Кот в мешке. Как в Воронеже приняли инициативу налога на нестерилизованных питомцев

Зоозащитники, заводчики и владельцы животных – о своем отношении к нововведению

Светлана Тарасова, 8 декабря 2021, 18:00

из архива

Сразу несколько предложений по сокращению числа бездомных животных планируют обсудить в Госдуме РФ в ближайшее время. Среди прочих – введение налога на содержание нестерилизованных домашних животных. С этой инициативой в ноябре 2021 года выступила президент Центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова. По ее мнению, в ряде стран подобная мера уже давно практикуется и хорошо себя зарекомендовала.

Кого в России коснутся эти нововведения и к чему они могут привести? Не отобьют ли желание брать беспризорных четвероногих в свой дом и не спровоцируют ли рост цен на породистых? Могут ли вообще законы и штрафы влиять на численность «бродячек»? Об этом и многом другом корреспонденты РИА «Воронеж» поговорили с воронежскими зоозащитниками, заводчиками породистых животных и обычными владельцами домашних питомцев.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Много мифов

Уличные псы и коты – проблема любого большого города. Они нападают на людей, разносят болезни и, в принципе, являются признаком неблагополучия мегаполисов. Власти периодически выносят на обсуждение различные меры борьбы с этой проблемой. Так, кроме бесплатной регистрации и стерилизации, запрета самовыгула и увеличения числа приютов парламентарии предложили ввести «экономический рычаг» – налог на содержание нестерилизованных (фертильных) домашних животных.

Фото – Евгения Емельянова (из архива)

Участник воронежского общественного благотворительного фонда помощи бездомным животным «Право на жизнь» Анна Воронина горячо поддержала эту инициативу. По ее мнению, именно недобросовестные «разведенцы» и увеличивают поголовье «беспризорников», выбрасывая на улицу больных животных.

Как полагает эксперт, противники нового налога придумывают всевозможные «страшилки» на этот счет. К примеру, пугают бабушек тем, что им придется выкладывать большие деньги за своих подобранных с улицы питомцев. И после принятия этого закона они, дескать, массово станут их вышвыривать назад.

– Это неправда. Беспородное животное, которое подобрали на улице, уже, как правило, стерилизовано, – уверена Анна.

Анна Воронина (фото – из архива РИА «Воронеж»)

Кроме того, налог, считает она, в первую очередь будет рассчитан на тех, кто не подбирает, а занимается именно разведением животных.

– Если ты взял питомца с улицы или в приюте, то от налога нужно вообще освобождать. Так происходит во всем мире, – отметила зоозащитник.

Еще один миф, который, по мнению Анны Ворониной, вызывает настороженность у обывателей, – цены на породистых животных из-за этого налога якобы взлетят до небес.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Для настоящих породников этот налог препятствием не станет. Более того, при введении подобной системы все будет предусмотрено. К примеру, если животное представляет особую породную ценность (котируется на международном уровне), то его владелец либо совсем освобождается от этого налога, либо платит его на льготных условиях. Хозяева таких животных и разведением занимаются добросовестно, и продают своих питомцев дорого. Введение налога ситуацию не изменит. А рассчитан он на тех, кто своих «шарпеев» и «хаски» продает за полторы тысячи рублей без документов, а потом они оказываются на улице как плембрак, – подчеркнула Анна.

Общественница добавила, что налог призван отрегулировать оборот рынка животных.

– У нас такой бардак с породными животными! Существует целая система стандартов их разведения и содержания. Но кто ими руководствуется? В моей практике были десятки случаев, когда люди покупали очень-очень дорогих собак, а потом выкидывали их на улицу. К примеру, шарпей премиум-класса оказывался болен эпилепсией. Начинал на хозяев набрасываться, детей кусать. Пришлось его усыпить. По факту выяснилось, что спарили малолетних родственников. Таких случаев множество, – вздохнула волонтер.

На отладку системы налогообложения, на ее взгляд, уйдет два-три года. Но когда это произойдет, число безнадзорных животных резко снизится.

Фото – Евгения Емельянова (из архива)

Законы не работают?

Зоозащитница, не пожелавшая представляться публично, больше 10 лет занимается проблемами бездомных животных. Она скептически относится к новой налоговой инициативе:

- Я не верю в это. В нашей стране законы в принципе не работают. Мы десять лет один на один с бездомными животными, и все эти разговоры о помощи им – пустой звук. Они в крови, грязи, на грани выживания. А государство только декларирует свою помощь, дальше слов дело не идет. Особенно это касается законов. Думаю, с введением этого налога будет та же история, – поделилась она.

Примерно в том же ключе высказались и обычные владельцы животных. Главный их посыл: «непонятно, кто и как будет контролировать этот закон».

- Это еще одна спекуляция, – не согласилась с ними Анна Воронина. – Стереотип, что Россия не может быть цивилизованной. В свое время, когда вводили систему МФЦ, многие причитали: «У нас туда никто не пойдет, это бессмысленно». А в 1990-е годы про торговые центры говорили то же самое. Дескать, там будет страшное воровство и центры обанкротятся. Все новое пробивает себе дорогу с трудом. Мы ничем не отличаемся от той же Европы. Введение налога – это назревшее новшество. Это давно было пора сделать.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

По словам Ворониной, в нашей стране обширнейшее лобби, которое частично связано с Российской кинологической федерацией. Теневой рынок животных, в котором оно заинтересовано, достигает, по отдельным оценкам, 1 млрд долларов в год.

– Понятно, что терять этот доход никто не захочет. Люди существуют за счет этих несчастных животных, которых они по два-три года пользуют, а потом выбрасывают. Этот налог в первую очередь должен сделать невозможным такое разведение, – подвела итог эксперт.

Капля в море

Отловщица собак Юлия Барт убеждена, что все домашние животные должны быть на учете, а хозяева должны платить на них налоги – тогда снизится вероятность того, что они будут их безответственно заводить и потом выбрасывать.

Фото – Виталий Грасс (из архива)

– Сейчас стерилизация самок – это капля в море: небольшую часть мы стерилизуем, а остальные беспрепятственно рожают, и численность собак на улицах не уменьшается, – считает Юлия Барт.

Руководитель благотворительной группы помощи породным животным «ЛабрадорХэлп Воронеж» Наталья Дьяченко тоже за налог на нестерилизованных животных.

Наталья высоко оценила программу отлова, стерилизации, вакцинации и возврата бездомных животных в городскую среду, которая действует в Воронежской области с 2016 года. Но, по ее мнению, программа борется не с причиной появления бездомных животных на городских улицах, а с ее последствиями.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– К сожалению, сейчас животных – породных и беспородных – гораздо больше, чем воронежцев, желающих их взять, – отметила Наталья.

Волонтер подчеркнула: если сейчас не решить проблему регулировки численности кошек, то домашняя кошка как вид исчезнет.

– Вопреки сложившемуся стереотипу, стерилизация – гуманная операция, которая продлевает жизнь животным, – объяснила она.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

По мнению зоозащитника, налог на нестерилизованных животных поможет бороться с бесконтрольным размножением кошек и собак, которые затем оказываются на улице. Но перед тем как его ввести, необходимо создать пункт льготной стерилизации домашних питомцев. Льготы, к примеру, можно сделать доступными для пенсионеров.

Говоря о стерилизации, Наталья Дьяченко подчеркнула, что она не против породного разведения животных, но против бесконтрольного разведения питомцев. Она рассказала, что сейчас в Воронеже много «черных заводчиков», которые по подставным документам продают так называемый плембрак – собак и кошек, не соответствующих стандарту породы. Бракованных животных не допускают к участию в выставках и – по официальным правилам – к разведению.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Но в реальности этого нет. Самая большая наша проблема – сайты объявлений, на которых продают основной поток плембрака, – добавила Дьяченко.

Она считает, что бороться с плембраком можно только радикальным способом – введя тотальную регистрацию всех домашних животных.

Благие намерения

Бывший заводчик породистых кошек Наталия Пирогова считает, что введение налога на фертильных (нестерилизованных) животных – с одной стороны, благое намерение, с другой – уравнивает заводчиков и разведенцев.

Фото предоставлено Наталией Пироговой

– Наверное, цель, которую ставят законодатели, гуманная: предупредить с помощью финансовых обязательств безответственное отношение к домашним питомцам. Но если копнуть глубже: подобный подход, в конечном итоге, приравнивает дорогостоящее, затратное хобби, которое сродни селекции, к бизнесу. Ведь есть заводчики, а есть разведенцы. Для заводчика продажи породистых котят или щенков, по сути, вынужденное и побочное занятие. В разведение отбираются только лучшие представители породы, остальных приходится продавать, так как оставить всех в питомнике невозможно. Заводчик занимается разведением с целью получить животных, обладающих лучшими качествами, популяризировать породу. Для разведенца же главное, наоборот, продажи с целью получения дохода. То есть это чистой воды бизнес, – пояснила Наталия.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Поэтому логично, заметила экс-заводчик, что разведенец заинтересован сокращать свои издержки: качественные корма, регулярная вакцинация, пристройство, а не продажа вышедших из разведения животных в семьи.

– Заводчик постоянно демонстрирует свои достижения на выставках, где контролируется наличие ветеринарного паспорта у питомцев, прививок и где последствия плохого содержания будут видны всем. Клубы также контролируют частоту вязок, чтобы их количество не истощало животных. Разведенцы работают в серой зоне: условия содержания проконтролировать практически невозможно. Нередко отработавшие свое животные, не способные больше приносить потомство и доход, оказываются на улице, – рассказала Наталия Пирогова.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Контекст

По данным Минприроды, на территории страны находится больше 586 тыс. бездомных собак и почти 150 тыс. бездомных кошек, а мест в приютах – около 88 тыс. Поэтому что-то предпринимать, чтобы сократить их число, необходимо.

Следующим шагом после введения налога на фертильных животных предполагается их обязательная регистрация и чипирование. По замыслу авторов идеи, у каждого питомца должен быть свой чип с полной информацией о нем. В случае, если животное потеряется, чип поможет вернуть его владельцам и, кроме того, избавит от необходимости делать лишние прививки при пересечении границ.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.