Храм в честь Михаила Архангела в селе Малые Алабухи 1-е – Белую церковь – разрушили в 1931 году. О нем сохранилось мало информации, нет ни одного снимка или рисунка. Но старожилы сберегли старинные иконы из этой церкви, которые сейчас хранят в молитвенном доме. О судьбе храма и его настоятелей – в новом материале проекта «Разрушенные храмы» грибановской районной газеты «Знамя труда» (входит в холдинг РИА «Воронеж»).
Церковь на пригорке
Любовь Аистова слышала о Белой церкви от отца, а тот, в свою очередь, от своих родителей. Они рассказывали, что служил в этом храме Николай Боярский, который после стал учителем в местной школе. После разрушения церкви он крестил и исповедовал односельчан на дому.
Наталья Рябикина, которая 40 лет проработала в местной библиотеке, собрала историю села в газетных публикациях. Авторами краеведческих заметок были как журналисты, так и сама Наталья Николаевна. В 2003 году она держала в руках рукопись священника Николая Боярского, которую местные жители нашли в старом доме. Женщина сделала выписки из нее и опубликовала в газете.
– Николай Васильевич Боярский – потомок первых поселенцев села Малые Алабухи. Он был священником в Белой церкви, потом учителем. Он всю жизнь собирал сведения о том, как появилось наше село. Неоконченную рукопись он завещал своему сыну Владимиру, – рассказала Наталья Рябикина.
В 2000-х годах заметки священника нашли в одном из сельских домов. В них Николай Боярский рассказывал, что церковь в селе появилась не сразу. Сначала прихожане ходили на богомолье в соседнюю Даниловку (сейчас это Малые Алабухи 2-е). Церковь была маленькая, деревянная. В 60-х годах ХIХ века она сгорела. После пожара крестьяне построили по большому кирпичному храму в каждом селе.
Белая церковь стояла на пригорке, где сейчас находится административный центр села
Храм в Малых Алабухах 1-х возвышался в самом центре села, и когда люди проезжали по большой дороге, то он еще долго виднелся, как бы провожая их. Церковь была белой, имела два купола. Она стояла на самом возвышенном месте. Старожилы утверждали, что в хорошую, ясную погоду ее маковку было видно из Борисоглебска.
– Храм просуществовал до 1931 года. Людям запомнилось, как огромный колокол, весом 205 пудов, сбросили с колокольни. От удара даже земля задрожала. Он разбился на кусочки, – поведала Наталья Рябикина.
Здание разобрали на кирпичи и растащили. Правда, некоторые жители сохранили иконы из той церкви, спрятав их у себя на чердаках.
Потомки священника
Журналисты нашли потомков священнослужителей. На сайте московского журналиста, продюсера, актера Василия Соловьева есть воспоминания его деда Сергея Преображенского – выходца из грибановского села Малые Алабухи 1-е. Он был внуком служителя местной церкви Владимира Преображенского, который в 1898 году участвовал в постройке сельской школы, а потом и преподавал в ней. Тогда же священник убедил прихожан принять участие в строительстве и собрал пожертвования.
– Малые Алабухи располагались на огромном холме. На нем же была церковь и кладбище. Невдалеке – дом отца Владимира, моего дедушки, где я родился и где родилась вся моя родня со стороны папы. Рядом кирпичное двухэтажное здание гимназии, так она называлась с дореволюционных времен и по сей день. Эта гимназия была гордостью моего дедушки. Это он построил ее на свои денежки, это он преподавал в ней и закон Божий, и математику. Его до сих пор вспоминают и называют по имени благодарные односельчане, – написал Сергей Преображенский.
Владимир Преображенский
По воспоминаниям внука, его дед Владимир был слегка курносым, рыжеватым, сероглазым, удивительно темпераментным, умным и деловым человеком. Владимир Николаевич окончил духовную семинарию. Ему назначили приход в Малых Алабухах, а также позаботились и о попадье. В жены ему выбрали дочь дьякона одного из приходов Воронежской области Наталью.
У Владимира с Натальей было девятнадцать детей. Выжили далеко не все.
Отец Владимир умер в 1926 или 1927 году. Сергей Преображенский вспомнил, как с отцом приезжал в Малые Алабухи попрощаться с дедом. А жили они в то время в Савальском лесничестве.
– Одним из первых меня подвели к нему прощаться, его компаньона по голубиной охоте, последнего человека его крови, родившегося при нем. Помню, он погладил меня по голове слабеющей рукой, благословил и меня выпроводили на улицу. Спустя несколько дней мы с отцом уехали, – поделился Сергей Преображенский.
Старинные иконы
Церковь не восстановили и новую не построили. Но в 2016 году местные жители организовали молитвенный дом в одном из пятистенков на улице Советской. Здесь сделали ремонт и наполнили помещение всем необходимым. Инициатором и организатором этого стала местная жительница Валентина Горшенева, которая теперь здесь староста.
– У нас есть две иконы, которые сохранили односельчане из того храма. Их случайно нашли на чердаке одного из домов. Теперь они хранятся у нас, – рассказала Валентина Горшенева.
Одна из этих икон высотой более 1,5 м. На ней изображены лики трех святых. Краски наносили на металлическую основу. По словам местных жителей, икона была сильно повреждена коррозией, но со временем лики стали проявляться.
В молитвенном доме батюшки из других церквей проводят службы и литургии, на которые собираются местные жители.
– Пусть нечасто это происходит, но хорошо, что у нас есть такое место. Очень жаль нам разрушенный храм, – признались сельчане.