В понедельник, 8 июля, в России будут праздновать 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин, и это подчеркивает важность БАМа для развития экономики страны.

В стройке века принимали участие жители всего СССР. Владимир Зубков из Подгоренского района на БАМе проходил срочную службу – с 1984 по 1986 год. Своими воспоминаниями он поделился с корреспондентом РИА «Воронеж».

Дорога на вечной мерзлоте

Владимир Зубков служил на восточном участке Байкало-Амурской магистрали. В 1984 году, когда его призвали, строительство БАМа было практически завершено.

– Наша часть располагалась недалеко от поселка Ургал, где строилась новая железнодорожная станция, – рассказал Владимир Михайлович. - Мы с сослуживцами частично делали там входную стрелку. Также в наши обязанности входило регулировать уровень железной дороги. Летом в Хабаровском крае температура поднималась до 35 градусов, и вечная мерзлота под железнодорожными насыпями начинала таять и парить, из-за этого дорога проседала и могла вилять.

Деревянный автомобильный мост на БАМе
Деревянный автомобильный мост на БАМе

Весной Владимиру Зубкову с сослуживцами дали участок в 40−50 км, на котором нужно было поднять железнодорожные пути.

– Пока мы прошли в одну сторону, дело уже шло к осени, на обратном пути мы опять поднимали и разравнивали участок, – рассказал мужчина.

Строил ледорезы

Герой публикации режет лед электрической пилой
Герой публикации режет лед электрической пилой

На второй год службы, зимой, Владимира Зубкова с сослуживцами направили восстанавливать железнодорожный и автомобильный мосты через реку Бурею.

– Автомобильный мост построили еще в 1940-х годах, он был деревянный, – говорит собеседник. –  Фермы моста были сделаны по-сибирски качественно. Перед ними стояли ледорезы – деревянные строения, засыпанные землей и камнями. Их строили для защиты опоры моста. При ледоходе лед наталкивается на ледорез и разламывается на мелкие части.

Для начала солдатам необходимо было демонтировать старое основание, этому мешал лед. Частично его вырезали электропилами, потом демонтировали старые бревна и на их место клали новые, и только потом срубы засыпали землей и камнями.

– Мы меняли ледорезы по реке Бурее, – рассказал мужчина. – К счастью, у меня сохранились фотографии с этого времени. Несмотря на то что делать снимки в армии запрещали, мы умудрились запечатлеть свою службу на память.

«До сих пор капусту не ем»

Больше всего из еды Владимиру Зубкову не хватало картошки: ее негде было хранить.

– В части пытались построить хранилище, но с отоплением было очень проблематично, – рассказал Владимир Михайлович. – Как-то поставили одного бойца охранять склад – то ли он заснул, то ли с дровами что-то произошло, но за ночь вся картошка замерзла. Мы ее, конечно, и сладкой ели. Потом нас пытались кормить картофельным порошком – этот клейстер есть было невозможно.

Перечисляя рацион солдат, Владимир Зубков шутит, что солдатам давали квашеную капусту с водой, квашеную капусту без воды и воду без квашеной капусты.

– Я до сих пор капусту не ем и даже ее запах не переношу, – говорит мужчина.

В окружении болот

От воинской части Владимира Зубкова до ближайшей станции было три километра по дороге, отсыпанной камнями.

– Иногда нас отпускали на станцию Ургал в увольнение, мы ходили в кафе, смотрели фильм и возвращались со сладостями к сослуживцам, – вспоминает герой публикации. – Наша воинская часть не была полностью огорожена, так как по большому счету идти было некуда: летом в болоте утонешь, а зимой быстро получишь обморожение.

Зима на Дальнем Востоке начиналась довольно рано, с середины октября столбик термометра опускался до минус 20 градусов.

– Хорошо, что там нет ветра, поэтому 20−25 градусов мороза практически не ощущались, военные строились в полушерстяной форме без шинелей, – рассказал мужчина. – Если мороз опускался ниже, нас заставляли надевать теплую одежду.

Когда наш собеседник стал заместителем командира взвода, на него легла ответственность следить за здоровьем бойцов. Дело в том, что на стройке века, как БАМ называют и по сей день, многие получали обморожения.

– Обычная температура для зимы была от минус 35 до минус 50 градусов, – говорит Владимир Зубков. – При таком климате очень тяжело дышать, воздух разряжен. И сразу же от мороза страдают нос, уши, щеки, руки, ноги.

Владимир Зубков служил полтора года, так как пошел в армию после Воронежского лесотехнического института. Затем он прошел офицерские курсы, и ему присвоили звание лейтенанта. В 1987 году герою публикации вручили нагрудный знак «БАМ Тында-Дипкун-Ижак-Маревая-Зейск» и значок «БАМ Восточный участок».

Справка РИА «Воронеж»

Байкало-Амурская магистраль проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. Длина основного пути составляет 4287 км. Является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».