Руководитель следственного управления СК РФ по Воронежской области Кирилл Левит покинул свой пост осенью прошлого года после десяти лет работы. Сейчас Кирилл Эдуардович является полномочным представителем губернатора Александра Гусева в региональном парламенте. А совсем недавно он подал заявление на участие в процедуре праймериз «Единой России» перед выборами в областную думу, которые состоятся в сентябре этого года. Зачем Кириллу Левиту депутатское кресло, что он планирует привнести в работу парламента, а также какое дело он считает самым важным в своей карьере, читайте в эксклюзивном интервью РИА «Воронеж».

– Кирилл Эдуардович, Вы сделали успешную карьеру в Следственном комитете. Какое дело Вы считаете самым важным в своей жизни?

– Я в системе правоохранительных органов уже 30 лет. Таких дел было огромное количество. Сейчас выделить одно самое важное не получится. Есть несколько групп которые за период моей деятельности приобрели большую актуальность.

Это борьба с преступлениями в отношении несовершеннолетних и прежде всего с сексуальными преступлениями. Был такой период, когда совершение развратных действий в отношении малолетних и преступлением-то как таковым не считалось. Вернее, уголовно наказуемым оно было, но ответственность была установлена минимальная. В итоге происходили совершенно дикие случаи с детьми. И только когда был организован Следственный комитет, Александр Бастрыкин (председатель СК РФ. – Прим. РИА «Воронеж») занялся этим вопросом, и система начала работать. И постепенно, во-первых, существенно ужесточилась уголовная ответственность. Во-вторых, благодаря тому, что об этом стали много писать и говорить, у людей сформировалось новое понимание того, насколько это страшно. Ведь эти преступления в большинстве случаев совершаются в семье. Чаще – неродными родителями, хотя и случаев с родными хватает. На ребенка такие преступления оказывают колоссальный негативный психологический эффект.

Так вот, постепенно в обществе, и в том числе у родителей, сформировалось понимание того, насколько все серьезно. Со стороны может показаться, что преступлений в отношении несовершеннолетних стало больше, но это не так, они просто вышли из латентного состояния – случаи перестали замалчивать. И сегодня это уже совершенно отдельная категория преступлений с очень жесткими наказаниями.

В Воронежской области при поддержке правительства была создана целая система раскрытия таких преступлений. В частности, создана специальная служба психолого-педагогической помощи, которая, с одной стороны, оказывает содействие следствию, а с другой – занимается дальнейшей реабилитацией малолетних. И я думаю, что это очень сильно помогло. Потому что такая детская травма непонятно к чему может вообще привести. Это такой большой пласт, который я ставлю в заслугу прежде всего Следственному комитету и отчасти себе, поскольку я принимал в этом участие.

Следующая очень серьезная категория – это, конечно, коррупционные преступления. Коррупция очень сильно вредит интересам общества, интересам государства. И в процессе работы, в том числе в Воронежской области, большое количество коррупционных преступлений было выявлено, раскрыто и доведено до суда. Сейчас в обществе изменилось отношение к коррупции. Сами люди стали активно сообщать о взятках. И у меня, и у моих коллег сформировано совершенно четкое понимание по отношению к этому явлению – это полное неприятие.

А еще работа в Следственном комитете приучила меня быть внимательным к мелочам. Запомнилось мне на всю жизнь дело, когда мне пришлось выпускать человека, ошибочно осужденного к очень длительному сроку. Это была судебная, следственная ошибка. Было доказано, что преступление совершено другим лицом. И вот эти ощущения от того, как ты себя чувствуешь по отношению к человеку, которого судебная система перемолола и обидела, очень трудно передать. Это было очень давно, был 1998 или 1999 год. Тогда я работал еще в другом регионе. Но вот на всю жизнь осталось, что ни в коем случае не надо игнорировать мелочи, детали, потому что слишком высока цена ошибки.

– Прошло меньше года после Вашего ухода из СК. Поддерживаете ли Вы связь с коллегами, следите ли за резонансными делами?

– После ухода с такой должности (руководитель следственного управления СК РФ по Воронежской области. - Прим. РИА «Воронеж») необходим период легкой отрешенности. Конечно, читаю про резонансные дела, которые возбуждают мои бывшие коллеги, и когда они реально имеют большую социальную значимость, меня это всегда радует. Понимаю, что система, которая строилась столько лет, продолжает работать эффективно. С коллегами, безусловно, я тоже поддерживаю отношения. Но все-таки сейчас в региональный СК пришел новый руководитель. Считаю, что коллективу нужен какой-то период адаптации. Поэтому я пока минимизировал свое общение с коллегами, это вопрос этики.

– Как лично Вы относитесь к делу экс-чиновника Юрия Бавыкина и мошенничеству на выборах?

– В данном случае человек, наделенный определенными властными полномочиями, фактически обманул людей. Он попытался, благодаря своему обману, улучшить свое материальное положение, а в результате подорвал доверие ко всей системе. Хотя в реальности большинство территориальных избирательных комиссий, да и все практически избирательные комиссии, работают в абсолютно законном режиме.

У нас не было установлено фактов, что деньги, полученные Бавыкиным мошенническим путем, куда-то уходили. Это была его личная инициатива. В суде Бавыкин пытался придать своему делу максимальную политическую окраску, пытался сказать, что это не я, это система. Но в этом деле никакой системы нет. Это его личная инициатива просто поживиться. К сожалению, ущерб репутации был нанесен очень существенный.

– Вы решили принять участие в процедуре праймериз «Единой России». Считаете ли Вы эту процедуру максимально прозрачной и справедливой?

– То, с чем я столкнулся на сегодняшний момент, те стадии, которые я прошел, считаю, абсолютно понятными и доступными любому гражданину. Заполнил документы, передал их, и меня через какое-то время утвердили в качестве кандидата на праймериз. Для меня это новый опыт, ведь работа в следствии не предполагает большой публичности. А здесь все наоборот, нужно быть максимально публичным, идти к людям, в народ. Поэтому я очень рад, что у меня будет этот опыт, потому что это реально интересно. А главное, что это созидательный опыт.

– Сейчас Вы являетесь полномочным представителем губернатора в Воронежской областной думе. Поможет ли Вам этот опыт в будущем, уже как депутату?

– Я очень благодарен губернатору за то, что он доверил мне это направление. Это, безусловно, очень сильно поможет с точки зрения дальнейшей моей деятельности, если все сложится положительно. Сейчас принимаю участие во всех заседаниях комитетов областной думы, вижу те вопросы, которые ставятся, они всегда актуальны, всегда соответствуют тому запросу, который имеется у населения. То есть учитываются интересы людей разных социальных групп, профессий, и каждая из них представлена в облдуме на определенном уровне. Я понял механизм взаимодействия между правительством и думой, которое, кстати, носит конструктивный характер, познакомился с депутатами и аппаратом думы. Все это очень пригодится мне в дальнейшей работе.

– Что бы Вы, как бывший силовик, привнесли нового в работу регионального парламента?

– Прежде всего забыл бы, что я силовик. Одно дело, когда ты руководишь строго иерархичной системой, в которой работают люди, носящие погоны. Ты имеешь право отдать им приказ, и они обязаны его выполнить. И совершенно другое дело, когда ты находишься в среде людей, которые избраны народом для представления своих интересов. Поэтому любые силовые методы, приказные меры тут неуместны, считаю. С этой точки зрения силовой опыт нужно пока положить в стол и немного о нем позабыть.

Воронежская областная дума – это орган представительный. Именно в этом направлении он и должен продолжать развиваться – представлять интересы тех людей, которые тебя избрали. В ходе предвыборной кампании я собираюсь детально разобраться, какие проблемы существуют в районах, какие есть программы, в которых мы могли бы поучаствовать, в том числе и национальные проекты или программы комплексного развития. Нужно будет понять, что происходит на территории, которую ты собираешься представлять, и в дальнейшем трансформировать интересы населения в проекты законов. Если получу полномочия депутата, начну работу в этом направлении.

Я юрист и по образованию, и по своей природе, хотя уже немножко забыл об этом, потому что все-таки работа в системе уголовно-процессуального законодательства очень специфическая. Но сейчас я активно вспоминаю о том, что есть и другие отрасли права. И понимаю, что в депутатской деятельности важна именно юридическая проработка тех или иных вопросов, проектов, проблем, которые сложились в обществе и пока не урегулированы законодательством.

– Какие проблемы жителей Вы намерены озвучить и решать в первую очередь?

– Я ознакомился с публикациями во всех средствах массовой информации, которые были за последние два года и которые носили критический характер. Постарался понять, чем все закончилось, и увидел, что все проблемы, которые озвучивались, в большей части решены.

План у меня такой: организовать приемы граждан. Это будут выезды в сельские поселения и разговоры с людьми, приемы на каких-то площадках непосредственно в районных центрах, в которых мне предстоит баллотироваться. Есть индивидуальные проблемы граждан, а есть системные вопросы. Где-то это может быть дорога, которая не достроена или пришла в негодное состояние, где-то ремонт школы надо провести, может быть, это какие-то социальные учреждения. Конечно, в первую очередь у меня ориентация на детские учреждения – на школы, детские сады. Если там будут выявлены какие-то проблемы, безусловно, я этим займусь.

– Все знают Вас как борца за законность и справедливость. А каков Кирилл Левит в обычной жизни? Как Вы проводите свободное время, чем увлекаетесь?

– Ну, знаете, понятие свободного времени за последние лет тринадцать, пока я руководил различными следственными органами, сводилось ко времени, которое я мог провести в постели и поспать. Я очень любил свою работу, но она связана с круглосуточным получением негативной информации. Любое преступление, особенно насильственное, явно не цветочками раскрашено. Изначально ты начинаешь день со сводки преступлений. В течение всего дня ты слушаешь обстоятельства по расследуемым уголовным делам, тебе сообщают о всех зарегистрированных преступных фактах. И к вечеру ты уже не особенно что-то хочешь. Как-то добрался до дома, что-то там посидел, может, что-то почитал. Поэтому только сейчас (после ухода из СК. – Прим. РИА «Воронеж») я вспоминаю о том, что есть такое понятие – «свободное время».

Я, конечно, очень люблю читать. Читаю по возможности. Причем я всеяден в этом плане. Могу что-то и научное почитать, и фантастическое, и историческое, и даже детективы. Правда, к детективам на долгое время у меня тяга отпала и пока не вернулась. Очень люблю гулять пешком, стараюсь проходить в день по 10−12 км. Кроме того, у меня дети, мягко говоря, не взрослые. Младшему сыну шесть лет. Поэтому у меня всегда есть занятие. Все они здесь, в Воронеже. Кстати, младшие двое детей родились в Воронеже, поэтому для меня Воронежский край, Воронежская область давно стала родным регионом. И когда в октябре 2024 года истек срок моих полномочий в должности руководителя СК, я принял решение остаться в регионе, но в другом статусе. Поэтому для меня сейчас важно не просто найти свое новое место, а максимально приносить пользу этому краю, который меня так по-доброму принял.

– Вы сказали, что не любите детективы, хотя иногда читаете. А посоветуйте что-нибудь нашей аудитории - например, какой детектив с удовольствием читает профессиональный следователь, бывший руководитель регионального управления СК?

–  Когда читаешь современные произведения, которые в какой-то мере пытаются отразить деятельность правоохранительной системы нашего времени, трудно избавиться от мысли, что попал в передачу «В гостях у сказки». Поэтому буду банален. Как-то в детстве прочитал «Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля, мне понравилось. Не знаю, как реально были устроены дела в XIX веке в Скотланд-Ярде и на Бейкер-стрит, поэтому принимаю все взаправду и перечитываю рассказы с удовольствием.

Справка РИА «Воронеж»

Кирилл Левит родился 15 мая 1971 года в Орле. После окончания Воронежского государственного университета работал следователем Заводского РОВД Орла и следователем УРОПД УВД Орловской области. В 1998 году поступил на службу в органы прокуратуры Орловской области. В сентябре 2007-го был назначен на должность первого заместителя руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Орловской области. В мае 2011-го президент назначил Кирилла Левита руководителем Следственного управления СК России по Хабаровскому краю, а 3 октября 2014-го он возглавил воронежский СК, которым руководил в течение десяти лет.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».