В Покровском храме лискинского села Коломыцево появилась новая икона – «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Инициатива написания образа принадлежит прихожанам церкви, а средства собрали жители самых разных городов и сел.
Почему людей заинтересовал именно этот иконописный сюжет, о чем и о ком молятся у святого лика Божией Матери – в материале РИА «Воронеж».
Недетская проблема

В иконографии Богородицы, по разным оценкам, порядка 700 различных изображений. Каждое из них по-своему отражает милость Царицы Небесной к роду человеческому. И число икон продолжает расти. Так, около 15 лет назад появился новый образ Божией Матери, получивший название «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных».
Икона очень трогательная: Богородица держит на руках маленького Христа, который принимает от ангела-хранителя младенца в пеленах. Принимает как отвергнутый людьми бесценный дар, посланный свыше. Это скорбь и вместе с нею спасительное понимание того, что Бог не оставляет нерожденное дитя.
В то же время лик Небесной Заступницы напоминает женщинам, что аборт – это не просто медицинская манипуляция. Это непоправимая ошибка, за которой – безмерное горе. Не зря же народная мудрость гласит: «Избавишься от зачатого – не избавишься от убитого».

– Впрочем, молиться у этого образа могут не только те, кто непосредственно совершил грех детоубийства, – комментирует настоятель Коломыцевского храма Николай Чернушкин. – Проблема абортов для нашей страны – повсеместная. И вина в данном случае лежит не только на женщине, принявшей роковое решение. Часть вины и на близких, которые подтолкнули советом. И, разумеется, на отце ребенка, который, возможно, побоялся ответственности. В общем, на всех тех, кто способствовал этому – не только словом или делом, но и молчаливым согласием.
– Почему образ Скорбящей о младенцах считается новым и редким?

– Да потому что в древности детоубийство не носило столь массовый характер. В советские же и постсовесткие годы это стало восприниматься не как преступление против жизни, а как чуть ли не рядовая процедура, – продолжает отец Николай. – Судя по тому, что встречали новую икону в храме не только постоянные его прихожане, но и множество приезжих – люди постепенно начинают осознавать тяжесть содеянного или хотят уберечь себя и своих родных от подобных ошибок. Ведь у Богородицы можно просить не только о спасении погибших во чреве младенцах, но и о даровании радости материнства, и о том, чтобы близких никогда не коснулся грех детоубийства. Но особенно мы просим за женщин, которые пока не понимают, что они совершили. Таких в миру, увы, достаточно.
Отец и дети

Написал икону для Коломыцевского храма лискинский иконописец Андрей Верхотин.
Он создает свои работы в традициях московской школы иконописи времен Андрея Рублева. Первый иконостас, написанный им для Николо-Угрешского монастыря Подмосковья, освящал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В этом же монастыре были созданы еще два иконостаса и десятки икон. Одна из них – «Неупиваемая Чаша» – была передана в Иерусалим. Всего художник написал более 1,2 тыс. икон. Многие из них сейчас украшают храмы Воронежа, Лисок, окрестных сел и других городов России, а также зарубежья.
Кроме того, Верхотин – педагог. Вот уже девять лет он преподает в творческом объединении «Академия живописи», которое действует при соборе Владимирской иконы Божией Матери в Лисках. Его ученики ежегодно становятся победителями всероссийских и международных конкурсов.

– Работа над иконой «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных» заняла у меня около полугода, – рассказал иконописец. – Сюжет непростой, в нем сразу четыре образа – Богородица, Иисус, ангел-хранитель и младенец. И, конечно, особенно сподвигло меня на написание иконы то, что я и сам работаю с детьми. Да и вообще – мне очень близка тема семьи. Так, в 2002 году появилась наша творческая семейная иконописная мастерская «Пред Иконой», куда вошли также две моих дочери: старшая – Тамара Муконина и младшая – Светлана Павленко. Такой творческий союз отца и дочерей в иконописном направлении – явление нечастое.
Икона «Скорбящая о младенцах» выполнена в технике яичной темперы – традиционном способе иконописи, при котором пигменты смешиваются со свежим куриным желтком. Эта техника, восходящая к византийской традиции, позволяет достичь глубины цвета и внутреннего света лика; она требует высокой художественной дисциплины и молитвенного настроя при работе. При соблюдении технологии иконы в яичной темпере сохраняются на протяжении многих столетий.

Молебен перед образом Божией Матери «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных» совершается в Коломыцевском храме каждое первое воскресенье месяца.
Сейчас прихожане собирают средства на то, чтобы сделать для нового образа резной аналой и киот. Новости из жизни прихода, расписание богослужений и прочее можно узнать в группе Покровской церкви села Коломыцево в соцсети «ВКонтакте».

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Коломыцево – не единственная в Лискинском районе, где можно поклониться сравнительно редкой иконе. В Покровском храме города Лиски тоже есть подобный образ, только написан он в подмосковном Сергиевом Посаде.
– Икона появилась у нас в июне 2023 года. Средства на ее написание также собирали прихожане, – рассказал благочинный Лискинского церковного округа, настоятель храма иерей Алексей Иванов.
Возрожденный храм

Деревянная церковь на каменном фундаменте была построена в селе Коломыцево в 1853 году, а в 1880-м ее перестроили в камне. «Красавицей-невестой» называли свой храм жители села. Церковь была одной из самых крупных храмовых построек на правом берегу Дона.
В годы революционной смуты церковь спасли от разрушения, но богослужения запретили.

В период фашистской оккупации с июля 1942 года по январь 1943-го в Покровском храме размещался штаб венгерской армии и их госпиталь, а окружающая местность стала кладбищем погибших мадьяр. Несмотря на многочисленные бомбежки правобережья, ни один снаряд не попал на территорию храма. Церковь не имела даже осколочных «ранений».
В послевоенное время храм использовали под зернохранилище, затем здесь был кинотеатр, а на месте алтаря – танцплощадка. В 50-х годах святыню чуть было не разрушили. Однако без технических приспособлений и взрывных устройств это дело оказалось практически невыполнимым. Недели ушли на то, чтобы вручную разобрать основание колокольни, после чего эта часть строения рухнула под собственной тяжестью. Также удалось разрушить небольшие пристройки церкви и ее купол. Внутреннее убранство – настенную живопись, фрески, которые, по словам старожилов, принадлежали кисти великого русского художника Ивана Крамского и его учеников, залили толстым слоем извести.

С середины 80-х годов опять встал вопрос о сносе храма, но на собрании колхоза по инициативе председателя Виктора Черноротова решили сохранить церковь как архитектурный памятник села и выделить деньги на ремонт. Так началось возрождение церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Был отремонтирован купол и крыша, пристроен притвор, приведены в порядок стены и своды храма.
В 1995-м церковь получила статус объекта историко-культурного наследия областного значения, а в 2014-м здесь состоялась первая литургия. С тех пор в храме проводятся регулярные богослужения.
К сожалению, пока не удалось смыть известковый слой и полностью открыть и отреставрировать фрески. Не хватает средств и сил, чтобы вернуть церкви «белый наряд невесты», но главное все же свершилось – храм стал действующим.
