Этим стенам не меньше ста лет, но теперь на площадях, где в конце XIX века было организовано мукомольное производство, размещаются цеха Борисоглебской швейной фабрики. Когда именно она возникла, не знает даже ее нынешний гендиректор Анатолий Горовой. Но, судя по всему, это предприятие в южной части города появилось сразу после Великой Отечественной войны. Сегодня в цехах работают 200 человек, примерно 80% из которых – женщины. Здесь изготавливают военную форму, предметы снаряжения и спецодежду. В конце сентября этого года предприятие официально вошло в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса России. Корреспонденты РИА «Воронеж» лично побывали на фабрике и даже примерили обмундирование на себя.
Под крылом ВПК
Борисоглебская швейная фабрика примерно 20 последних лет работает на нужды силовых структур и армии. Красота изделий тут – дело третье-четвертое. Главное – надежность, удобство и долговечность, поскольку здешняя продукция не столько носится, сколько служит. Как и люди в погонах, которые пользуются ею. Тут в разное время шились «разгрузки», военные ранцы, костюмы для спецназа, летняя полевая форма и многое другое.
– Наша сегодняшняя работа никак не изменилась из-за событий на Украине, – рассказал генеральный директор Анатолий Горовой, – как работали, так и работаем, – одеваем наших военнослужащих и представителей силовых структур. Вот, например, в 2021 году нами было пошито 790 пар зимних брюк для сотрудников полиции, 3251 зимняя куртка для них же, зимних костюмов ДПС – 4700 комплектов, более 21 тыс. форменных рубашек, а также много трикотажных перчаток, варежек, рукавиц, головных уборов... Сегодня в основном мы шьем зимние костюмы для криминалистов со множеством карманов, утепленные спальные мешки и зимнюю форму для танкистов. Предприятие находится в реестре отечественной «оборонки», заказы поступают от «Военторга», а за качеством продукции следят так называемые военпреды, то есть в известной мере стабильная работа нашему производству гарантирована.
Из цеха в цех
Заместитель генерального директора фабрики, она же начальник производства, Татьяна Губина работает на предприятии с 1980-го, каждый день ей по несколько десятков раз приходится перемещаться с первого по пятый этаж, где располагаются разные цеха.
– Вся техника у нас современная, хорошего качества, – говорит она, – были бы люди, а рабочие места для них точно найдутся. Нашему производству любые объемы по плечу, хотя сегодня мы работаем примерно на 50% своих мощностей, – заметила Татьяна Александровна.
Экспериментальный цех швейной фабрики – то самое место, откуда стартуют новые виды продукции. Тут разрабатывают и корректируют лекала всех изделий. Когда журналисты из Воронежа оказались в его стенах, лаборант Галина Дериглазова шила шапки из флиса, которые силовики могут носить зимой просто так, а могут надевать под шлемофон или каску.
– На одну такую шапочку уходит в среднем десять минут, – сообщила Галина.
А в соседнем – трикотажном цехе – шьются тельняшки с полосками разных цветов. В передовиках тут ходит швея-мотористка Ольга Плетнева. За смену, которая продолжается с 8:00 до 17:30, она изготавливает до 140 таких тельняшек при норме 80 штук.
– Мое дело – собрать тельняшку из нескольких частей, а потом она утюжится, складывается по несколько штук в стопку, – рассказала мастерица. – А цвет полосок на ней зависит от конкретного рода войск – десантники, моряки, пограничники.
В другом – раскройном цехе – трудится единственный мужчина этого производства, чья работа связана именно с шитьем, Виктор Науменко.
– Здесь я уже пять лет, до того мотался по вахтам, работал в Москве, а потом решил устроиться сюда. Работа достойная, неплохо оплачивается, да и коллектив хороший, – говорит Виктор.
На складе фабрики хранятся вещи, приготовленные к отправке. Среди них – зимняя форма для танкистов. Корреспондент РИА «Воронеж» решил лично протестировать обмундирование и примерить его на себя. Костюм сделан из прочной непродуваемой ткани, он произвел на журналистов впечатление надежности.
Пожалуй, самая востребованная на сегодня продукция – утепленные спальные мешки. Их отшивают для мобилизованных Воронежской области. Спальники рассчитаны на разные температуры – в зависимости от ГОСТа. В них можно ночевать даже при 20-градусном морозе.
– В них две молнии, а сами они сшиты из непромокаемой и непродуваемой ткани, размер максимальный – 188х120 см, – пояснила мастер цеха Вероника Дрожжина, – их, если что, можно постирать, изделие качественное и долговечное. Человеку любой комплекции в них будет удобно и просторно.
Швея-мотористка этого цеха Полина Плотникова работает над так называемыми простынями для спальных мешков – специальными подкладками, пристегивающимися изнутри для комфорта отдыхающих.
Кадры решают все
По словам гендиректора фабрики Анатолия Горового, резервы для расширения производства есть. Но не хватает подготовленных кадров.
– Во времена СССР главной фишкой нашей «швейки» были женские плащи и детская одежда, в те годы здесь работали порядка 500 человек, а производство крутилось в три смены. В городе было ПТУ, где готовили кадры для фабрики. Но все это закончилось в середине 1990-х. Сейчас мы готовы расширяться примерно вдвое, мощности есть, станки – тоже, но людей сегодня зачастую приходится брать с улицы и обучать азам швейного дела, – рассказал РИА «Воронеж» гендиректор фабрики Анатолий Горовой.
Кроме того, руководство предприятия планирует наладить работу со школами города по профориентации – ввести что-то типа уроков домоводства, чтобы старшеклассницы могли осваивать швейное ремесло, а потом приходить в эти цеха.
– А еще хотелось бы на базе нашего ФКУ «Исправительная колония – 9» создать центр адаптации осужденных по нетяжким статьям, чтобы примерно 200 человек из них в перспективе могли работать на нашем производстве, – заметил Анатолий Горовой. – Этот вопрос сейчас прорабатывается, и если он благополучно разрешится, то мы получим дополнительные рабочие руки, а фабрика – новые объемы заказов.