Одним из экспертов форума «Цифроземье», который прошел в сити-парке «Град» в четверг, 7 декабря, был замруководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» Анатолий Курманов. О том, как реализуется проект «Умный город» в России, он рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».
– Анатолий Анатольевич, в этом году исполняется пять лет, как в России начали внедрять проект цифровизации городского хозяйства «Умный город». Как вы оцениваете итоги его внедрения в стране?
– Сказать, что проект «Умный город» за пять лет изменился, – не сказать ничего. Когда мы в 2018 году придумывали проект, мы мечтали о том, чтобы в городах появилась обратная связь, при помощи которой люди могли бы напрямую общаться с властью. Сейчас «Умный город» – это система управления городом на основе данных, с использованием искусственного интеллекта. Мы говорим о безопасном городе как об экосистеме. Это не только видеокамеры, но и интеллектуально-транспортные системы.
Сейчас мы с коллегами обсуждаем возможность создания единого номера, по которому каждый житель может сообщить о любой аварии на ЖКХ – вне зависимости от того, в каком регионе ты живешь. Это аналог службы 112, но в сфере ЖКХ.
Необходимость внедрения универсальных цифровых сервисов, единых для всей страны, связана с тем, что мир и технологии сейчас меняются с огромной скоростью. Поэтому в прошлом году мы поменяли и переработали стандарты «Умного города». Он касается всех без исключения муниципальных образований, всех населенных пунктов, от городов до поселков. Сейчас Минцифры РФ реализует проект «Устранение цифрового неравенства». Благодаря ему в деревнях появляется высокоскоростной интернет. Люди, живущие в селах, должны получать такие же возможности, как жители города.
В наших планах – развивать беспилотные летательные системы. Их можно применять, например, для мониторинга состояния теплосетей и для реализации проекта «Безопасный город».
– Что вы можете сказать о том, как реализуется проект «Умный город» в регионах? Кто в лидерах, а кто пока отстает?
– Я бы не стал говорить об отстающих городах. У нас есть рейтинг IQ городов. С 2023 года появился и рейтинг IQ регионов. Он определяет уровень цифровизации городского хозяйства и эффективность решений, которые внедряют города и регионы по проекту «Умный город».
Ставить в один рейтинг Москву и Россошь или даже Москву и Воронеж было бы нечестно. Поэтому мы разделили города на четыре категории. Более того, в этом году введем пятую категорию – для малых городов, где живет меньше 50 тыс. человек.
У нас все активные регионы являются лидерами по внедрению проекта «Умный город». Поначалу Воронеж «раскачивался», а в прошлом году уверенно шагнул вперед. Воронежская область вошла в ТОП-10 российских регионов по качеству городской среды.
– Анатолий Анатольевич, напомните, какие сферы городского хозяйства затрагивает «Умный город»?
– Всего «Умный город» объединяет 18 направлений. И это не только сфера городского хозяйства. Среди направлений – обратная связь с населением, городская среда, ЖКХ, энергетика, транспорт, здравоохранение, культура, образование, наука и высшее образование, молодежная политика, экология, цифровая экономика, спорт. Поэтому экосистема «Умного города» объединяет все сферы, касающиеся жизни человека как гражданина.
– А чем полезна система «Умного города» для бизнеса?
– Вот смотрите – очень простой пример. Благодаря проекту в нашей стране появились публичные платформы, с помощью которых можно получить разрешение на размещение нестационарного торгового объекта.
В Московской области внедрили публичную карту энергоресурсов. В первый год благодаря этому новшеству региону удалось сэкономить 2,5 млрд рублей. Раньше, чтобы приобрести земельный участок, предприниматель должен был идти к представителю ресурсной организации, к главе района, с кем-то договариваться. А теперь он заходит в публичную карту энергоресурсов, набирает номер земельного участка и видит, есть ли там тепло, есть ли вода, есть ли электроэнергия и газ. Здесь же он может узнать, есть ли на участке ограничение по высотности. Ведь в 15 км может быть аэропорт.
– Застройщики учитывают технологии «Умного города» при строительстве?
– Сейчас они делают это поневоле, потому что внедрение этих технологий является одним из драйверов продаж. Мы рассчитываем на то, что в 2024 году все регионы примут стандарт комфортного жилья и прилегающей территории. Их обязательное использование будет необходимо закладывать в проектную цену.
– По вашим прогнозам, сколько еще нужно времени России, чтобы выработать полноценную работающую модель «Умного города»?
– «Умный город» – это бессрочный проект, который меняется с развитием новых технологий или изменением тех или иных задач. Города будут развиваться бесконечно. По оценкам специалистов, к 2030 году в городах и городских агломерациях будет жить более 80% людей на всей планете. России это касается в полной мере.
На форуме мы говорили о технологии искусственного интеллекта, которая существует уже давно. Почему она стала популярна именно сейчас? Потому что появились технические возможности. Иногда нужно время для того, чтобы существовавшие до этого наработки начали развиваться.
Кроме того, в прошлом году по инициативе регионов мы создали Центр компетенций «Умный город», который активно работает с региональными и муниципальными органами власти, оказывает им методическую помощь и поддержку.
Здесь очень важно найти взаимодействие бизнеса и власти – потому что они, к сожалению, иногда говорят на разных языках. Возьмем конкретную ситуацию. Приходит владелец ИТ-бизнеса к какому-то руководителю, работающему в органах власти. Когда айтишник презентует чиновнику ИТ-платформу, ему нужно объяснить, что даст внедрение платформы региону. Например, если ты внедришь ее, то в регионе снизится количество погибших и тяжело пострадавших в ДТП. А по этому показателю будет оцениваться деятельность руководителя региона.
Докрутить такую историю методологически – это то, чего нам пока не хватает. Вроде мы говорим об одном и том же, но на разных языках.
Кстати говоря, такие форумы, как «Цифроземье», помогают выстроить диалог представителям власти и бизнеса. Им очень важно встречаться вживую, лицом к лицу. Никакие ВКС-платформы и вебинары никогда не заменят живого общения.