Скандальный перформанс «Каренина» прошел на сцене ночного клуба Underbar в воскресенье, 6 марта. Треш-мюзикл, где играли студенты Академии искусств – тизер будущего спектакля, который пройдет в сентябре. Автор акции – московский режиссер и хореограф Виктория Нарахса – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» о воскрешении Анны Карениной, формате трэш-мюзикла и особенностях работы с текстом Толстого.
– Как правильно называется то, что вы показали? Перформанс?
– Мы показали тизер спектакля «Каренина», который мы сейчас готовим. Он выйдет в сентябре.
– А где будете его показывать?
– Мы рассматриваем разные места. Это должен быть большой завод – мы хотим сделать там большой променад. Спектакль будет и в Воронеже, и в Москве. Так или иначе, материал, на котором построен спектакль, - роман Льва Толстого «Анна Каренина». В Воронеже мы решили сделать акцию, в которой показали поминки с воскрешением Анны Карениной. Собственно говоря, нам было сегодня необходимо ощутить ее присутствие, сделать некий мистический обряд.
– На сцене была беременная девушка. Она играла Анну Каренину?
– У нас сегодня все были Аннами Каренинами. Два парня играли роли Вронского и Каренина.
– Как родилась мысль сделать такой спектакль?
– Сегодня здесь играл курс Руслана Маликова – это их дебют в акционизме. Это и местные музыканты, которые играют на сцене живую музыку (группа Surfer Rose – РИА «Воронеж»). Я думаю продолжать работать в формате трэш-мюзикла.
– Виктория, в московском Центре имени Мейерхольда должна была состояться премьера вашего хип-хоп мюзикла «Тараканище» с Надеждой Толоконниковой. Спектакль так и не показали?
– Премьера так и не состоялась – был только предпоказ. Но премьера обязательно произойдет. Просто у нас слишком большие декорации, которые довольно сложно вместить на сцене. Мы хотим показать спектакль у наших друзей. Пока что это в подвешенном состоянии, но мы не стоим на месте и работаем над этим.
– Вы думаете, что премьера не состоялась из-за политических причин?
– Разумеется, решающим стало присутствие в этом спектакле Нади. Хотя сам спектакль не был провокационным – он на злобу дня, но, скажем так, приличный. Собственно говоря, это единственный приличный спектакль, который я планирую выпускать.
– В сегодняшнем трэш-мюзикле «Каренина» вы показали сцены поедания, было много крови. Что вы хотели этим сказать?
– В спектакле Анна Каренина будет героем – своего рода Иисусом. В мире есть определенные правила. Если ты по ним существуешь - значит, ты хороший. Если нет – ты плохой. Главное правило общества – в том, что все должны врать и делать вид, что все это нормально. Анна Каренина отказывается это делать. Понятно, что Толстой хотел сказать совсем иное, поэтому мы находимся с ним в неком сопротивлении, но это даже интересно. Поэтому все приключения, которые происходили с ней после того, как мы ее воскресили, свидетельствуют о том, что ни тогда, ни сейчас мир не готов принимать людей, которые хотят, как минимум, не врать, делать то, что им хочется, и говорить об этом открыто. Поэтому в конце нашей сегодняшней акции Анна уходит назад (умирает – РИА «Воронеж»), но в спектакле все будет иначе.
Контекст
Скандальный перформанс или, как его называет сама Виктория Нарахса, трэш-мюзикл «Каренина» можно было увидеть в воскресенье, 6 марта, в ночном клубе Underbar. В провокационной акции, изобилующей сценами насилия, участвовали студенты мастерской Руслана Маликова. Молодые воронежские актеры, среди которых – беременная девушка – раздевались, обливали себя молоком, брызгали на зрителей водоэмульсионной краской, похожей на кровь. На протяжении всего театрального действа на сцене играли музыканты. Одновременно читались фрагменты из романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Справка РИА «Воронеж»
Виктория Нарахса – в прошлом участница коллектива The Drystone (Санкт-Петербург). Осуществляла совместные постановки с Юкой Касеки (Берлин). Сотрудничала с театром DEREVO (Дрезден, Германия); AXE (Санкт-Петербург) — с 2009 по настоящее время. Создательница Лаборатории физического театра (Москва). Режиссер спектаклей SiNIAK (Нюрнберг, Германия), «Окраина», «Терминал», стрит-оперы «Тараканище» (Москва) и многих других. Режиссер по пластике в спектаклях «НОРМАНСК» (Центр имени Мейерхольда), «Переворот» (театр «Практика»). Участница и куратор многочисленных семинаров, мастер-классов и театральных лабораторий в России и за рубежом.
Мастерская Руслана Маликова – студенты второго курса театрального факультета Академии искусств. За полтора года обучения студенты участвовали в фестивалях «Чернозем», «Большая Перемена», «Мандельштамфест», в арт-проекте «Они живые».