Музыкант Вадим Тараненко (псевдоним – Вадим Стритов) из поселка Заболотовка Ольховатского района стал победителем первого всероссийского фестиваля патриотического рэпа. Жюри посчитало выступление ольховатца лучшим и на региональном этапе, и в финале конкурса, который провели в Воронеже среди исполнителей ЦФО в апреле. В сентябре 2021 года Вадим Стритов выступит на гала-концерте молодежного фестиваля «ТавридаАрт» в Севастополе.
Музыкант рассказал, почему больше не относится скептически к патриотическому рэпу, за что обожает русский язык, как после драки получил свой псевдоним, а также как создает треки, учится у известных музыкантов и работает в собственной звукозаписывающей студии.
«Сражение за Воронеж»
Первый в России фестиваль патриотического рэпа организовали Центральный спортивный клуб финансово-экономических органов России совместно с Федеральным казначейством. К участию пригласили музыкально одаренных сотрудников финансово-экономических и правоохранительных органов, студентов вузов и их родственников.
Вадим Стритов работает IT-администратором в управлении Пенсионного фонда в Россошанском районе. Он узнал о фестивале от знакомых музыкантов и сначала отнесся к нему скептически. Сомневался, что слова о Великой Отечественной войне можно переложить в речитатив. Но потом решил выполнить творческое задание, посоревноваться с коллегами из Воронежа.
На фестивале рэп-музыкант представил трек «Сражение за Воронеж» о безымянном защитнике города в годы Великой Отечественной войны.
– Слова и музыку к треку на патриотическую тему я написал впервые, – рассказал Вадим Стритов. – Раньше относился к патриотическому рэпу критично. Мне казалось, что слова о любви к Родине, народу нельзя переложить в речитатив, что это будет звучать нелепо. Но решил попробовать, старался, как говорится, ради идеи. Цель конкурса хорошая – поговорить с молодыми о серьезном на языке, который им понятен, дать молодежи что-то полезное в противовес глупости, которая льется на нас из соцсетей. И если пяти слушателям из 100 трек о войне попадет в сердце, это уже хорошо.
К удивлению музыканта, на создание композиции ушло всего два дня (обычно – несколько недель).
– Музыкальная канва и аранжировка у меня сразу сложились. Для патриотичной темы решил усилить партию гитар и барабанов. Слова к треку тоже появились легко. Но прежде чем их написать, я прочитал исторические материалы о боях за Воронеж (сражения длились 212 дней). Хотел погрузиться в атмосферу тех событий. Попытался представить себя на месте солдата, который сражался с фашистами за воронежскую землю. «Немую горечь картины вижу на желтом фото, будто бы передо мной тот парнишка на фронте, где город вспыхнул огнем...». Хотелось в одну строчку вместить целый мир.
Вадим Стритов вспомнил, как чувствовал себя во время выступления на фестивале:
– Когда я впервые вышел к жюри, в зал не смотрел, попытался еще раз пережить то, о чем думал, когда читал о войне, о чем написал. Это был большой не только музыкальный, но и эмоциональный опыт. В финале не надеялся на большой успех. Я, конечно, постарался: усилил партию гитар и ударных, сделал более мощным звуковой эффект военного сражения, поработал и над вокальной подачей трека. Но у меня были сильные конкуренты, некоторые из них выступили даже с танцевальной поддержкой. Бурная реакция зрителей и высокая оценка жюри удивили меня и, конечно, обрадовали.
«Наш язык безграничен»
Вадим Стритов начал сочинять рэп 10 лет назад.
– Я стал первокурсником педагогического колледжа в соседней с Ольховаткой Россоши (поступил на специальность «техник обслуживания компьютерных сетей»). Преподаватель Елена Владимировна Посвежинная собрала нас, сказала, что в колледже будут отмечать День первокурсника и нашей группе надо будет выступить на этом праздничном вечере. А группа подобралась замечательная: 33 парня, и у каждого какие-то способности. Один исполнял брейк-данс, другой боксировал успешно, третий пел... И только я ничем не мог похвастаться. Все лето до начала учебы катался на мотоцикле, тусовался с друзьями. Немного рисовал граффити.
Когда первокурсники рассказали о своих увлечениях и дошла очередь до Вадима, он придумал, что может станцевать джамп.
– Елена Владимировна, преподаватель психологии, пристально посмотрела на меня и решила, что я не похож на исполнителя джампа, – с улыбкой рассказал Вадим. – А в те годы я ходил в длинном белом балахоне, подаренном друзьями, знал наизусть творчество Эминема, Тупака Шакура. И Елена Владимировна решила, что на вечере первокурсника я буду исполнять рэп.
Растерявшегося студента успокоили: «Ищешь рэперский бит, пишешь под него слова, исполняешь».
– Я так и сделал, и мой плагиатский трек сорвал овации. С того момента я стал создавать рэп-композиции и понял, что рэп – это свобода! Свобода в музыке – можно написать тысячи непохожих вариантов одной композиции, можно хулиганить с аранжировкой и так далее. Я не учился в музыкальной школе, но каноны классического образования ограничили бы меня, а в нашем деле нужен фристайл. Свобода в тексте – любую тему можно подать виртуозно, и патриотическую тоже, теперь я знаю. Одним из моих любимых предметов в школе был русский язык. Наш язык безграничен в богатстве выражения мысли.
Первые попытки записать авторский трек Вадим Стритов предпринял семь лет назад, когда ему было 20. Они с другом работали в домашних условиях. В то время у Вадима и появился псевдоним Стритов.
– Я стал участвовать в рэп-баттлах, молодежных концертах под псевдонимом Wayt. Это созвучно с моими именем и фамилией – Вадим Тараненко – и некий отсыл к белому балахону, в котором я часто появлялся. Случилась однажды драка, в которой мне выбили передний зуб. И друг в шутку сказал: «Ты уличный пацан», стали шутить со словом street («улица»), так и остался Стритов.
Учеба и творчество
Пять лет назад Вадим Стритов записал трек с продюсерским сопровождением профессионального музыканта.
– В группе звукорежиссеров в соцсетях я познакомился с музыкантом, аранжировщиком Егором Даниловым из Екатеринбурга, который потом продюсировал несколько моих треков. В работе над треком «Не погаснут окна» он учил меня не делать вкусовщину. Рэп-исполнители хотят, чтобы их текст звучал на первом плане. Я тоже раньше считал, что вокал – главное, музыка – второстепенное. Упрямился и спорил с Егором по этому поводу долго. Он меня все-таки переубедил, и я научил делать качественный продукт. Хотя до сих пор учусь. За семь лет я пересмотрел, кажется, все видеоролики о звукозаписи, обработке треков и так далее, перечитал по подсказкам музыкантов множество спецлитературы. Летом прошлого года мне крупно повезло в плане учебы – я попал на онлайн-курс известного звукорежиссера Константина Матафонова.
Вадим Стритов хочет стать профессионалом в сфере сведения треков и рад возможности поучиться у высококлассных профи в этом деле. Да и многолетнее самообучение не прошло даром – по словам музыканта, именно оно помогло ему не отсеяться на начальном этапе и аттестоваться по итогам курса. Кстати, материал этого курса пригодился при записи трека «Сражение за Воронеж».
Вадим Стритов пробовал разные способы развития в рэп-музыке: работал с продюсерским сопровождением, выступал в дуэтах, баттлах, на районных и региональных фестивалях. В 2013 году победил в региональном фестивале по фристайлу.
Все это время музыкант мечтал о собственной звукозаписывающей студии. И с 2016 года начал собирать дома оборудование.
– Купил сначала звуковую карту, микрофон и звукоизоляционный щит, позже – монитор-контроль, колонки, мониторные наушники и другую аппаратуру, компьютерные программы. Все эти приобретения не из дешевых, поэтому старался подбирать грамотно и наверняка. Мне понадобился год, чтобы собрать все необходимое. И с 2017-го я работаю над треками самостоятельно, не прибегая к помощи других музыкантов. Исключение – случаи, когда мне нужна партия, которую сам прописать не могу. Партию гитар для «Сражения за Воронеж» записал знакомый битмейкер.
Работа над треком начинается с темы.
– К примеру, тема трека – военное сражение. Прикидываю мысленно, какие нужны партии, понимаю, что для этой темы надо усилить партии гитар и ударных, что нужны «стреляющие» барабаны. Держу аранжировку в голове и набрасываю в черновике текст. Когда музыка и слова написаны, ищу референс – это известная музыкальная тема, композиция, звучание которой близко к тому, что я хочу получить в финале. Без референса ни один профессионал не работает. Это не плагиат, а вспомогательный элемент, как выкройка платья для швеи.
Два года назад у Вадима Стритова появилась возможность попрактиковаться в сведении треков. На просторах интернета его нашел немецкий рэп-исполнитель Александр Нарр из города Дюссельдорфа и попросил сделать мастеринг (сведение, обработку) его треков.
– Это мой первый большой проект, – признался Вадим Стритов. – Я записал 14 треков для Александра. Удивительно, но удалось музыкально верно разложить чужой язык, нарезать, как мы говорим. Все свои знания применил в этой работе. В общем, заказчик остался доволен и результатом, и впечатлением, которое его альбом произвел в Германии.
Записывать новые треки и учиться – неизменные цели музыканта.
– Практически все, что зарабатываю, я вкладываю в знания. Но считаю это самым выгодным вложением, потому что мои знания никогда не обесценятся, а принесут мне пользу и, возможно, больше денег. Моя главная цель – стать профессионалом. Для меня важно обойти грязь шоу-бизнеса и создавать треки самому, пусть не для миллионной публики, но зато с уверенностью, что я предлагаю качественный продукт, никого не обманывая, не оплачивая место в музыкальном чарте, не кривя душой.