Век живи. Ветеран Великой Отечественной и уроженец воронежского села отметил 100-летие

, Поворинский р-н, текст — , фото — из архива Михаила Воинова
  • 6806
Век живи. Ветеран Великой Отечественной и уроженец воронежского села отметил 100-летие Век живи. Ветеран Великой Отечественной и уроженец воронежского села отметил 100-летие
В преддверии круглой даты Михаил Воинов посетил малую родину

Уроженец села Рождественское Поворинского района, участник Великой Отечественной Михаил Воинов, в военные годы трудился на Юго-Восточной железной дороге. В год 155-летия ЮВЖД и 75-летия родного района полковник в отставке отпраздновал и свой юбилей – 100-й день рождения.

Перед этим он побывал в Поворино, посетил новый сквер Железнодорожников и памятник павшим в годы войны работникам паровозного депо, встретился с главой райадминистрации Александром Леоновым, поинтересовался сегодняшней жизнью края и дальнейшими планами по развитию района.

Михаил Воинов живет в Москве, где еще до войны окончил военно-железнодорожное училище. В столицу вернулся и после окончания Великой Отечественной. Более 30 лет прослужил в Вооруженных силах. И все это время не порывал связи с малой родиной. Даже сейчас ветеран постоянно наведывается в Поворинский район.

За плечами Михаила Антоновича – долгая, интересная, насыщенная событиями и делами жизнь. О своей военной судьбе он поведал корреспондентам РИА «Воронеж».

Лейтенант М.А. Воинов с мамой Марией Ивановной и сестрами Александрой и Марией, 1941 г.
Лейтенант М.А. Воинов с мамой Марией Ивановной и сестрами Александрой и Марией, 1941 г.

Родился Михаил Воинов 9 ноября 1921 года в селе Рождественском, в многодетной крестьянской семье. Рано лишился отца и, чтобы помогать матери, решил получить специальность. После девятого класса уехал в столицу, поступил в военно-железнодорожное училище. Эта профессия давала твердый заработок, а курсанты находились на полном государственном обеспечении. Ветеран войны вспоминает, что впервые именно в этом училище он наелся хлеба досыта.

Командир учебного взвода сержант М.А. Воинов (слева) со старшиной курса Московского военного железнодорожного училища (в центре) и сокурсником, 1941 г.
Командир учебного взвода сержант М.А. Воинов (слева) со старшиной курса Московского военного железнодорожного училища (в центре) и сокурсником, 1941 г.

– Может быть, для горожан строгая воинская дисциплина и физические нагрузки и представляли какие-то трудности. Я же с детства был приучен к труду, поэтому к новым требованиям адаптировался легко.

В марте 1941 года Московское военно-железнодорожное училище расформировали, а Михаила Воинова в звании лейтенанта отправили командиром взвода в 66-й отдельный путевой железнодорожный батальон 3-й железнодорожной бригады во Владивосток.

– Первой задачей, которую я получил, стало расширение магистральных возможностей узловой станции Угольная. Тогда она располагала только четырьмя колеями, при этом имела важное стратегическое значение, снабжала страну углем, лесом, рыбой, рудой. Одновременно требовалось усилить ее мобилизационную готовность, ведь в сотне километров от Владивостока – вдоль советско-китайской границы – находились японские войска, выжидавшие удачный момент для нападения на СССР. В условиях этой потенциальной опасности прокладка дополнительных путей была жизненно необходимой, – рассказал Михаил Антонович.

Работы по развитию станции близились к завершению, когда объявили о начале Великой Отечественной войны.

– Весь наш полк кинулся писать рапорты на фронт. Такой был подъем патриотизма! – вспомнил ветеран.

Но воинов-железнодорожников оставили прикрывать тыл от японцев и выполнять другие важные оборонные заказы.

– Мы стали готовиться к обороне железнодорожных объектов. На случай необходимости подрыва железнодорожных сооружений делали колодцы в устоях, тренировались в вязке снарядов на железнодорожных мостах, в том числе и через Амур. А потом нас откомандировали на местный лесоперерабатывающий завод, где изготавливали шпалы для железных дорог.

Осенью 1941 года, продолжил Михаил Антонович, постановлением Государственного комитета обороны в военных округах были созданы лыжные полки. А лыж не хватало. Поэтому в спешном порядке ряд предприятий переориентировали на их производство.

– Моему взводу тоже поручили организовать выпуск лыж. Пришлось вместе с подчиненными осваивать новое дело. Поначалу не обходилось без брака, ну а в итоге даже благодарности из войск стали поступать в наш адрес. Ведь лыжи мы делали из кедровой древесины – прочной и вместе с тем мягкой. Они получались качественные, легкие, надежные, – объяснил бывший офицер-железнодорожник.

Старший лейтенант М.А. Воинов (крайний справа) с группой разведки под Фастовым, Украина, 1943 г. 
Старший лейтенант М.А. Воинов (крайний справа) с группой разведки под Фастовым, Украина, 1943 г. 

Когда советские войска начали освобождать оккупированные фашистами территории, Михаила Воинова назначили помощником начальника технической разведки штаба специально сформированной 14-й отдельной железнодорожной бригады. Задачами техразведки были оценка технического состояния железнодорожных объектов в освобожденных нашими войсками поселениях, проведение разминирования, подготовка предложений по восстановлению путей.

В 1943 году бригада Михаила Воинова восстанавливала железнодорожный узел в Лисках, участвовала в строительстве линии Старый Оскол – Ржава, прокладывала железнодорожную ветку протяженностью 146 км от станции Старый Оскол до Курска. Причем делать все это приходилось в чрезвычайно сложных условиях.

Война для капитана Воинова закончилась 11 мая 1945 года в Праге.

Капитан М.А Воинов, Прага, Чехословакия, 1945 г. 
Капитан М.А Воинов, Прага, Чехословакия, 1945 г. 

После Победы Михаил Антонович еще более 30 лет посвятил Вооруженным силам, окончил Военную академию тыла и транспорта, служил в Генеральном штабе. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Майор М.А. Воинов (в центре) на учениях, 1949 г.
Майор М.А. Воинов (в центре) на учениях, 1949 г.

На пенсии фронтовик тоже не стал сидеть без дела: работал в правительстве Москвы, где занимался мобилизационными вопросами. Это же направление вел в Министерстве здравоохранения РСФСР. Он до сих пор любит встречаться с молодежью, рассказывать о героических страницах Великой Отечественной войны и родных для него железнодорожных войск.

– Рад, что перед вековым своим юбилеем посетил малую родину. Настроение у меня боевое, и я уже запланировал очередную поездку в Поворино. А все планы я как человек военной закалки привык реализовывать. Так что обязательно встретимся, – пообещал юбиляр.

Полковник в отставке М.А. Воинов, 2021 г.
Полковник в отставке М.А. Воинов, 2021 г.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: