erid: LdtCKQgQ7
Тусклые цвета, двоение в глазах, жизнь проходит словно в пелене тумана – все это симптомы одного из самых распространенных заболеваний глаз – катаракты. Предупредить развитие катаракты невозможно, это неизбежный процесс, от которого не застрахован ни один человек. Как организм в целом, так и орган зрения с возрастом стареет, поэтому и хрусталик со временем мутнеет. Если не поменять «природную линзу», может наступить полная слепота.
Почему не стоит самостоятельно лечить заболевание каплями, как проходит операция по замене хрусталика, в интервью РИА «Воронеж» рассказал заместитель главного врача по хирургии Центра клинической офтальмологии «МЕДИНВЕСТ» Николай Карповец.
– Николай Михайлович, в каком возрасте обычно начинает развиваться катаракта и что может спровоцировать ее появление?
– Катаракта сейчас очень сильно «помолодела». В моей практике была пациентка 23 лет, которая обратилась с жалобами на снижение зрения. К развитию катаракты могут привести травмы органов зрения (контузии, удары), осложнения вследствие сопутствующих заболеваний органов зрения, глаукома, эндокринные заболевания, сахарный диабет, работа на вредных производствах. Катаракты бывают даже врожденные. Но на первом месте все же стоит старческая катаракта, которая развивается у возрастных пациентов обычно после 60 лет. Самому старшему пациенту нашего Центра на момент операции было 96 лет.
Одно из проявлений естественного старения связано с постепенной утратой хрусталиком своих природных свойств. Изначально он прозрачен и эластичен, полностью пропускает световые лучи, которые, проходя через хрусталик, фокусируются на сетчатке. Катаракта – это частичное или полное помутнение природной линзы, через нее свет уже не может пробиться к сетчатке. Снижение остроты зрения напрямую зависит от локализации непрозрачных участков. В случаях локализации помутнения хрусталика глаза вне оптической зоны, на его периферии, пациент может даже не испытывать особых жалоб и, придя на осмотр к офтальмологу, неожиданно для себя услышать: «У вас катаракта». А даже при небольшом, в 1−2 мм в диаметре, помутнении в центре (как правило, под задней капсулой), человек ощущает существенное ухудшение зрительных функций, особенно при ярком освещении. И это является прямым показанием к хирургическому лечению.
– Кроме помутнения хрусталика, по каким еще признакам можно понять, что у тебя развивается катаракта?
– Помутнение хрусталика не сопровождается покраснением глаза, дискомфортом или другими признаками, кроме снижения зрения. И это помутнение может увидеть на обследовании только врач-офтальмолог. Основная жалоба пациента при катаракте связана лишь со снижением остроты зрения. При этом бывают субъективные жалобы, на которые указывает человек: «что-то у меня мелькает», «мушки», «туман» в глазу. Часто начальный этап развития катаракты человек просто пропускает. Некоторые считают: «Подумаешь, правый глаз стал видеть хуже, левый-то еще хорошо «показывает». Иногда пациенты сами подозревают у себя катаракту, когда понимают, что стало, например, некомфортно смотреть телевизор. А еще бывают беспечные люди, которые приходят к врачу лишь тогда, когда один глаз уже ничего не видит.
– То есть катаракта приводит к полной потере зрения?
– Катаракта может привести к полной потере зрения, но, к счастью, этот процесс обратим. Прооперировав катаракту, мы можем вернуть пациенту 100% зрение. В этом и прелесть нашей профессии, что мы можем помочь пациенту исправить его ошибку.
– Бытует мнение, что, прежде чем удалить катаракту, надо сначала дать ей «созреть». Это действительно так?
– Так как катаракта развивается постепенно, она проходит несколько стадий: начальную, незрелую, зрелую. Есть еще перезрелая стадия – когда хрусталик уже сморщивается и его структура разрушается. До этой стадии лучше катаракту не доводить. Операция будет непростой как для хирурга, так и для пациента. Врач может прооперировать, но без гарантии высоких зрительных функций.
Что касается «созревания» катаракты, еще лет 15−20 назад был такой способ лечения в хирургии – экстракапсулярная экстракция катаракты. Во время операции роговица пораженного глаза разрезалась практически на 180 градусов (на нашем офтальмологическом лексиконе такой разрез называется «от уха до уха»), через отверстие удалялся пораженный хрусталик и заменялся на искусственный. Чем катаракта была плотнее, «созревшее», тем удобнее ее было удалить хирургу. За счет большого разреза реабилитационный период длился достаточно долго, вплоть до полугода. Сегодня в микрохирургии делаются очень мелкие разрезы, они не ушиваются и пациентом практически не ощущаются. Чем хрусталик мягче, тем хирургу проще получить хороший результат, а пациенту перенести операцию. При катаракте незрелой стадии операция длится около 10 минут, и уже на следующий день пациент получает практически 100%-ное зрение. А при перезревшей катаракте операция идет в два раза дольше и впоследствии могут возникнуть реакции, которых можно было бы избежать, если бы хирургическое вмешательство прошло своевременно.
– Какие бывают искусственные хрусталики и как правильно подобрать под себя?
– Сегодня на рынке представлено огромное количество производителей, в том числе отечественных, которые занимаются изготовлением интраокулярных линз (хрусталиков). Современные хрусталики бывают разные, их разделяют по принципу расстояния, на которое может видеть человек без очков и линз. Искусственные линзы бывают сферические и асферические, со светофильтром, с антибликовым покрытием, монофокальные и мультифокальные. Решение о том, какой ставить хрусталик, принимает пациент. Врач может только подробно проконсультировать о том, какие бывают линзы, какие из них подойдут пациенту и могут удовлетворить его зрительные потребности. Например, с монофокальными линзами человек будет видеть четко только на одном расстоянии. Он сможет видеть вдаль, но вблизи – чтобы читать книгу или писать – ему придется надеть очки. Чтобы принять верное решение, нужно проанализировать свой образ жизни: работу, увлечения. Если пожилому человеку в возрасте 80−85 лет может быть достаточно монофокального хрусталика, то пациенту, который работает, водит автомобиль и в целом ведет активный образ жизни, часто требуется четкое зрение и вдаль, и вблизи. Тогда ему стоит выбрать мультифокальные линзы с увеличенной глубиной фокуса, которые избавят от ношения очков – по сути вернут то зрение, которое было у пациента раньше. А в некоторых случаях даже лучше.
– Операция – это единственный способ лечения катаракты?
– Да. Вылечить катаракту с помощью капель, диет, таблеток, гимнастики для глаз невозможно. Пока человек будет капать капли, он упустит время, заболевание будет только прогрессировать и в конечном счете приведет к потере зрения. Важно понимать: если у пациента есть катаракта, которая снижает качество его жизни, это является прямым показанием к хирургическому лечению в независимости от остроты зрения.
– После операции некоторые пациенты ведут себя очень аккуратно, боясь, что хрусталик выпадет из глаза. Он вообще может «выпасть»?
– Конечно, нет. Наш родной хрусталик находится в капсуле типа мешочка. Врач в процессе хирургического вмешательства удаляет мутный хрусталик и вставляет искусственную линзу. «Вываливаться» хрусталику попросту неоткуда! Но пациенту, конечно, все равно нужно соблюдать все послеоперационные рекомендации – их с развитием малоинвазивной хирургии не так много: не травмироваться, воздержаться от физических нагрузок, исключить ношение тяжестей, не наклоняться вниз головой. Через две недели пациент сможет вернуться к своему обычному образу жизни.
Имеются противопоказания.
Необходима консультация специалистов.
Реклама. Рекламодатель – ООО «Центр клинической офтальмологии «МЕДИНВЕСТ»