Вита Лунина – призер всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Она заняла третье место в номинации «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». Два года назад в жизни Виты появились «Близкие люди» – это взрослые дети, так она сама их называет, с разными особенностями развития, которых Вита учит петь. За время существования коллектива при помощи неравнодушных людей Вите удалось с ребятами профессионально записать песню, снять клип, который несколько месяцев крутили на экране в центре Нововоронежа, и создать фотопроект для мам. Героиня публикации шла на конкурс, чтобы рассказать области, а потом и всей России про «Близких людей». О том, с какими трудностями пришлось столкнуться, Вита Лунина рассказала корреспондентам РИА «Воронеж».

Слово «вита» в переводе с латыни – жизнь. Оно очень подходит нашей героине. Вита Лунина легкая, позитивная и веселая, а главное – живая и настоящая. Девушка считает, что ее дар – общаться с детьми, она их чувствует на каких-то очень низких частотах, и они ей отвечают тем же. Однако педагогом она стала не сразу, хотя в детстве мечтала о частном детском саде и перенянчила всю детвору в округе. Соседи даже просили, чтобы 11-летняя девочка посидела с их малышами.
Вита родилась в городе Усть-Лабинске Краснодарского края. Ее мама педагог по классу скрипки в детской музыкальной школе, поэтому героиня публикации неразлучна с музыкой с самого рождения. С пяти лет она занималась в музыкальной школе, после училась в колледже искусств Республики Адыгея в Майкопе на дирижерско-хоровом отделении. Девушка признается, что ее жизнь в целом разделена городами на разные жизненные отрезки.

А в один момент ей вдруг захотелось стать актрисой, и она поступила в столичный ГИТИС на актерский факультет, но финансово семья не потянула такое обучение. Поэтому Вита подала документы в Московский педагогический университет и после начала занятий не вспомнила, что мечтала об актерской карьере.
На юге летом перед последним курсом она встретила своего будущего мужа, он сделал ей предложение. Так девушка оказалась в Нововоронеже, откуда родом ее любимый. И вот 12 лет Вита учит нововоронежских детей музыке и не только.
«Это такой конкурс, когда ты радуешься победе и плачешь»

– Как вы решили принять участие в конкурсе «Сердце отдаю детям»?
– Впервые участвовала в этом конкурсе шесть лет назад в художественной номинации. Я тогда не прошла заочный отбор и решила, что больше никогда не буду принимать в нем участие. Но за шесть лет в моей жизни многое поменялось: родился ребенок, мы с мужем построили дом и появились «Близкие люди». Я решила, что могу пойти на номинацию «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». Больше всего мне хотелось поделиться опытом с педагогами Воронежской области и показать ребят из «Близких людей». Я не собиралась побеждать. Хотелось войти в тройку по региону – и все.

– Как вы думаете, почему жюри в области выбрало вас?
– Сейчас большая ставка идет на личность педагога. Недостаточно иметь методическую базу, нужен человек, который что-то транслирует. В Воронеже мне объяснили, как лучше подготовиться к федеральному этапу. Я не ожидала победить в регионе, поэтому даже расплакалась. «Сердце отдаю детям» – это такой конкурс, когда ты радуешься победе и плачешь, потому что понимаешь, что дальше будет еще сложнее. Не получается насладиться победой. Когда я прошла на всероссийский уровень, то вновь хотелось плакать.
– Вас что-то пугало?

Вита Лунина с Галиной Пегусовой
– Высочайший уровень конкурса. У меня синдром самозванца, мне всегда кажется, что я недостаточно хорошо что-то знаю. Боялась методических вопросов. Я на 100% творческий человек, и все, что касается структуры и цифр, у меня просто не умещается в голове, там нет места четкости, только хаос и творческий беспорядок. Я подумала, что на Россию приедут мастодонты, я с ними не иду ни в какое сравнение. Переживала, что не уложусь по времени проведения открытого занятия, потому что могу увлечься. В Нововоронеже мне не к кому обратиться за помощью, кроме моего директора Галины Пегусовой. В Воронеже предлагали помочь методисты. Я решила пройти этот путь самостоятельно, не изобретать велосипед, а делать то, что делаю всегда.

– Как в итоге прошло занятие?
– В области и раньше на федеральном уровне в таких занятиях участвовали нормотипичные дети, даже у педагогов, работающих с ребятами с ОВЗ. В этом году впервые были привлечены особенные дети. Многое пошло не по плану, ко мне на занятие пришло не восемь, а девять ребят. Чудом я взяла лишнюю игрушку антистресс, которая пригодилась. На знакомство дается одна-две минуты – это очень мало, чтобы узнать ребенка, тем более когда у него есть диагноз. Мне еще привели подростков, с разными особенностями, но внешне они казались нормотипичными. Когда началось занятие, я включила видеозапись распевки «Близких людей», чтобы ребята повторяли. Две девочки запротестовали, сказали, что они не инвалиды. Я проанализировала ситуацию, поняла, что если я им много времени уделю, то провалюсь по таймингу, поэтому отшутилась и пообещала в конце занятия всем детям подарить игрушки антистресс. В итоге работали все и в конце мы спели песню: «Побеждай, ты можешь!». Для меня это был самый сложный урок, потому что нужно было все время импровизировать. Но в таких экстремальных условиях я справилась и сделала все на 100 процентов и даже больше. Позже я получила обратную связь от родителей этих детей. Они попросили мои контакты, дыхательную гимнастику и мимическую разминку. Для меня это было как бальзам на душу.

– Как вы узнали о том, что вошли в тройку победителей?
– В нашей номинации первое место заняла Марина Ухмакова из Самары. И я на сто процентов согласна с членами жюри. У нее театр жестовой песни для глухонемых детей. На конкурсе я посетила только ее занятие. Это педагог, который далеко за рамками своей работы, своего учреждения. Она контактирует со всеми театрами России, которые занимаются жестовой песней и театром. Проиграть ей было абсолютно не жалко. Осадок остался от того, что очень затянули объявление занявших второе и третье места. Очень хотелось попасть в тройку. Я узнала, что у меня третье место только в процессе торжественного гала-ужина. Это очень смазало впечатление и эмоции, мы с коллегами все застолье только и думали о том, прошли мы в тройку или нет. У организаторов была какая-то техническая накладка.

– Что вам дал конкурс?
– Настоящим открытием для меня стали мои коллеги. У нас даже до сих пор остался чат, в котором мы поддерживаем переписку, он называется «Самая лучшая номинация». Мы так сблизились все, будто родные. У нас сложились душевные отношения, поддерживали друг друга и искренне желали победы. Еще познакомилась с другими педагогами. Один преподаватель ведет подводную робототехнику. Узнала, что в Красноярском крае все ездят на международные конкурсы в Китай, как мы в соседнюю область. Может, и нам в Китай поехать? (Смеется.) Я вернулась, с одной стороны, воодушевленная, с другой – опустошенная. Физически опустошенная из-за сильного стресса и большой ответственности. У меня все время была мысль, что я не могу подвести область.
Все мы близкие люди

– Как вы стали работать с особенными детьми?
– Я долгое время работала с нормотипичными детьми, у меня есть коллектив «Квинта». А потом ко мне неожиданно обращается мама мальчика девяти лет с ДЦП. У него был абсолютно сохранный интеллект, но вот такие физические особенности. И я просто не смогла отказать. Он был очень интересный, обычный ребенок в необычной ситуации. Вслед за ним ко мне приходят еще несколько особенных детей. Один четырехлетний мальчик был практически глухой. Я согласилась взять его, но переживала, как буду с ним заниматься. Потом оказалось, что он слышит низкие частоты пианино. А после декрета меня пригласил председатель общества инвалидов позаниматься с их ребятами, и я вновь не смогла отказаться. Им было от 14 до 20 лет, все они со своими особенностями развития, поэтому я их называю взрослыми детьми. Немаловажно, что они знакомы друг с другом всю жизнь, это упрощает общение. Мы стали петь. Основной костяк состоит из шести человек. Большую роль играют, конечно, родители. Они невероятные! Благодаря им дети социализируются, учатся жить самостоятельно, насколько могут. В этой ситуации можно либо закрыться от всего мира, либо цепляться за любую возможность, чтобы улучшить жизнь.
– Почему «Близкие люди»?
– Когда я перевела ребят в Дом детского творчества, мы решили назвать объединение «Близкие люди». За годы жизни рядом друг с другом они стали близкими людьми. А еще я думаю, что люди с особенностями развития близкие для общества, но почему-то оно их отвергает.
– Как проходят ваши занятия?
– Я занимаюсь с ними вокалом как с обычными детьми, но учитывая их особенности. Подбираю песни. А однажды по моей инициативе мы вышли на городской фестиваль. Родители были счастливы, они никогда и не думали, что их дети выйдут на сцену. Тогда у нас появился логотип, свои футболки. Я подобрала песню для записи на студии – «Побеждай», написанную группой «Мураками» для Паралимпийских игр. Записать клип нам помогла моя бывшая ученица. Ролик показали по местному телевидению, и его разместили на баннере, где он крутился два месяца. Дети стали звездами. Для них это было что-то фантастическое. А мне все происходящее казалось вполне реальным. «Близкие люди» – это уже бренд. Мы принимали участие в номинации «Инклюзивное пение» на областном конкурсе «Голос Крылатова». Они стали лауреатами третьей степени и завоевали приз зрительских симпатий. Недавно выступали на благотворительном концерте, предназначенном для сбора средств для лечения местной девочки. Даже дети с ограниченными возможностями могут помогать.

– Взаимодействуют ли ребята из «Квинты» с «Близкими людьми»?
– Да, они выступают вместе на концертах, и дети из «Квинты» снимались в клипе «Близких людей». Нормотипичные дети знают, как общаться с особенными ребятами и что им нужно помогать при необходимости. Для меня очень важно социализировать «Близких людей» и в то же время рассказать другим детям об этих ребятах.
– Есть ли набор в «Близкие люди»?
– Я сейчас не веду открытый набор в объединение. Для таких детей любой новый участник может стать триггером, особенно для ребят с аутизмом.
– Какие у вас планы?
– У нас с «Близкими людьми» есть фотопроект. Для меня героями являются мамы, потому что дети живут свою счастливую жизнь. А мамы совершают ежедневный подвиг. И у меня появилась мечта сделать для них проект, чтобы они почувствовали себя женщинами. Я познакомилась с фотографом, и она предложила показать красоту особенного материнства. Уже готовы шесть съемок. У каждого свой образ, своя история. Я очень хочу провести выставку этих фотографий. А насчет конкурсов – я вновь пообещала себе не участвовать. Хотя еще в Новосибирске один из серьезных членов жюри сказал, что мне надо принять участие в «Арктуре». Это конкурс педагогического мастерства, только от всероссийского профсоюза. И я сразу пошла гуглить, что такое «Арктур». (Смеется.) В общем, планов по конкурсам у меня нет, но все может быть.





