Обеспечение детей качественным образованием – одна из приоритетных целей правительства Воронежской области. Речь идет о ремонте школ и детских садов, укреплении их материально-технической базы, строительстве спортивных объектов, развитии внеурочной деятельности. Для решения этих задач, обозначенных в «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области – 2035», при содействии губернатора Александра Гусева в муниципалитеты направляются значительные средства.
Хохольский район получил более 100 млн рублей на модернизацию системы образования в течение последних трех лет. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как поддержка региональной власти помогает детям развивать способности и познавать науки.
По последнему слову техники
Федеральный проект «Современная школа» реализуется в Хохольском районе с 2019 года. Средства направляются на создание центров «Точка роста». Сейчас такие площадки работают в девяти общеобразовательных учреждениях.
– Новые школы Воронежа и области уже становятся брендом, эталоном образования. Моя мечта, чтобы совсем скоро о школах думали не как о бездушных бетонных коробках, а как о качественно иных образовательных пространствах, где наши дети развиваются гармонично и всесторонне.Александр Гусев
губернатор Воронежской области
Первые центры цифрового и гуманитарного профилей открылись в Орловской, Новогремяченской средних школах и Хохольском лицее.
В Орловской средней школе, где учатся 227 детей, «Точку роста» разместили на втором этаже здания. Раньше здесь были учебные классы и коридор. Теперь – кабинеты для занятий информатикой, технологией и основами безопасности жизнедеятельности. Помимо этого, появились шахматная гостиная и коворкинг – пространство для общения и творчества.
– Благодаря открытию центра мы серьезно улучшили материально-техническую базу. Получили 3D-принтер, проектор, интерактивные доски, компьютеры и ноутбуки, станки с числовым программным управлением, средства индивидуальной защиты, манекены-тренажеры, наборы робототехники. Площадки центра используются детьми в учебное и внеурочное время. Они готовят презентации и проекты, проводят конференции и круглые столы, имеют свободный доступ к библиотечному фонду.Наталья Кустова
директор Орловской школы
В Орловской школе расширили систему дополнительного образования. В «Точке роста» ребята занимаются по 13 направлениям. Среди них: компьютерная грамотность, программирование, VR-школа, медиасфера, авиа- и 3D-моделирование. Знания школьники демонстрируют на конкурсах различного уровня.
– В прошлом году наши дети заняли второе и третье места в региональном челлендже «Программирование анимированных и графических объектов на языке «Питон», стали призерами XI Областного фестиваля «Интернет и мы», конкурса детской журналистики «Медиа-Формат», открытого первенства города Воронежа по авиамоделизму, – продолжила Наталья Васильевна. – Педагог Яна Демидова заняла второе место на областном этапе всероссийского конкурса работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Она рассказала о том, как в школе работает кружок конструирования короткометражных мультфильмов.
– Мы выпускаем газету «Орленок», в которой рассказываем о том, что произошло в школе за месяц. Мне интересно искать информацию, а потом рассказывать о событиях сверстникам. Раньше техника у нас была намного проще, а возможностей, соответственно, меньше. Сейчас все фото- и видеооборудование новое, его интересно изучать.Виктория Чибисова
ученица 10-го класса Орловской школы
В школе есть собственный пресс-центр. Дети учатся фотографировать, обрабатывать снимки, создавать коллажи, снимать и монтировать видеосюжеты.
Опыты и исследования
«Точки роста» поменяли профиль с 2021 года. Теперь в центрах естественно-научной и технологической направленностей стали углубленно изучать биологию, химию, физику. Символично, что это произошло в Год науки и технологии.
В этом учебном году «Точка роста» открылась в Гремяченской основной общеобразовательной школе. Для сельских учеников помощниками в освоении школьной программы стали современные цифровые лаборатории, комплекты для практических работ, наборы по робототехнике. Новое оборудование позволяет ребятам проводить лабораторные работы, заниматься исследовательской деятельностью, готовиться к экзаменам, олимпиадам.
– Благодаря такой модернизации качество знаний по предметам естественно-научного цикла станет значительно выше. Теоретический материал усваивается лучше. Одно дело, когда изучаешь теорию по учебникам, а другое, когда видишь, можешь поучаствовать в эксперименте. Это важно в таком непростом предмете, как химия. С помощью наборов для проведения научных опытов можно изучать строение молекул, концентрацию растворов, температуру веществ, скорость реакций.Марина Жеребятьева
учитель химии и биологии Гремяченской школы
В каждую цифровую лабораторию входят датчики, которые позволяют регистрировать различные величины и использовать компьютер для расчетов и оформления результатов опытов. Так дети учатся делать выводы, находить закономерности.
– Оборудование новое, на нем приятно работать. Мы узнаем, как устроен мир, как выглядят мельчайшие частицы. У нас есть цифровой микроскоп с камерой, которая делает четкое изображение. Это позволяет вывести рассматриваемый образец на компьютер или интерактивную доску. Очень интересно! – поделилась ученица 8-го класса Гремяченской школы Инна Дедова.
В школьном расписании появился новый предмет дополнительного образования – робототехника. Дети 4−9-х классов вместе с педагогом Еленой Житлиной учатся писать компьютерные программы, чтобы управлять роботами.
– «Точка роста» – это не только интересные уроки и увлекательные кружки, но и возможность определиться с будущей профессией. Занятия в центре идут только пять месяцев, но ученики уже показывают высокие результаты на районной предметной олимпиаде. Кирилл Горкавцев, Дмитрий Хрипушин, Инна Дедова, Ангелина Шишова стали призерами по химии, биологии и экологии. Не исключено, что в дальнейшем они выберут специальности именно этого профиля.Наталья Дедова
директор Гремяченской школы
До 2024 года центры заработают во всех 12 школах района. В 2023-м откроется в Яблоченской школе.
– Инновационные центры дают возможность сельским детям получать образование наравне со сверстниками из престижных городских школ. Благодаря «Точкам роста» любой ребенок может всесторонне развиваться, познавать, реализовывать свой потенциал. В этом нам помогают департамент образования, науки и молодежной политики, правительство Воронежской области, – рассказала руководитель отдела по образованию, молодежной политике и спорту райадминистрации Ольга Золоторева.
Электронные технологии
«Цифровая образовательная среда» – еще один федеральный проект, в котором участвуют пять общеобразовательных учреждений Хохольского района – лицей, Костенская, Устьевская и две гремяченские школы. Его главная цель – обеспечить школы высокоскоростным интернетом, внедрить электронные технологии в образовательные программы, которые помогают школьнику учиться, а педагогу – учить.
Кабинеты оснастили персональными компьютерами, ноутбуками, проекторами, интерактивными панелями и мебелью, которую можно трансформировать по желанию учителя или учеников.
– Класс укомплектован мощными ноутбуками и большим экраном: учитель синхронизирует их и ведет урок, – пояснила директор Гремяченской основной школы Наталья Дедова. – В помощь педагогу – современные онлайн-платформы, которые, как живые учебники, помогают детям быстро усваивать знания, выполнять закрепляющие задания.
– У меня дома есть компьютер, но он не такой быстрый. Работать в программе совершенно несложно. Можно монтировать видео, делать мультфильмы, социальные ролики. Думаю, мне это пригодится в жизни, – поделился планами семиклассник Кирилл Жилов.
Компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование и программное обеспечение получат еще несколько школ района в 2023 году.
Поддержка талантливых детей
Хохольский лицей включен в проект по программам дополнительного образования «Успех каждого ребенка» с 2021 года. Школа получила грант в размере 783 тыс. рублей для создания пространств по трем направлениям – естественно-научному, туристско-краеведческому и художественно-эстетическому.
– Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на повышение доступности и качества образования, поддержку талантливых детей и развитие их способностей. Дополнительным образованием и внеурочной деятельностью охвачены 100% учеников лицея. Каждый имеет возможность выбрать то, что ему нравится.Светлана Ельчанинова
директор Хохольского лицея
По первому направлению – естественно-научному – в школу закупили две микролаборатории для проведения химических экспериментов, реактивы, штативы, «умную» теплицу и мебель. Для туристического отряда «Азимут» приобрели палатки, спальные мешки, инвентарь – карабины, каски, жумары (устройства для подъема по веревке).
В лицее увеличилось число объединений художественно-эстетической направленности. Здесь проводят занятия по изобразительному искусству для ребят разных возрастов – от семи до 18 лет. На средства гранта приобрели мольберты, планшеты, переносные подставки, подиумы для натюрмортов, проектор, ноутбук. Еще школьники знакомятся с интересными техниками – декупаж, терра, кинусайга, барельеф, пластилинография.
Программа «50 х 50»
Хохольский район ежегодно получает из регионального бюджета средства по программе «Развитие образования» на условиях софинансирования: половину суммы предоставляют область и муниципалитет, а остальную часть – спонсоры.
– Главная задача в сфере просвещения – повышение доступности качественного образования, соответствующего инновационному развитию экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой задачи была бы невозможна без поддержки губернатора Александра Гусева и областного правительства. Образовательные центры открыли новые возможности для детей и для педагогов. Благодаря высокоскоростному беспроводному интернету можно вести уроки в режиме онлайн, проводить тестирования, пользоваться электронным дневником, единым архивом документов и учебных пособий. Мы и дальше будем активно участвовать в национальных проектах и региональных программах, модернизировать школы. У всех хохольских учеников должен быть равный доступ к современным инструментам и технологиям обучения.Михаил Ельчанинов
глава Хохольского района
По этой программе реализовали 14 проектов с 2020 года. В порядок привели классные комнаты и заменили электропроводку в Староникольской школе. В образовательном учреждении села Устье оборудовали душевые комнаты, отремонтировали учебный класс и лаборантскую. В лицее отремонтировали крышу, обновили кабинеты химии и начального класса, реконструировали актовый зал. В Гремяченской средней школе заменили окна, в Орловке отремонтировали отопительную систему. Новогремяченские школьники теперь обедают в обновленном зале. В помещении заменили полы, выровняли и покрасили стены в бежевые тона. Обновили раздаточное окно, посуду.
В Хохольской средней школе открыли библиотеку нового поколения – медиатеку. Здесь появилось пространство для публичных выступлений, видеоконференций, есть зона отдыха, где ребенок может взять книгу, присесть на мягкий диван и почитать ее. У ребят имеется доступ к электронному каталогу и разнообразным образовательным ресурсам.
Комфортные условия для малышей
Ежегодно Хохольский район получает финансирование на обновление дошкольных учреждений. В детском саду «Родничок» впервые провели капитальный ремонт старого двухэтажного здания в 2021 году. На работы направили 20 млн рублей по областной адресной инвестиционной программе.
В здании полностью заменили системы водоснабжения, отопления, пожарной безопасности, канализацию, вентиляцию, электрику. Покрасили стены, заменили двери и мебель. На первом этаже оборудовали отдельные кабинеты для педагога дополнительного образования, психолога и логопеда.
– Сбылась наша давняя мечта – отдельный спортзал. Он просторный, теплый. На полу – мягкое покрытие, которое защищает от ударов и скольжения. В зале есть все необходимое оборудование для физического развития малышей. Музыкальный зал, где проходят утренники и праздники, тоже преобразился. После обширной внутренней отделки установили проектор с большим экраном. Мы благодарим областное правительство за такие перемены.Людмила Квасова
заведующая детсадом №1, корпус «Родничок»
На втором этаже находятся четыре группы – две подготовительные и две старшие. В них оборудовали гардеробные, спальни, игровые комнаты, буфетные для мытья и хранения посуды, санузлы. Комнаты оснастили новой мебелью, мягкими коврами, дидактическими играми, которые способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления.
– Группы, куда ходят дети, просто замечательные. Красивые игрушки, мебель, чистота и уют – мы рады, что малыши растут в комфортных условиях, – поделилась мама одного из воспитанников детсада Юлия Владимирова.
В «Родничке» расширили пищеблок, полностью заменили сантехнику, кухонное оборудование. Теперь в распоряжении поваров две мощные электроплиты и жарочный шкаф. У работников кухни появился отдельный вход с раздевалкой.