQ0EA-.jpg)
Фото – из архива Людмилы Дедовой
В мастерской культурно-досугового центра Людмила Дедова ведет занятия с детьми и взрослыми по лепке карачунских игрушек. В свое время рамонской мастерице посчастливилось перенять приемы лепки у самого знаменитого карачунского гончара и мастера глиняной игрушки Василия Лямзина.
– Удивляют их простота, пластичность и точность лепки. На гончарном круге вытягивал он больших массивных баб, очень архаичных и страшноватых. Кувшинообразное туловище, лысая голова и руки, как ручки у кувшина. Глаза, рот, линия бровей и носа прочерчены острой щепочкой. Иногда он делал из них копилки. Много тянул кукольной посуды: криночки, горшочки, мисочки, кувшинчики. Животных лепил тех, которые окружали издревле крестьян: лошадки, собачки, курочки, поросята, коровки, олени. Игрушки не расписывались. Вылепленные из красной глины, они покрывались прозрачной или зеленоватой свинцовой поливой, – поделилась Людмила своими впечатлениями от работ наставника.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/S9j1Ho9D5ZkwgDn_hBrKEKgD52Iat-TG.jpg)
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/07/kyq-aNoXz9FQaD455hkMLPqSqsFcViVW.jpg)
Почему же куклы, которые делал Василий Лямзин, были лысыми? На этот вопрос мастер отвечал, что, дескать, «девочки, когда будут играть, сами повяжут платок, как захотят». Ну а Людмила Дедова в своих работах все-таки добавляет к женскому образу – карачунской бабе – платочек.
– В своей работе в первую очередь я опираюсь на имеющиеся образцы игрушек. Для лепки используется местная, самостоятельно приготовленная глина. Но творческий процесс невозможен без развития. Появляются новые образы и сюжеты в рамках карачунской традиции. А появление новых образов игрушек – это, возможно, естественный процесс развития, который проходит любой традиционный народный промысел с течением времени, – объяснила Людмила.
В здании Земской школы центра собрана обширная подборка изделий местных гончаров – от посуды до черепицы. Здесь же можно посмотреть коллекцию традиционной глиняной игрушки России. Это и работы современных мастеров, и изделия с историей. Ключевое место в экспозиции занимает, безусловно, карачунская игрушка. Но и другие традиционные промыслы представлены весьма широко: романовская, дымковская, каргопольская и т. д. – всего более 2 тыс. экспонатов.