В ряде воронежских школ пройдут съемки документального фильма о трагедии в Беслане. Авторы картины – студенты журфака ВГУ. В центре – история конкретной семьи, сквозь годы пронесшей страшные воспоминания.
Не надо пугаться
Пресс-служба мэрии специально подчеркивает: если в интернете вдруг случайно всплывут кадры с вооруженными людьми в районе какой-то из воронежских школ – не стоит волноваться. Идут съемки документального фильма. Никакого настоящего оружия и боеприпасов у его создателей нет. Только качественно выполненные макеты и элементы воинского снаряжения. Но по незнанию кто-то может принять это за попытку диверсии и поднять панику.
Герои будущего фильма
Все съемки согласованы с администрациями учебных заведений. График выстроен так, чтобы не помешать последним приготовлениям к 1 Сентября и началу занятий. Съемки стартовали в четверг, 24 августа, в школе №95, которая носит имя Героя России Крынина А. Э. Корреспонденты РИА «Воронеж» понаблюдали за стартом работы и пообщались с молодыми документалистами.
В первый день съемок ребята признались, что поиск подходящих для этого мест – уже непростая задача. Съемки проходили в Липецкой области. Но все-таки большую часть материала планируют отснять в Воронеже. Вся работа ведется на собственные средства молодой команды. Не то чтобы нельзя найти спонсоров, просто на данном этапе создатели фильма еще не уверены в конечном успехе и не хотят никого подвести.
Не простая курсовая
Максим Максимов
Бесланской трагедии сентября 2004 года скоро исполнится 19 лет. Время течет неумолимо быстро. Выросло целое поколение. Ребята, которые сегодня снимают фильм об одном из самых страшных терактов в истории страны, тогда только родились и сами события не помнят. Над фильмом работают четверокурсники журфака ВГУ Максим Максимов и Илья Шушков, а также их товарищи – студент математического факультета того же вуза Артем Золотарев и Егор Евсеев из Липецка. Максим и Илья как будущие журналисты отвечают за режиссуру. Егор – оператор и монтажер. Роль Артема четко обозначить сложно, он помогает в разных организационных моментах.
За без малого 20 лет наши школы заметно изменились. На первый взгляд все знакомо – парты, доска. Но солнце светит в пластиковые окна, которые стали массово устанавливать лишь десятилетие спустя. Перед началом работы из класса, выбранного съемочной площадкой, приходится выносить принтер и сканер. В 2004-м такая техника в школах только начинала появляться и в каждом классе ее точно не было. А вот от «глаза» видеонаблюдения никуда не деться, его приходится маскировать. Мебель свежая, современная. В начале XXI века в провинциальных школах чаще можно было увидеть еще советские парты. Хорошо хоть интерактивной доски нет.
Илья Шушков
Ребята-журфаковцы не связаны напрямую с телевидением. Тем не менее будущий фильм рассматривают как свою курсовую работу. Но получить зачет – не главное. На первом месте – потребность в творческом высказывании. Допускают, что в будущем работа с видеоконтентом может стать их профессией.
– Мы выполняем творческое задание по вузу, но одновременно работаем, откладываем деньги. Для нас вуз – это возможность «набить шишки». Получится – класс. Не получится – это студенческая работа, здесь можно споткнуться. Поэтому мы это воспринимаем в первую очередь как опыт, – рассуждает Илья.
«Об этом нужно говорить постоянно»
Егор Евсеев
Четверо названных ребят – костяк команды. Но работают они не одни. В этот день с ними две девушки и ребята школьного возраста – девочка-третьеклассница и мальчик-шестиклассник. Они будут исполнять роли в той части картины, съемки которой запланированы в школе №95. Подробности сценария молодые документалисты разглашать не хотят.
– Актеров мы старались набирать среди своих знакомых. Просто потому, что до чужих людей сложно донести задачу. Она непростая, не постоять и поулыбаться на линейке, – говорит Максим.
Тут же одна из девушек начинает примерять на себя одежду женщины-мусульманки. Это никаб – головной убор, оставляющий открытой только небольшую часть лица вокруг глаз, и длинная, ниспадающая накидка в пол – абайя. Да, среди участников нападения на школу в Беслане были и женщины.
– Несмотря на то что на эту тему много снято и написано, мы считаем – об этом нужно говорить постоянно, напоминая людям о том, что больше никогда произойти не должно, – заявляют Илья и Максим.
И все же немного проливают свет на сюжет. Говорят, что изначально выбрали формат, не предполагающий поиска ответственных за произошедшую трагедию. Захотели показать историю конкретной семьи. Как люди прожили эти три дня и как в дальнейшем несли в себе эту трагедию. Хотят показать, в каком беспомощном положении оказались запертые в эти три дня в школьном спортивном зале люди.
С прототипами героев Максим Максимов познакомился во время поездки в Беслан, которая пришлась как раз на семнадцатую годовщину событий, – 1−3 сентября 2021 года. Удивительным совпадением стало то, что биография одного из них связана с Воронежем.
Навсегда в памяти
Александр Богомолов. Фото предоставлено УФСБ по Воронежской области.
Имя спецназовца Александра Богомолова навсегда останется в памяти той семьи, о которой снимают фильм воронежские студенты. Именно он спас их детей из лап террористов. О героическом военном и его связи с нашим городом нам немного рассказал глава пресс-службы городской администрации Никита Чеботарев.
– Александр Станиславович родился в 1973 году в Чите, в семье военного. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. С 1994 года – на военной службе в формированиях Московского военного округа. За три года до бесланских событий перешел на службу в Центр специального назначения ФСБ России. Все годы воинской службы Александра связаны с участием в контртеррористических операциях, в том числе в наведении правопорядка на Северном Кавказе. До Беслана, в 2002 году, участвовал в другой памятной спецоперации по вызволению заложников из театрального центра на Дубровке в Москве. Дважды награжден орденом Мужества, дважды – медалью «За Отвагу». Также – орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и другими наградами, – рассказал РИА «Воронеж» Никита Чеботарев.
В 2013 году Александр Станиславович был назначен на должность руководителя подразделения спецназа управления ФСБ России по Воронежской области. При этом продолжал лично принимать участие в противоборстве с террористами по всей стране. И 24 ноября 2016 года погиб при проведении контртеррористической операции в городе Назрань. Указом президента РФ полковник Богомолов посмертно удостоен звания Героя России.
– Меня еще не было на свете, когда разворачивались те события в Беслане. Но знаю, что 1 сентября, в День знаний, террористы захватили школу, было больше тысячи заложников. Их продержали больше трех дней. Школа была освобождена благодаря действиям спецназа, – делится с нами десятиклассник Семен Кузьмин, редактор школьной газеты. – Был очень удивлен, что в нашей школе будет сниматься фильм. Узнал об этом буквально вчера поздним вечером. Это хорошо в качестве поддержки памяти. Конечно, учителя нам рассказывали о том событии. Но не думаю, что многие часто задумываются о случившемся.
Елена Шохонова
У директора школы №95 Елены Шохоновой муж – бывший военный. Педагог нам призналась, что к защитникам Родины у нее особое, очень теплое отношение.
– У меня до сих пор слезы наворачиваются при мысли о тех событиях. Прочла сценарий. Ребята с журфака, которые решили снять этот фильм, – умнички. Страшно, когда молодое поколение теряет чувство патриотизма. Очень рада, что здесь все иначе. Остались живы люди, которые пережили ту трагедию. Они доносят до нас информацию, и мы понимаем, насколько жесток может быть этот мир, – отметила Елена Шохонова.
Елена Шохонова говорит, что школа – это такой «храм», в котором служат в основном женщины. И на 1 Сентября детей на линейки чаще приводят мамы. Вспоминаешь и думаешь: такого не должно быть никогда.