16 мая 2021

воскресенье, 22:02

$

74

89.62

«Надо – и ночью поплыву». Как лодочник соединяет с внешним миром отрезанное паводком воронежское село

, Грибановский р-н, текст — , фото — Андрей Архипов
  • 4993
«Надо – и ночью поплыву». Как лодочник соединяет с внешним миром отрезанное паводком воронежское село «Надо – и ночью поплыву». Как лодочник соединяет с внешним миром отрезанное паводком воронежское село
Сергей Бондарев ежедневно переправляет людей через реку

Вот уже восемь лет лодочник-перевозчик из села Большие Алабухи Грибановского района Сергей Бондарев соединяет отрезанное паводком небольшое село Власовка с внешним миром. Каждый день в этот период он перевозит через реку Ворона, разлившуюся и затопившую здешний низководный мост, от 10 до 30 человек. Кроме того, на своей лодке он доставляет на другой берег врачей, сотрудников МЧС, в случае необходимости – полицейских, а также продукты для власовского магазина.

Не проворонили паводок

Река Ворона, длина которой – около 450 км, начинается в Пензенской области и впадает в Хопер недалеко от Борисоглебска. Спокойная вроде бы речушка весной создает серьезные проблемы почти сотне жителей села Власовка, относящегося к Большеалабухскому сельскому поселению.

– Низководный мост, идущий через реку из Больших Алабухов до Власовки (она находится в 5 км от берега. – Прим. РИА «Воронеж»), в паводок, как правило, полностью затапливается. Водное сообщение между Большими Алабухами и Власовкой обеспечивает на лодке-казанке наш земляк Сергей Бондарев, с которым администрация сельского поселения каждую весну заключает договор, – рассказала глава сельского поселения Валентина Сорокина.

– С 6:00 до 9:00 он перевозит жителей Власовки на этот берег, ребят – в школу, кого-то – на автобус до Грибановки, кого-то – в райцентр на работу. С 15:00 до 18:00 он снова на посту – теперь уже «пассажиропоток» двигается в обратном направлении, во Власовку, – добавила Валентина Сорокина. – Кроме жителей села, туда-сюда ездят сотрудники МЧС, который меняются каждые сутки для дежурства во Власовке на случай пожара. Туда еще до паводка приехал пожарный автомобиль. Несколько раз в неделю перевозятся продукты для тамошнего магазина, иногда едет фельдшер для осмотра людей – в общем, движение оживленное.

Затапливаемый мост через Ворону – едва ли не единственный в регионе мост, связывающий с большой землей село, до которого почти невозможно добраться в объезд. Его длина – всего метров 50, но во время паводка путь лодочника Бондарева на лодке-казанке с навесным мотором «Сузуки» мощностью в 4,5 «лошади» составляет метров 200.

– В объезд путь через соседнюю Тамбовскую область составит порядка 100 км, половину из которых придется ехать по разбитому асфальту, а другую – полевыми дорогами, которые весной непроезжие. Лодочная переправа остается единственным путем из Власовки в центр поселения и дальше, – пояснила заместитель главы Большеалабухского сельского поселения Наталья Волостных. – Конечно, каждый год задолго до разлива Вороны мы завозим во власовский магазин потребкооперации продукты, бытовую химию и многое другое. Но хлеб-то людям нужен постоянно, вот и возим его, как и другие мелочи для торговли. Если надо, на том берегу житель Власовки Виктор Пащенко, с которым мы также заключаем договор на время паводка, встречает на своей машине у лодки врачей, полицейских и везет их в село.

Дежурный по апрелю

Весной-2021 переправу организовали 8 апреля. До этого по залитому водой мосту машины еще хоть как-то проезжали. Но вода стала подниматься. Например, на 13 апреля ее уровень над мостом составил порядка 70 см.

Лодочник Сергей Бондарев – едва ли не главный человек в Больших Алабухах на время паводка. У него есть официальные документы, дающие право управления моторной лодкой, а самое важное – желание помогать односельчанам.

– Я пенсионер, до того 26 лет отработал водителем на «скорой». Когда мой предшественник – другой перевозчик – больше не смог возить людей, продолжить его дело предложили мне. А чего отказываться – какая-никакая прибавка к пенсии, к тому же я природу люблю. На реке я руками работаю, а душой отдыхаю. И тогда, на «скорой», людям помогал, и теперь, выходит, помогаю, – подытожил Сергей Бондарев.

Каждый день Сергей специальным колышком замеряет высоту воды над залитым мостом и передает данные администрации, а ее сотрудники – представителям МЧС.

– Разве ж нынче паводок? Вот в 2016 году вода поднялась на 210 см! Тогда сезон моей работы продолжался почти четыре месяца, мост был залит до середины июня! А в 2019-м вообще ничего не заливалось. Все от зимы зависит, от количества снега и от того, лег он на мерзлую землю или нет, – заметил лодочник. – Работа у меня приятная – встаю я легко, уже в 5:00 на ногах, в 5:30 на переправе. Выгружаю из багажника своей старенькой «Волги» мотор, прилаживаю его к лодке, прогреваю. В 2020 году, помню, перевез людей на тот берег, а как ехать обратно – пропали холостые обороты, мотор скис. Пришлось поперек течения на веслах выгребать одному – очень тяжело было. Я специально упреждение сделал метров в 300, вот и снесло меня почти куда надо.

Сергей Бондарев рассказал несколько историй, связанных с его сезонной работой:

– Как-то из Власовки перевозили парня, которого белая горячка стеганула, так он от врачей в реку по пояс сиганул. Они – за ним. Он – в лодку, они к нему, он в реку. Так в догонялки и играли минут 20, пока не поймали. А однажды, когда мост уже был основательно залит, вижу: из Власовки тамошний цыган на стареньких «Жигулях» мчит на наш берег – капот в воде, фары вовсю светят. Течение всегда в паводок тут будь здоров. И потащило машину с моста, так он быстро левую и правую двери открыл, пропустил поток воды и как-то умудрился до берега добраться. А как-то на середине моста опрокинулся колесный трактор. Он упал возле моста, ныряли-ныряли, а водителя не могли найти, и только месяца через два километрах в пяти ниже по течению я его тело обнаружил. По носкам опознал его отец.

Заплыв за знаниями

Время дневного дежурства на переправе постепенно подходило, и Сергей Бондарев, погрузив в багажник своей «Волги» 25-килограммовый лодочный мотор, отправился на работу.

Возле воды установили несколько аншлагов, извещающих о правилах перевозки и поведения пассажиров лодки. Главное табу для лодочника – пьяные. С ними и на суше порой опасно иметь дело, а уж в лодчонке, пересекающей быстрину Вороны, тем более.

Прямо у воды Сергея уже ожидал водитель из Грибановского райпо Александр Карелин, который привез для власовского магазина примерно 30 кг груза: макароны, крупы и моющие средства.

– Сейчас сюда ко мне Владимирыч привезет с того берега продавщицу Иру Саликову, – сообщил Александр. – Вроде до паводка запас всего создали, но, видать, макароны там сейчас в ходу.

Когда журналисты РИА «Воронеж» переправились в лодке на тот берег, там уже стояла «Волга» Ирины и «Нива» еще двух власовцев, собиравшихся переправляться на «большую землю» по своим делам.

– Перееду на тот берег, приму товар, загружу в багажник, вернусь, а потом сына Женю из школы подожду. Школьников из Власовки вроде автобус должен к 16:00 привезти, – отчиталась Ирина, садясь в лодку и надевая обязательный для переправы спасательный жилет.

Через 10 минут молодая женщина вернулась с несколькими ящиками.

Корреспонденты РИА «Воронеж» помогли ей перегрузить их из лодки в багажник легковушки.

– Магазин у нас в селе один, и потому продукты нарасхват. Хорошо, что их доставка, как всегда, в паводок отлично организована, – поделилась Ирина.

Через полчаса Сергей Бондарев доставил в лодке нескольких школьников, которых сопровождала учительница Наталия Копытова.

– Мое дело – сопроводить ребят в лодке на другой берег, где их уже встречают родители. Таковы требования безопасности, – заметила она.

Среди школьников был и семиклассник Женя Саликов, которого мать повезла домой во Власовку.

До последнего клиента

Автобус из Больших Алабухов до Грибановки ходит дважды в день, но редкие жители Власовки, работающие в райцентре, не всегда мотаются из дома на работу и обратно. Чтобы не связываться с переправой, они порой по несколько дней ночуют в Грибановке у родственников.

– Номер моего мобильника написан на аншлаге возе переправы. На часы я обычно не смотрю. Хотя моя работа официально заканчивается в 18:00, мне могут звонить и ночью, я перевезу всех – мало ли, у кого какие обстоятельства, – заметил лодочник Бондарев. – Недавно, например, во Власовке погас свет, и бригаду электриков ночью надо было доставить на тот берег Вороны. Правда, в итоге они испугались плыть со мной в темноте, хотя прожектор на столбе добивает до другого берега, и погнали на машине в объезд за сто верст.

Около 17:00 к переправе подъехал медицинский УАЗик-«буханка». Из нее вышел фельдшер участковой поликлиники Сергей Аистов. Постоял, посмотрел на бурлящую воду:

– Завтра мне придется переправляться на тот берег и ехать во Власовку, надо там людей посмотреть. А сейчас просто с шофером приехали посмотреть на уровень воды.

Сергей Аистов (слева)
Сергей Аистов (слева)

– Да, похоже, большого паводка сейчас не будет, – ответил Аистову Сергей Бондарев, – думаю, через три-четыре дня вода на спад пойдет. А не пойдет – буду возить всех туда-обратно хоть до лета. Работа у меня такая.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: