«Стюарт» вытянули на берег Дона с помощью бронированной ремонтно-эвакуационной машины.
– Мы опасались, что можем повредить танк, поэтому размыли вокруг ил и песок, затем с помощью двух понтонов немного приподняли машину, чтобы уменьшить на нее нагрузку при вытягивании, – пояснил Анатолий Калемберг, начальник отдела поиска, ремонта и реставрации экспонатов подмосковного парка «Патриот».
Саперы извлекли из танка около 20 снарядов. Судьба экипажа остается неизвестной: внутри «Стюарта» останков не обнаружили.
Спустя два часа на берег подняли трактор «Сталинец».
– В этом месте много всего доставали. Например, в 50-е вытащили мотоцикл «БМВ», на нем потом катались всем селом. Была еще машина «Студебеккер» желтого цвета, на ней возили зерно. А вот немецкий танк Т3 взорвали, когда в 1967 году пытались вытянуть его на берег, – рассказал уроженец Урыва Митрофан Николаенко.
Ранее, в среду, 26 апреля, поисковики и водолазы вытащили из Дона немецкую самоходную установку StuG III.
– Основная загадка – откуда здесь немецкая техника. По этой переправе двигались наши дивизии, и немецкая установка стояла с ними в один ряд. Возможно, это был трофей. О том, что установка была новой, говорят новые гусеницы и резиновый бандаж, на ней отчетливо виден крест. Эти установки выпускали в конце 1942 года, а битвы под Урывом шли в январе-феврале 1943 года. Теперь, когда операция завершена, мы сможем установить номера техники и узнать подробности о ней и ее экипаже, – рассказал Евгений Бинюков, начальник экспедиционного центра Минобороны.
Найденную в Дону технику доставили в Острогожск вечером 29 апреля. Останется ли она в Воронежской области или станет частью экспозиции в подмосковном парке «Патриот», пока не известно.
Справка РИА «Воронеж»
Танк «Стюарт» – американский легкий танк. Машину поставляли в Красную Армию из США по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны. «Генерал Стюарт» считался одним из самых удачных легких танков на войне.
Трактор С-65 «Сталинец» выпускали на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Несмотря на небольшую транспортную скорость машины, бойцы ценили С-65 за надежность и универсальность: трактор легко буксировал технику, превышающую собственный вес тягача в два раза.