РИА «Воронеж» продолжает цикл материалов об участниках регионального этапа пятого сезона конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». Среди 30 представителей команды от Воронежской области – Максим Гладких, доцент экономического факультета, руководитель проектного офиса Воронежского государственного университета. В финал регионального этапа он вышел с первой попытки, имея, правда, большой опыт участия в других федеральных образовательных проектах подобной направленности.
«Со мной в группе были замы губернаторов»
– Максим Олегович, первое, что выдает о вас интернет – это информация о тренингах предпринимательских компетенций. Расскажите об этом проекте.
– Эти тренинги мы запускали в прошлом году и в начале текущего совместно с Московским физико-техническим институтом в рамках курса технологического предпринимательства. К нам приезжали тренеры и в течение дня рассказывали ребятам об этом явлении – от этапа формирования идеи до запуска своего продукта. Все это отрабатывается в игровой форме. Например, была задача создать уникального робота из бумаги и «продать» его другой группе участников. Технологическое предпринимательство – это предпринимательство в инновационных областях. В ВГУ оно уже воплощается в реальные достижения. Например, студенты факультета компьютерных наук выиграли крупные гранты на реализацию своих стартапов. Одна группа разрабатывала видеоигру, а вторая – проект развития транспорта в регионе. Я преподаю, например, такие дисциплины, как проектный менеджмент, бизнес-планирование, и на парах учу ребят, как упаковать свой проект.
– Также в этом году вы стали выпускником программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования.
– Да, это президентский кадровый резерв. Девять месяцев я учился, ездил по всей стране – Москва, Санкт-Петербург, Чеченская Республика, образовательный центр «Сириус» в Адлере, Пермь, Салехард. Нам показывали технологичные предприятия, ведущие университеты. Рассказывали, по какому пути идет наша страна. Курировал нас экс-министр образования Андрей Фурсенко. Рекомендовало меня для прохождения этой программы руководство вуза. Фактически мы, ее выпускники, – это резерв для замещения вакантных должностей в органах государственной власти в сфере образования, в том числе на федеральном уровне и в университетах.
– Что вам дало участие в этой программе как профессионалу?
– Лидерские навыки «прокачались». Собственно, после этого решил попробовать силы в «Лидерах России». Стал увереннее себя чувствовать. Со мной в группе было 90 человек со всей России – ректоры, проректоры, замы губернаторов. По завершении программы мы поддерживаем общение, и это дорогого стоит. Можно многое перенимать.
– То есть важность таких проектов и конкурса «Лидеры России» в том числе – еще и в образовании связей на межрегиональном уровне?
– Да. До «Лидеров России» я ведь проделал определенный путь. Сначала была программа «Лидеры научно-технологического прорыва» в Сколково. Обучение длилось целый год, и также были поездки в другие регионы. Потом программа кадрового резерва. И вот теперь этот конкурс. То есть это не спонтанно. Прошел достаточно длительный путь.
Ученик Эйтингона
– А давайте тогда поговорим подробнее о вашем профессиональном и жизненном пути.
– Родился я в Липецкой области, в городе Усмань. Всегда любил учиться, это мне безумно нравилось. И хотелось поступить куда-то в большой город. Выбор пал на Воронеж. Приехав сюда, я уже знал, что буду экономистом. Чувствовал призвание. В университете мне повезло с учителями. Один из них – Владимир Наумович Эйтингон. Я его последний ученик. Другие – Игорь Рисин, Юрий Трещевский, Вячеслав Кирьянчук, Дмитрий Ендовицкий. Эйтингона и Кирьянчука уже нет с нами.
Эйтингон взял меня к себе в команду. Я вместе с ним работал над стратегией социально-экономического развития и другими стратегическими документами региона. Потом, когда его не стало, подхватил эти проекты и начал дальше развивать. Также Владимир Наумович позволил мне лично написать концепцию социально-экономического развития Нововоронежа как моногорода. Она была принята, и до 2020 года город жил по ней. Эта работа легла в основу моей кандидатской диссертации.
- А сейчас на что распространяется сфера вашей активности?
- Я работаю на разных факультетах ВГУ, но родной – все равно экономический. Его ветеранам я обязан путевкой в жизнь. Моя задача как преподавателя – дать глубокие знания экономики студентам профильного факультета и основы проектного менеджмента и бизнес-планирования – учащимся других направлений.
Получить средства на воплощение своих идей – только одна из сторон проектного менеджмента. Сначала нужен анализ рынка, понимание востребованности идеи. Экономические расчеты, чтобы знать ответ, сколько потребуется денег и каков срок окупаемости. Учим ребят строить финансовые модели.
Также я сейчас возглавляю проектный офис ВГУ. Это подразделение, которое занимается коммерциализацией идей наших ученых. Сейчас выиграли грант в 100 млн на создание лаборатории для работы с нитрид-галлиевыми технологиями.
И одновременно я студент. Учусь у своих коллег на магистратуре, факультете прикладной математики, информатики и механики. Любой проект сегодня строится на цифровых технологиях, поэтому экономисты и программисты идут рядом. А чтобы преподавать экономику студентам, мне просто необходимо это знать.
Я работал в банковской сфере, на предприятиях и даже в органах государственной власти, при департаменте экономического развития. Но университет – это лучшее место работы. Преподавание – лучшее занятие. Я даже работой это назвать не могу. Это как образ жизни, как хобби. Университет я не бросал ни на день, всегда совмещая работу с небольшим объемом преподавательской деятельности, пока в 2015 году не сосредоточился на ней.
– Сегодня в нашей реальности угадываете элементы той стратегии, которую когда-то разрабатывали с Эйтингоном?
– Да, конечно. Но надо учитывать, что главная ценность любой стратегии – гибкость. Ее всегда нужно перестраивать в связи с изменяющимися условиями в стране и мире. Можно наметить общие векторы, а дальше стратегию надо постоянно актуализировать. Но вот все случившееся в 2022 году, кстати, не обесценило наше стратегическое планирование. Мы всегда видели регион как самодостаточный. Также открываются новые предприятия, работаем с Торгово-промышленной палатой. Какие-то западные компании ушли, но активы-то их остались здесь. Они не могли забрать с собой здания, станки. Большинство компаний были и остаются российскими.
«Хотелось бы поднять свой уровень еще выше»
– Расскажите об этапе госслужбы в вашей жизни.
– В 2011 году пришел на работу в Агентство по инвестициям и стратегическим проектам. Моим непосредственным руководителем был Данил Кустов, а возглавлял агентство Игорь Лотков. Мы занимались стратегическими документами, что не совсем соответствовало профилю агентства. Наш отдел передали в институт регионального развития. Это подведомственное учреждение департамента экономического развития, и в какой-то момент позвали в сам департамент. Потом был этап работы с крупными компаниями. Но после полноценного возвращения в университет я работаю и с банками, и с компаниями, и с властью.
– Вы счастливы на преподавательской работе. Но давайте гипотетически предположим, что вас заметили в ходе конкурса «Лидеры России» и вновь пригласили на госслужбу. Согласитесь или оставите все как есть?
– Соглашусь. И объясню почему. Своей главной задачей вижу личностное развитие. Я готовлю докторскую диссертацию, в этом году впервые взял аспирантов. Чтобы дальше расти как преподавателю, нужно набраться хорошего опыта. Работа в органах власти – неоценимый опыт. И я бы в этом случае был бы рад вернуться в университет через 15−20 лет этаким исполином и передавать свои знания и опыт молодым. Оставаясь только преподавателем, я все равно смогу развиваться. Но хотелось бы поднять свой уровень еще выше.
– Возможно, среди всех участников регионального этапа вам наиболее близка задача, поставленная губернатором, – продумать пути развития отстающих районов.
– Когда увидел задание, одновременно стало интересно и захотелось улыбнуться. Об этих районах я знаю многое, в стратегии они также рассматриваются. Команда у меня подобралась великолепная, все ребята активные. Но я попросил всех сначала познакомиться с существующими стратегическими документами, а потом дальше обсуждать. Были предложения по развитию туризма, производства, добыче ресурсов. Но наши ученые, например, давно просчитали, где что можно добывать, а где это бессмысленно. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для решения поставленной задачи. Среди озвученных есть интересные проекты. Это молодые управленцы с новыми идеями, всегда можно послушать взгляд со стороны.