В Воронеже открылась музыкальная программа Платоновского фестиваля. В Концертном зале филармонии выступил всемирно известный израильский виолончелист Миша Майский. Вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром он исполнил концерт Дворжака. В программу также вошли пьесы для виолончели с оркестром Макса Бруха «Кол нидрей», и Симфония №4 Чайковского.
Накануне концерта Миша Майский рассказал о себе и своих учителях – его часто представляют как единственного в мире виолончелиста, которому повезло учиться сразу у двух великих музыкантов и педагогов: и у Мстислава Ростроповича, и у Григория Пятигорского. Во время разговора музыкант то и дело жаловался, что ему трудно подобрать русские слова (он уехал из России уже более 40 лет назад, в 1972 году, отсидев сначала 18 месяцев в тюрьме), и заменял их английскими выражениями, однако несмотря на это, музыкант рассказывал так живо, так образно и так интересно, что под конец пресс-конференции сорвал бурные аплодисменты журналистов.
– В 8 лет я принял два очень важных решения, – рассказал Миша Майский. – Бросил курить (я курил с 5,5 лет, затянулся голландской сигарой и мне понравилось) и решил играть на виолончели. Ростропович уже тогда был моим кумиром, у меня шея болел, когда я слышал его имя – так широко я рот разевал, ааааа! Вы слышите, у меня проблемы с речью, и родители все хотели меня к логопеду отправить. Но я услышал по радио интервью с Ростроповичем и сказал: нет, никакого логопеда. И вот после конкурса им. Чайковского моя мечта сбылась: он взял меня к себе в класс. Я думаю, как педагог он был даже более велик, чем как виолончелист. Виолончель не давала ему возможности полностью выразить себя, свое воображение. Поэтому он и начал дирижировать. На первую свою премию после конкурса я вместо того, чтобы приобрести костюм и туфли, которые я одолжил для этого дела, купил магнитофон SONY, чтобы записывать его уроки. И недавно я видел документальный фильм BBC о нем, и там эти мои записи, до сих пор их используют. Я прямо горжусь. Я часто говорю, что время, когда я учился у Пятигорского – это были самые счастливые 4 месяца в моей жизни. Но это не значит, что Ростропович был худшим учителем. Просто их нельзя сравнить, это все равно что сказать, кто лучше, Моцарт или Бах?
Миша Майский посетовал, сейчас молодые музыканты уделяют слишком много внимания технике, а это, по мнению музыканта, путь в никуда.
– Ростропович очень часто напоминал мне, что виолончель - это только инструмент для достижения главной цели – музыки. Это очень важно, особенно сейчас, когда конкуренция у молодых музыкантов оченьвысока. Часто они думают, что чтобы преуспеть, надо играть больше, чище и громче, как будто музыка нужна только для того, чтобы показать, как хорошо мы умеем обращаться с инструментом. А все совсем наоборот. Я не самый аккуратный музыкант, многие играют чище. Но для меня это не самое важное, гораздо важнее – умение выразить музыку. Если бы техника была важна, уже давно бы придумали компьютер, который играл бы на концерте всю музыку идеально, без единой ошибки, а живые музыканты были бы не нужны. Но, к счастью, это не так. Мы должны доносить музыку до слушателя, а для этого надо попытаться понять, что хотел сказать композитор. И тогда музыкант сам найдет путь к правильному исполнению.
Именно поэтому музыкант так и не сказал, кто его любимый композитор:
– Это банальный ответ, но это действительно так: мой любимый композитор тот, чье произведение я исполняю сегодня. Я считаю, что во время исполнения музыкант должен любить то, что играет, ведь зрители все чувствуют. Музыка исходит из сердца. Я не актер, но для меня искренность исполнителя очень важна. Люди, которые любят классическую музыку и приходят на концерт – они ощущают разницу, когда исполнитель открывает им свою душу. Поэтому я исполняю только ту музыку, которую люблю.