На энергоблоке № 7 Нововоронежской АЭС (филиал АО «Концерн Росэнергоатом», Электроэнергетический дивизион госкорпорации «Росатом») в ходе планово-предупредительного ремонта завершен основной этап «холодных» испытаний головного образца контейнера ТУК-137Т.Р.

Так называемые «холодные» испытания предполагают выполнение полного цикла работ с транспортно-технологическим оборудованием без перемещения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Вместо этого в контейнер загружались имитаторы тепловыделяющих сборок (ТВС), которые полностью повторяют массогабаритные характеристики реальных ТВС.

В ходе испытаний контейнер транспортировали в реакторное отделение энергоблока №7, установили в универсальное гнездо, опробовали установку в каналы чехла имитаторов ТВС, уплотнение крышки и дезактивацию. Весь процесс контролировала специальная комиссия под председательством заместителя главного инженера по безопасности и надежности Нововоронежской АЭС Олега Кучеренко.

– Испытания решили разделить на два этапа. Сейчас мы провели их в реакторном отделении, а мероприятия по штатным подъему и спуску контейнера на транспортный портал пройдут в конце этого года. Первый и самый сложный этап пройден успешно. Теперь нам предстоит завершить изготовление оборудования для проверочных работ за пределами реакторного отделения и полностью закончить их. Разработка подобных контейнеров – задача крайне важная и актуальная как для российских АЭС, так и для зарубежных проектов. В ближайшее время атомная отрасль наладит процесс их производства и начнет вывоз отработавшего ядерного топлива с энергоблока №6 Нововоронежской АЭС как с первого введенного в эксплуатацию энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1200, – рассказал начальник отдела ядерной безопасности и надежности НВ АЭС Евгений Голубев.

Справка

Транспортно-упаковочные контейнеры (ТУК) необходимы для транспортировки отработавшего ядерного топлива на заводы регенерации для его хранения и переработки. Их разработка позволяет безопасно вывозить новые виды ОЯТ с российских АЭС с реакторами типа ВВЭР-1200, что, в свою очередь, обеспечивает бесперебойную работу энергоблоков и стабильную выработку электроэнергии.

Контейнер прошел заводские испытания и был сдан приемочной отраслевой комиссии в 2022 году. Заказчиком «головного» контейнера ТУК-137Т.Р выступило АО «Логистический Центр ЯТЦ» – входит в группу компаний TENEX. Разработка должна пройти цикл технологических испытаний («холодных», теплофизических, «горячих») на разных АЭС и заводах по переработке топлива, прежде чем будет передана в эксплуатацию. «Холодные» технологические испытания контейнера на НВ АЭС открывают этот цикл.

Для транспортировки ТУК-137Т.Р модернизирован ж/д транспортер ТК-У, принадлежащий ФГУП «Горно-химический комбинат». В настоящий момент готовится решение о начале серийного производства контейнеров ТУК-137Т.Р для вывоза ОЯТ с российских АЭС с реакторами типа ВВЭР-1200/1300, а также с Белорусской АЭС, в рамках заключенного межправительственного договора по обращению с ОЯТ.

Нововоронежская АЭС имени В. А. Сидоренко (филиал АО «Концерн Росэнергоатом», входит в Электроэнергетический дивизион Росатома) – первая АЭС с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР). 30 сентября 2024 года ей исполняется 60 лет. За это время на нововоронежской площадке построили и ввели в эксплуатацию семь энергоблоков с ВВЭР. 60-летний опыт эксплуатации НВ АЭС подтвердил безопасность и надежность технологии.

Энергетика является основой поступательного социально-экономического развития страны, снабжения промышленности и граждан. Россия продолжает модернизацию энергокомплекса, в том числе атомных мощностей. Эта работа осуществляется с учетом современных трендов цифровизации и замещения импортного оборудования.

Оперативная информация о радиационной обстановке вблизи АЭС России и других объектов атомной отрасли представлена на сайте www.russianatom.ru

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».