Три дома в Железнодорожном районе Воронежа по адресам: Артамонова, 8, 10, и Паровозная, 61, – ранее были под управлением одной из управляющих компаний ушедшей ГК «ПИК-Комфорт». Сейчас жильцы уже выбрали новые организации. Но годы бездействия коммунальщиков заметно сказались на состоянии домов. Что можно сделать для исправления ситуации, рассказали прибывшие на выездные встречи руководитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области Дмитрий Соломаха и депутат областной думы Михаил Гусев. Данный формат взаимодействия – начало большой совместной работы депутатского корпуса и ГЖИ. Делается это для того, чтобы своими глазами оценить обстановку в проблемных домах и точнее определить параметры нового областного бюджета, а также учесть источники и необходимые объемы софинансирования на следующий год. Вместе с ними ответственных специалистов выслушали и корреспонденты РИА «Воронеж».
«В ПИК-Комфорте палец о палец никто не бил»
Дом по адресу Артамонова, 8, – двухэтажка 1958 года постройки. Местные жители говорят, что некогда он возводился хозспособом как временное жилье для работников железной дороги. Были планы потом переселить людей в более капитальное и качественное жилье. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Во многих семьях здесь сменилось несколько поколений, а кто-то, как наша собеседница Валентина Васильевна Карпусенко, живет здесь с первых дней.
– Сами видите, какой «красивый» у нас дом, – показывает рукой на потрескавшийся фасад женщина. – Нас когда от железной дороги передавали городу, старую крышу снесли, а новую как следует не закрепили, это хорошо видно с пригорка. Соответственно, крыша течет. Фундамента, считай, нет. Полы лежат на земле. Когда с нами начала работать новая управляющая компания, то хоть тепло в доме появилось, немного почистили канализацию. До этого мы были в «ПИК-Комфорте» – там палец о палец никто не бил.
Соседний такой же двухэтажный дом в два подъезда построен в 1961 году и выглядит не лучше.
– Нам бы хоть какой-нибудь легкий внешний ремонт, – сетует пенсионерка Татьяна Махинова, тоже живущая здесь много лет. – Во-вторых, протекает крыша. А кроме того, два года назад нас подожгли. Это было в позапрошлом году перед Новым годом. Мы проветривали подъезды, потому что дом старый, подвалов у нас нет, а в подъездах – сырость. Ребята поднялись на второй этаж и бросили петарду. Мы здесь чуть не сгорели.
Надо сказать, в доме даже лестница на второй этаж – деревянная. Гореть есть чему. И шалость едва не закончилась трагедией, о которой и сегодня напоминает закопченный потолок.
Дальше Татьяна Ильинична жалуется на общую неухоженность территории вокруг дома. Особенно проблемный участок – рядом с котельной. Если саму ее территорию коммунальщики поддерживают в относительном порядке, то рядом все, за что уже отвечает город, заросло. Местные пироманы очень любят поджигать тополиный пух, и тогда жители дома буквально трясутся от страха. Из-под пола в квартиры постоянно лезут насекомые разных видов.
– У нас плохое отопление. Мы просто замерзаем, – продолжает женщина. – Нет ни дворника, ни уборщицы. Коммунальщики ссылаются на то, что дом слишком маленький и никакой прибыли с него они не получают. Но сделайте хотя бы, чтобы раз в неделю мыли, а два – подметали полы. И тот же пух мы сами никогда не уберем. Мы здесь не живем, а просто мучаемся, – констатирует Татьяна Ильинична, упоминая еще едва работающую канализацию.
Почему разваливающийся дом не признают аварийным
Депутат Михаил Гусев, сразу видно, активно работает в своем округе. Люди знают его по имени-отчеству, неустанно благодарят. Пусть проделанная по поручению народного избранника работа не сделала их быт полностью комфортным, в отдельных его проявлениях ситуация стала сильно лучше.
Михаил Гусев начинает с заявления, что живая беседа лучше длительной переписки с инстанциями, именно поэтому он попросил приехать на эту встречу в новом формате руководителя ГЖИ Дмитрия Соломаху. И планируется целый цикл таких поездок по проблемным точкам города. Результатом должна стать стратегия, которой будут придерживаться при формировании областного бюджета на 2025 год и плановый период нескольких следующих лет.
– Я тут старейшина, два поколения до меня так и не дожили, не дождались расселения нашего «временного» жилища. Так расселите вы нас отсюда, ради бога, – обращается Валентина Карпусенко к Дмитрию Соломахе.
Тот сразу обозначает границы возможного – с расселением не помогут, не в их компетенции вопрос. А вот аварийный статус дому присвоить могли бы, но только сегодня нет федерального финансирования программы переселения из аварийного жилья. Однажды программа вновь заработает, первые прикидки сейчас делаются. Но до того придется ждать. Однако при аварийном статусе по закону нельзя начинать капремонт. Ожидание может растянуться на годы, а вкладывать деньги в ремонт остро нуждающегося в нем здания станет невозможно.
Поэтому самый действенный способ сейчас – сменить управляющую компанию на хорошо работающую. Это уже сделано, и с января количество жалоб в ГЖИ резко уменьшилось. Была одна коллективная по поводу отопления. Но в разгар отопительного сезона никакие работы на этой системе, конечно, провести было нельзя. Сейчас же все проверено, выполнена опрессовка системы, и предстоящий отопительный сезон должен пройти благополучно.
– Та компания, что покинула город, в принципе ничего не делала, чтобы вас переселить. Сейчас у вас нормальная компания, которую вы выбрали сами. Все решения, при хорошей работе старших по домам, в этом случае можно реализовывать. Наладить отношения с УК – и все необходимые документы будут своевременно предоставляться в уполномоченный орган, – отметил Дмитрий Соломаха.
По словам руководителя ГЖИ, самые критичные виды работ по капремонту возможно перенести на более ранний срок, инициировав это общим собранием собственников жилья.
Руководитель управляющей компании ООО «Промкровстрой» Елена Шмойлова отметила, что все работы выполняются по согласованию со старшей по дому. Та приходит, говорит, что ей нужно, – и они начинают работать.
– Дома пришли к нам год назад. За это время мы сделали латочный ремонт кровли, ремонт в подъездах, опять-таки косметический, не капитальный. Все, на что хватает накопленных домом денежных средств. Для нас это, конечно, невыгодные дома. Но мы не отказали собственникам, когда они к нам обратились, – поделилась с нами Елена Николаевна.
Что касается муниципальной территории возле котельной, помощники депутата Гусева зафиксировали обращение и передадут информацию в управу. Взяты на карандаш и еще две проблемы – дорога до остановки общественного транспорта, на которой нет нормального покрытия, а также мусорка, находящаяся прямо у дороги. Из-за этого сюда выбрасывают мусор многие проезжие автомобилисты, а местные жители переплачивают за вывоз мусора большие деньги. Первый вопрос также взят в проработку различными ветвями власти, а с переносом мусорки сложнее – для этого нужно согласие большого числа людей. Но депутат Гусев пообещал снять остроту проблемы установкой шлагбаума.
Тридцать лет без ремонта
В отличие от двухэтажек на Артамонова, дом по адресу Паровозная, 61, совсем еще не стар. 1993 года постройки, кирпичный, капитальный исполин в 10 подъездов. Но здесь другая беда – дом сильно запущен. И виной тому, забегая чуть вперед, как бездействие прежней УК, так и безответственность самих жильцов.
Дмитрий Соломаха, погруженный в контекст ситуации, сразу начинает с ключевого вопроса – «Что с подвалом?» Просит быть честными и не предъявлять пока претензий к новой УК за состояние труб – не их вина. С 1 августа после ухода «ПИК-Комфорта» с домом работает назначенная УК «Стандарты управления», которая привлекла в качестве подрядчика все тот же «Промкровстрой». Жильцы уже определились с новой постоянной УК, так что эта фирма здесь на пару месяцев, а потом передаст дела.
– Подвал постоянно заливает, но и с крышей проблем хватает. У некоторых соседей, говорят, уже черви лезут из вентиляции, – сетует одна из жительниц Галина Телкова. И обращает внимание еще на состояние дороги. – Здесь ноги ломали. Я однажды упала и разбила себе лицо.
Дом вошел в программу «Комфортная городская среда» и стоит в очереди под номером 93. Выбранный старшим по дому Евгений Шматов предполагает, что ремонта они, исходя из того что за год его делают в каждом районе в 4−5 дворах, дождутся через 20−30 лет.
– Изначально программа подразумевала 100% финансирования за счет бюджетных средств. Сейчас дворы, где проведен этот полностью бесплатный ремонт, закончились. И дальше в приоритете будут те дворы, где жители готовы взять на себя софинансирование, – поясняет Дмитрий Соломаха.
Данный двор – именно такой. Жители уже провели собрание и не против скинуться деньгами на благоустройство. На практике это значит, что дорогу и тротуар отремонтируют за счет бюджета, а обустройство парковочных мест оплатят жители. Формальное 93-е место в очереди на самом деле выше, поскольку на софинансирование не все из этой очереди согласились. Чтобы очередь двигалась быстрее, Михаил Гусев пообещал поднять перед губернатором вопрос увеличения финансирования этой статьи расходов.
За 30 лет эксплуатации в доме не было ни одного полноценного ремонта. Однажды работы вроде бы объявили и даже успели что-то сделать в двух подъездах. Но на этом остановились. Проблем здесь много. Жильцы наперебой жалуются и на то, что мусор к ним выбрасывает «вся Отрожка» (пришлось за свои средства огородить площадку), и на большие счета за электроэнергию (на всех жильцов распределяют задолженность неплательщиков). Со всем по пунктам Соломаха и Гусев обещают разобраться.
– Вашей прежней управляющей компании было выдано предписание, в том числе по состоянию труб в подвале. Они его исполнять не собирались, и мы пошли в суд. Тогда группа УК просто повернулась и ушла из города, – рассказывает Дмитрий Соломаха. – Но у вас проблема не только в плохих трубах, еще и дворовая канализация. Сейчас посмотрим и определимся, что можно сделать в моменте.
«И от жильцов нужна сознательность»
Спускаемся в подвал вместе с депутатом, руководителем ЖКХ и самой активной группой жильцов. Но вместо сочувствия к последним у гостей сразу возникает ряд претензий. В настоящий момент в подвале сухо, хотя следы от потеков труб видны. А вот многолетний бардак очевиден. Повсюду кучи хлама, а если что-то и сложено аккуратно, то ему в подвале не место. Например, в одном из помещений стоит разобранный мопед, хотя моторной техники по нормативам в подвальных помещениях не должно быть в принципе.
– Вы знаете, что из-за вашего мопеда управляющая должна сейчас полмиллиона штрафа получить? – интересуется Михаил Гусев у владелицы этого помещения.
Претензии возникают и к армейским деревянным ящикам, в которых в войсках обычно хранятся снаряды. Это бывший сосед, военный пенсионер, летом продавший здесь квартиру, оставил после себя.
– Нельзя в таком количестве хранить дерево в подвале, вы же сгорите! – увещевает главного по дому депутат Гусев. – Поймите, мы готовы помогать. Но и от вас нужна какая-то сознательность.
Общественный активист не может не согласиться с доводами, обещает, что все будет исправлено. В оправдание говорит, что это все осталось с прежних лет. Сейчас жители стали сознательнее, хлам несут на мусорку, а не тащат в подвал.
Завершилась встреча деловым общением старшего по дому с представительницей временной УК. Обсудили чисто практические вопросы – как специалистам попасть в подвал, где уборщице набирать воду и т. п. Наверное, в том числе и для этого нужны такие встречи. Путь от ругани к работе, от бесполезных долгих переписок – к конкретным решениям на местах.