Сердечные люди. Как спасают диких животных в Воронеже
В год волонтеры выхаживают до 150 зверей
Светлана Тарасова, 19 мая 2022, 12:30
Сбитая машиной косуля, заблудившиеся в городе барсуки, оставшиеся без мамы бельчата и щенки куниц, птицы с переломанными крыльями – все это не редкость в нашем городе. Тот, кто не может пройти мимо, начинает искать тех, кто может помочь. Центр спасения диких животных «Сердце леса» существует в Воронеже с 2013 года. Этим «сердцем» стали несколько девушек, объединивших вокруг себя волонтеров. В год они выхаживают около 100−150 диких животных, попавших в беду. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в гостях у волонтеров. Героиня этого материала – Марина Адоньева.
Руками не трогать!
Марина живет в обычной многоэтажке спального района Воронежа. Она менеджер и мама 14-летней дочери.
А еще – единственный в нашем регионе специалист по куньим. И если на вашем пути вдруг оказался зверек из этого семейства и вы не можете пройти мимо, интернет вам выдаст ее телефон.
Был случай. Девушка наткнулась у подъезда на куничку. И через десять минут позвонила Марине. Как только был дан отбой, на месте сразу же возникла Адоньева. Звонившая поразилась такой оперативности.
Оказалось, что куничка сбежала из Марининой квартиры.
- Она вылезла через окно 14-го этажа и уселась у подвала, не зная, что делать дальше. Слава богу, проходившая мимо девушка оказалась неравнодушной и стала искать специалиста по куньим в интернете. С того момента я установила решетки на окна, чтобы животные больше не искушали судьбу, – сказала Марина.
В ее трехкомнатной квартире кроме них с дочерью «прописаны» хорек, куница и кот. А еще перманентно обитают «транзитники» – те, кого она выкармливает, ставит на лапы, а потом выпускает. Когда журналисты РИА «Воронеж» пришли к ней в гости, в карантинном боксе на кухне дремали три малыша кунички. Естественное желание потискать эти нежные комочки Марина немедленно пресекла.
- Я сама прикасаюсь к ним только в исключительных случаях, и только в перчатках или через одеяло, – объяснила она.
Малыши не должны привыкать к человеку, чтобы не начать ему доверять. Это условие выживания в дикой среде. А своей задачей Марина видит именно выпуск их на волю.
Зверята, которые сегодня живут у Марины, поселились в ее квартире 4 мая. Это три щенка каменной куницы.
Их нашли в лесу, на мужской рубашке, рядом лежала банка корма. Вероятно, приплод самка куницы оставила на чердаке частного дома. И хозяева не придумали ничего лучше, чем оттащить их в лес. Шансов выжить у них там не было: прокормиться сами они еще не могут, а мать их уже не нашла бы. Они могли погибнуть от переохлаждения, или их могли загрызть животные, но, на счастье, им встретились добрые люди, которые нашли Марину и отвезли щенков ей.
Незваные гости
Совсем крошки, которых выхаживает Марина, лежат постоянно на грелке. В боксе впитывающая пеленка и мягкое одеяльце, чтобы зверята могли спрятаться.
Кроме бокса, занимающего полкухни, коридор загромождают еще три клетки и три переноски. Собственно, уже с порога понятно, что мы в гостях у не совсем обычной девушки. В ее холодильнике тоже много необычного. К примеру, перепела, утятина, крольчатина, свежая клубника и... замороженные мышки. Это деликатесы для ее приемышей.
К сожалению, у «Сердца леса» нет другого пристанища, кроме квартир его волонтеров, поэтому с пострадавшими животными приходится делиться собственной жилплощадью.
«От» и «до»
О том, с чего это девушка вдруг превратилась в айболита для куньих, она рассказывает так:
- С детства я очень любила животных, но мама моих интересов не разделяла. Первое животное я завела, когда уже сама стала мамой. Дочь захотела хорька, и он у нас появился. А дальше мы стали вникать в нюансы его содержания. Потом примкнула к группе в соцсетях, где было 900 человек – любителей хорьков. Дальше «доросла» до ее активистов.
По словам Марины, хорек очень игривое и самодостаточное животное. Его нельзя сравнить ни с кошкой, ни собакой.
- Они каждый со своим характером. Мой Исай, к примеру, был зациклен на мне, любил со мной спать и «блошил» меня постоянно (искал насекомых. – Прим. РИА «Воронеж»). Он был очень чутким к моему настроению и приходил утешать, когда оно было неважным, – поделилась Марина.
Так девушка стала экспертом по хорькам. К ней начали обращаться те, кто хотел помочь попавшим в беду животным: кто-то заблудился, кто-то поранился.
Скорая помощь
Потом в ее жизни появилась первая куница. Было это в мае 2018 года. Тогда после сильного урагана дети нашли на дереве пятерых детенышей куницы и вызвали зооволонтеров.
- Дерево было в 10 метрах от дома, рядом гуляли собаки. Зверьков сажали на дерево, они оттуда падали, от этого у них появились серьезные травмы, – рассказала Марина.
Волонтеры ждали маму малышей, однако за четыре часа куница так и не появилась. Пришлось их забрать. Щенкам на вид было около 45 дней. Животные не ели около суток, и у них было обезвоживание.
Зверят нужно было кормить каждые четыре часа, массировать животик. Двое из них не выжили, а троих спасли. Одна из спасенных на постоянной основе поселилась в квартире Марины.
- Куница – это животное не для слабонервных. У нее специфическая еда. Ни с кем из других животных она не контактирует. Пришлось обеспечить ее личным пространством. Осенью в природе у нее идет расселение выводков. Куница становится очень агрессивной. Мне, к примеру, она насквозь прокусила ухо, оставляла такие синяки и шрамы, которые не сходили по нескольку месяцев, – призналась Марина.
Куничка осталась у нее жить только по одной причине – в дикой природе она бы не выжила. И оставлять питомцев, считает девушка, можно только в этом случае.
С тех пор как она спасла свою первую куницу, в ее доме стали периодически появляться угодившие в беду подобные детеныши.
- Сезон обычно начинается в конце мая. Люди выезжают на шашлыки в лес и находят гнезда этих зверьков. Симпатичных милых зверьков решают забрать домой. При этом не отличают хорька от куницы и даже не представляют, как с ними обращаться. Это не грех не быть экспертами в какой-то области. Грех думать, что ты можешь справиться, перетащив их в свой дом, – рассуждает зоозащитница.
Обеспечить хищное животное естественным для него кормом – грызунами, ящерицами, насекомыми – задача, которая большинству не по зубам. Прикасаться к животным и пытаться их «спасти» нужно только в исключительных случаях, считает Марина:
- Если вы видите детеныша зверька в дикой природе, он не лежит, на нем нет травм и повреждений, не стонет – не трогайте его! Можно сфотографировать, не прикасаясь, и прислать фото нам, чтобы решить, что делать дальше. Наблюдать нужно на удалении, чтобы мать могла к ним подойти. Если же щенки с травмами, вялые, со слипшейся шерстью, тогда им надо помочь. Или они у дороги с оживленным движением, на рельсах. В этом случае их стоит оттащить от зоны опасности. Делать это нужно либо в перчатках, либо с куском ткани, чтобы не оставлять на них своего запаха. Кроме того, чтобы не подхватить от них каких-нибудь болезней или быть укушенным.
25 тысяч за зверька
Как объяснила эксперт, забирать домой животных опасно не только из-за того, что можно подцепить какой-нибудь бруцеллез, листериоз или бешенство. Но еще и потому, что это противоречит российскому закону.
- Все дикие животные – собственность государства. И главное – мало кто способен правильно ухаживать за таким «питомцем» в домашних условиях. Люди самонадеянно берут себе таких зверей в дом, и они у них гибнут. Самое сложное – переубедить людей передать детенышей специалистам в реабилитационные центры. На это уходит большая часть нашей энергии, – отметила Марина Адоньева.
Волонтеры не только откликаются на звонки людей о помощи животным, но и сами постоянно мониторят соцсети и «Авито». Зачастую люди, поняв, что они не справились с содержанием животного, не спешат передать его зоозащитникам, а пытаются на нем заработать. Просят по 20−25 тысяч за зверька.
- Приходится звонить, убеждать, упрашивать, а иногда грозить. Рассказывать, что забирать животное из леса нельзя – это нарушение законов. И уж если так произошло, нужно немедленно передать его в ребилитационный центр, – еще раз подчеркнула зооспециалист.
По ее словам, эти переговоры отнимают львиную долю сил и времени. Дальше, если все же удалось убедить, встает вопрос о транспортировке.
- «Мы не можем к вам привезти, у нас нет машины, приезжайте сами», – чаще всего приходится слышать. Едем, забираем, оплачиваем транспортировку. А животное зачастую оказывается далеко. Бензин либо за свой счет, либо нам жертвуют добрые люди. Пытаемся найти поддержку в госструктурах, к примеру, пишем в Росприроднадзор, говорим о нарушениях. Но ответа приходится ждать очень долго. К тому времени животное уже либо погибает, либо бесследно исчезает, – объяснила Марина.
Хороший пример
- Волонтерство – хороший способ подать пример своему ребенку. Любовь к животным очень объединяет нас с дочерью Настей. Иногда приходится просыпаться через каждые два часа, чтобы их кормить, делать какую-то грязную работу. Забота о животных – это ответственно и трудно. Но когда удается выкормить и вырастить, это дарит радость и удовлетворение! Мне сложно расставаться с подопечными, все-таки привыкаешь к ним и переживаешь. Но они должны вернуться в свою естественную среду. Я чувствую свою причастность к тому, что помогла им выжить, и это меня вдохновляет, – поделилась своими переживаниями девушка.
По ее словам, бездомными собаками и кошками занимаются в нашем городе многие, но нужны профессионалы и по диким животным – среди ветеринаров и волонтеров тоже. Объединение «Сердце леса» в этом смысле – спасение.
- Мы постигаем все тонкости помощи диким животным, сначала изучая теорию, обмениваемся практическими знаниями в кругу единомышленников (других специалистов и реабилитационных центров). У каждого своя специализация. Нас объединяет еще и любовь к природе. Она дает силы. Рассветы-закаты, проливной дождь, утренняя роса, распустившийся цветок, запах леса после дождя, парящая птица в небе – все это вдохновляет продолжать нашу работу. Кто-то обращается за духовной силой в религию, а мы – к природе, – сказала на прощанье Марина.
Телефон Марины Адоньевой: +7 (920) 212 88 21.