Во вторник, 30 июля, в Воронежском областном суде состоялось заседание по делу об убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер». Прокуратура запросила для 26-летнего гражданина Киргизии Ярослава Шеховцова, которого обвиняют по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц), – 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Корреспондент РИА «Воронеж» посетил заседание, где выслушал позиции сторон, а также мнение самого обвиняемого.
Напомним, что убийства были совершены 24 июня 2023 года. Именно в этот день по территории региона прошла колонна устроивших вооруженный мятеж сотрудников частной военной компании. В ЧВК обвиняемый был начальником медицинской службы.
«Надо шефа кончать, он нас сдаст»
В рамках прений прокурор озвучила те материалы, которые легли в основу обвинения, и в том числе показания самого подсудимого, данные им в ходе следствия. Из них следует, что Ярослав Шеховцов признал вину частично, объяснив свои действия угрозой, которую он чувствовал от своих сослуживцев. При этом озвученные обвинением данные психиатрической экспертизы указывают на то, что обвиняемый осознавал свои действия и понимал последствия, к которым они приведут.
Из показаний подсудимого следует, что, услышав о мятеже, он вместе с двумя сослуживцами отбился от колонны и решил добраться до ближайшего населенного пункта, чтобы сдаться, так как бойцы не хотели участвовать в незаконных действиях. Когда мужчины сделали остановку, Ярослав Шеховцов якобы услышал, что Денис А. и Иван Ц. говорят: «Надо шефа кончать, он нас сдаст». По словам обвиняемого, сначала он не придал особого значения услышанному, списав это на пережитый стресс. Однако уже во время движения Иван Ц. начал кричать, что Шеховцов предатель и они должны вернуться в колонну ЧВК. Одновременно с этим мужчина направил на подсудимого автомат и стал ему угрожать расправой. Спустя некоторое время, когда обстановка немного разрядилась, недалеко от Нововоронежа мужчины остановились, чтобы перекусить.
– Предложение остановки меня не насторожило, опасности я не чувствовал и думал, что ребята уже отошли от пережитого стресса. Первыми из машины вышли они, взяв с собой продукты и разместив их на поляне в четырех метрах от автомобиля. Когда я вышел из машины и начал ее обходить, я услышал крик Ц.: «Вали его!» Я повернулся и увидел, что А. в меня целится. Он сказал: «Хана тебе, «шеф»!" Я воспринял это как угрозу и сделал два выстрела в сторону А. и Ц., – следует из показаний обвиняемого.
Подумав, что всех убил, Ярослав Шеховцов направился к автомобилю и стал собирать свои вещи. В этот момент он якобы услышал крик Ц.: «Я все равно тебя убью!» А затем увидел, как последний ползет и тянется к автомату. После этого обвиняемый выстрелил целую обойму в ползущего на него Ц.
«В случае успеха ЧВК планировал к ним вернуться»
При этом прокуратура показания подсудимого считает надуманными и не соответствующими действительности. Улики указывают на то, что прямой угрозы для Шеховцова не было: оружие у погибших находилось на предохранителях и не было готово к использованию.
– Утверждение Шеховцова о том, что после ранения Ц. потянулся за автоматом, опровергается протоколом осмотра места происшествия и показаниями свидетеля, готовившего документ. Автомат находился под Ц., и увидеть его, не перевернув тело, было нельзя. Этот момент Шеховцов объяснить не смог. Мы считаем, тех обстоятельств, на которых строится стратегия стороны защиты, не было. Шеховцов застрелил потерпевших, желая покинуть колонну, в случае же успеха ЧВК он планировал к ним вернуться. Но только без свидетелей этот план был осуществим. Сомнительно, что, имея возможность покинуть своих сослуживцев и чувствуя угрозу от них, подсудимый не скрылся раньше. Также вызывает сомнение то, что А., имея явное преимущество, дождался, пока Шеховцов развернется, достанет пистолет и выстрелит в него, – обратился прокурор.
«Я действовал в пределах необходимой самообороны»
Кроме того, на заседании стало известно, что мать и сын Ивана Ц. обратились в суд с гражданским иском о выплате им по 2 млн рублей на каждого в качестве компенсации морального вреда за смерть родственника.
– В отношении А. я действовал в пределах необходимой самообороны, поскольку видел с его стороны реальную угрозу моей жизни. В отношении Ц. мной были превышены пределы самообороны. С этим я согласен. Что касается гражданского иска, то от сути претензий я не оказываюсь, но прошу снизить его сумму. На сегодняшний день я не располагаю такими средствами, чтобы его погасить, – обратился Ярослав Шеховцов.
Адвокат, представляющий интересы подсудимого, сообщил, что его подзащитный действовал на опережение, опасаясь за свою жизнь.
– Увидев автомат, направленный в его сторону, Ярослав Шеховцов сделал первым выстрел в сторону А. и Ц. Что в данном, конкретном случае мы считаем необходимой самообороной. Относительно утверждения обвинения о том, что оружие у погибших не было снято с предохранителя, то оно ничем не подтверждено, кроме показаний одного из свидетелей, сделавшего свои выводы на основании фотографий. Что касаемо протокола осмотра места происшествия, то данные доказательства мы считаем недопустимыми и просим его изъять. Мы считаем, что, опасаясь за свою жизнь и здоровье, Ярослав Шеховцов причинил смерть Денису А. Что касаемо причинения смерти Ивану Ц., то здесь мы считаем, что мой подзащитный находился в состоянии стресса и превысил пределы самообороны, – рассказал адвокат.
Представитель защиты напомнил, что при погибших были обнаружены гранаты, что свидетельствует о реальности угрозы с их стороны. В отношении смерти Дениса А. он предложил прекратить дело ввиду отсутствия состава преступления, а в отношении смерти Ивана Ц. – переквалифицировать на ч. 1 ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны). А эта статья предусматривает уже до двух лет лишения свободы. Кроме того, адвокат попросил суд учесть, что его подзащитный участвовал в СВО, имеет боевые награды, а также в дальнейшем планирует подписать контракт с Минобороны.
Контекст
Вечером 23 июня 2023 года ФСБ России возбудила уголовное дело в отношении главы ЧВК «Вагнер» по ст. 279 УК РФ (организация вооруженного мятежа). В связи с ситуацией вокруг ЧВК 24 июня в Воронежской области был введен режим контртеррористической операции (КТО). Движение по федеральной трассе М-4 «Дон» было закрыто. Автомобилистов попросили воздержаться от поездок и по дорогам регионального и местного значения. Об отмене режима КТО объявили 26 июня.