В пятницу, 24 мая, исполняется 95 лет со дня рождения талантливого воронежского живописца Федора Звонарева. В казенном учреждении Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» находятся на хранении его личное дело, каталоги персональных выставок, а также многочисленные репродукции известных картин.

Будущий художник родился 24 мая 1929 года в Воронеже в семье служащего. Детство Федора Звонарева совпало с годами великих испытаний, выпавших на долю нашего народа. Трагические события Великой Отечественной войны 1941−1945 годов навсегда запечатлелись в его памяти и оказали огромное влияние на формирование мировоззрения, глубокого патриотизма и беззаветной любви к родной земле. Молчаливое созерцание горестей и страданий, бед и лишений, кажется, зародили в трепетной душе Федора Павловича бесконечное стремление к красоте и совершенству. Спустя годы центральной темой творчества художника станет пейзажная живопись, а едва уловимые образы родного города выльются в самобытные, необычайно колоритные и красочные полотна.

«Март»
«Март»

В 1945 году, окончив семь классов неполной средней школы, Федор Павлович трудоустроился в мастерскую вывесок при Воронежском строительном участке №1. С 1947 по 1950 год Федор Звонарев работал декоратором-исполнителем в Воронежском драматическом театре (ныне – Воронежский государственный академический театр драмы имени А. Кольцова), художником-оформителем на механическом заводе. С 1950 по 1953 год проходил срочную военную службу в артиллерийских войсках Советской армии, однако ни на минуту не забывал о своей юношеской мечте – карьере профессионального художника. Тогда рядовой Федор Звонарев и подумать не мог, что его заветному желанию суждено исполниться.

В 1954 году он стал студентом Елецкого художественного училища (сейчас – Елецкий государственный колледж искусств имени Тихона Николаевича Хренникова), в котором приступил к изучению основ живописи и рисунка под руководством талантливого наставника – народного художника РСФСР Виктора Сорокина. Однако завершить обучение в старинном купеческом городе Федору Павловичу не удалось: училище было расформировано, а его студенты оказались разбросаны по всей стране. Федору Звонареву судьба подарила уникальную возможность познавать тонкости изобразительного искусства в Ленинградском художественном училище. Стоит ли сомневаться в том, что неповторимая Северная Пальмира, которая славится своей уникальной архитектурой, историческими памятниками, музеями и галереями, вдохнула в художника новую жизнь?

После окончания училища в 1959 году Федор Павлович переехал в Липецк, где написал свои первые этюды, однако вскоре принял решение вернуться в родной Воронеж. Здесь он устроился на работу декоратором в Воронежский музыкальный театр (ныне – Воронежский государственный театр оперы и балета), в котором трудился вплоть до 1961 года. С 1961 по 1963 год Федор Звонарев продолжил оттачивать свои художественные навыки в конторе «Гороформление». В это время Федор Павлович увлеченно писал с натуры многочисленные этюды и пейзажи, участвовал в областных и зональных выставках. Постепенно все более отчетливо начал определяться основной жанр чувственного и поэтичного художника – пейзаж. В 1963 году Федор Звонарев трудоустроился в воронежское отделение Художественного фонда РСФСР, завершив свою автобиографию фразой, по которой можно судить о его преданности выбранному ремеслу: «Быть художником – главная цель в жизни». В этом же судьбоносном году он с группой воронежских художников отправился в творческую поездку на Кольский полуостров. Суровая и неприступная красота Русского Севера сыграла важную роль в формировании особенного художественного стиля Федора Павловича. Молодой творец с особым трепетом писал морские бухты с портовыми причалами, озера и сопки, деревенские избы и лодки рыбаков.

«Притихло. Порт Владимир» 
«Притихло. Порт Владимир» 

В своих работах ему удалось передать величие, многовековую мудрость и красоту удивительных северных ландшафтов, взволновать сердца зрителей их естественностью и простотой. Творческий дебют Федора Звонарева состоялся на первой зональной выставке «Край Черноземный» (Воронеж, 1964), на которой он представил широкой публике свою картину «Притихло. Порт Владимир». Эта работа явилась своеобразным откровением художника. В ней он поделился со зрителем своим видением дивных красот такого далекого, но такого родного и близкого ему по духу Севера. Картина получила много положительных отзывов и оценок со стороны коллег по творческому цеху. Так, сотрудник Воронежского музея изобразительных искусств (сейчас – Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского) Владимир Добромиров дал следующую рецензию на картину Федора Звонарева: «Тих и загадочен общий сизый сумеречный тон написанного темперой холста. Художник сумел ощутить и передать в цвете состояние тишины, абсолютного покоя замершей в предчувствии приливной волны стихии. Властные силы сковали поверхность океана, укротили мощь застывших у пирса кораблей, стушевали неровности берегового хребта, обрамляющего побережье...»

Федор Павлович удивительно тонко мог показать скрытую красоту родной земли, ее неповторимость, внутреннюю силу и драматизм. Полотна Федора Звонарева отличаются глубокой лиричностью, искренним и живым восприятием действительности. Сам художник говорил о Кольском полуострове следующее: «Вот Север – это мое! Ты посмотри, сколько выражает этот сдержанный суровый колорит. Кстати, если «мое», это не значит, что его можно взять наскоком. Пока не прочувствую характер местности, кисть в руки не беру. Кого же ты затронешь, когда сам не пережил? И потом Север изначально не любит суеты. Там, где царит естественный отбор, легкомысленному делать нечего...»

Многочисленные поездки Федора Павловича по Карелии и Кольскому полуострову духовно обогатили его и наполнили до краев живительной влагой художественного познания. Далее последовали творческие поездки в Горный Алтай, Сибирь, Вологду, Псков, Торжок, Ивангород, Суздаль, Ростов Великий и многие другие удивительно красивые места нашей необъятной Родины. Скромное очарование старинных городов Золотого кольца, святость и чистота златоглавых храмов, величие древнего русского зодчества вдохновили живописца на создание целой серии работ. Среди них: «Ростов Великий. У озера Неро», «Переславль-Залесский. Стожки», «У стен Ростовского кремля», «Загорск», «Переславль-Залесский. Горицкий монастырь», «Углич. Палата удельных князей XV в. и церковь царевича Дмитрия на крови XVII в.». Данные работы были представлены на групповой выставке художников Василия Криворучко, Федора Звонарева, Виктора Вислогузова в 1985 году.

Федор Павлович Звонарев являлся членом Воронежского отделения Союза художников СССР с 1968 года. На протяжении всей своей творческой карьеры он принимал активное участие в общественной жизни коллектива. Неоднократно избирался членом и председателем художественного совета, председателем ревизионной комиссии, членом местного комитета.

Полотна Федора Павловича экспонировались на многих творческих вернисажах. Среди них: I Зональная выставка «Край Черноземный», Воронеж, 1964 год (картина «Притихло»); II Зональная выставка «Край Черноземный», Тула, 1967 год (картины «Потеплело», «Весна»); III Зональная выставка «Край Черноземный», Курск, 1969 год (картина «Майский день»); IV Зональная выставка «Край Черноземный», Орел, 1974 год (картины «Поле», «Утро»); V Республиканская выставка «Советская Россия», Москва, 1975 год (картина «В поле»); V Зональная выставка «Край Черноземный», Брянск (картина «Весенние заботы»); VI Зональная выставка «Край Черноземный», Воронеж, 1984 год (картины из серии «Старый Воронеж»); групповая художественная выставка в Доме актеров, Воронеж, 1987 год; VIII Выставка произведений художников центральных областей России, Москва, 1997 год, и т. д.

Первая персональная выставка Федора Звонарева состоялась в 1979 году. Большая экспозиция его произведений была представлена в Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского и Дворце культуры города Богучар. Вторая персональная выставка художника, приуроченная к его 60-летию, прошла в 1989-м. Вот что писала о ней газета «Коммуна»: «Вообще, волнующее зрелище – пейзажи Звонарева Ф. П. Да и может ли быть по-другому, если верно угадано и отражено настроение человека, природы, архитектурного ансамбля? Посмотрите его «Горный Алтай», «Сопки над озером», «Ранней весной», «Дачи», «Хутор», «Ростов Великий», и вы поймете, о чем я хотел сказать...» Полотна Федора Павловича всегда наполняли души зрителей щемящим чувством полного слияния с природой, покоя и умиротворения, а его кисти звучали на промасленном холсте крайне проникновенно и поэтично. Казалось, живописец искренне желал показать созерцателю благодать и чистоту матушки-земли.

Особое место в жизни и творчестве Ф. П. Звонарева занимал родной Воронеж. Глубоко израненному, но не сломленному городу, воскрешенному из пепла пожарищ, он посвящал свои произведения. Так, в основу картины «Воронеж, 1942» легли тревожные воспоминания, связанные с военным прошлым города. Будучи подростком, Федор Павлович стал невольным свидетелем чудовищных разрушений, вражеских бомбардировок и трудностей эвакуации. Всю свою душевную боль художник словно перенес на холст, изобразив дымящиеся руины разрушенного города, прибегая к экспрессивным красному и черному цветам палитры. Федор Звонарев самозабвенно любил Воронежский край, с отрадой в душе писал городские и сельские пейзажи, наполняя их личностными переживаниями и ощущениями.

«Озеро в Карелии»
«Озеро в Карелии»

Творческая деятельность Федора Павловича не ограничивалась одними лишь пейзажами. Из-под его кисти с легкостью выходили портреты и натюрморты, наполненные особым светом и теплотой. Он мастерски проявил себя и как художник-оформитель. Работая в бригаде, оформил зал ресторана железнодорожной станции Россошь ЮВЖД, создал дизайны внутренних убранств сельских клубов и дворцов культуры.

Работы Федора Павловича широко представлены в Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского. В казенном учреждении Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» находятся на хранении репродукции следующих картин живописца: «Март», «У берега», «Озеро в Карелии», «Весна», «Старая Ладога», «Ветер с севера», «Зима», «Притихло», «Гнезда», «Горный Алтай. Лесопилка», «Оттепель», «Придонской пейзаж», «Ростовская звонница», «Притихло. Порт Владимир», «Скалы. Порт Владимир», «Причал. Порт Владимир», «Разлив», «Русская старина», «Снежный день» и многие другие.

Федор Павлович Звонарев скончался 28 августа 2000 года, оставив после себя богатое художественное наследие. Достойным продолжателем творческой династии стал его сын – Павел Звонарев. В завершении повествования о талантливом воронежском живописце хочется процитировать слова старшего научного сотрудника, заведующей выставочным отделом Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского (1976−1992), искусствоведа Мавджуды Хайдаровой, посвященные творчеству Федора Звонарева: «Скромная красота родной Воронежской земли стала глубоко прочувствованной темой его лирической пейзажной живописи с первых шагов творческой деятельности в родном городе. Его свежие по краскам и чувству ценны тем, что являются сердечными, проникнутыми душевным теплом рассказами художника о чистой, доброй, размеренной в своем трудовом ритме жизни Воронежского края...»

Ведущий архивист отдела информации, публикации и научного использования документов казенного учреждения Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» Любовь Плотникова

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».