Выступление Донецкого симфонического академического оркестра имени С. С. Прокофьева и всемирно известной пианистки Валентины Лисицы состоялось в Воронежской филармонии в воскресенье, 1 октября. Вечер выпал на Международный день музыки.

Концерт прошел в рамках большого гастрольного тура «Оркестр непокоренных». Музыканты посетили 12 городов России. Тур приурочили к 80-летию со Дня освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков и к первой годовщине с момента воссоединения Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей с Россией. Воронеж для музыкантов стал последним городом перед возвращением домой – в Донецкую Народную Республику.

Непокоренные

Фото: 1 из 5

Фото — Михаил Кирьянов
  • донецкий оркестр 1
  • донецкий оркестр 1
  • донецкий оркестр 1
  • донецкий оркестр 1
  • донецкий оркестр 1

На сцене филармонии музыканты исполнили симфонические фрагменты из русских опер Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина. Оркестр также исполнил «Вокализ» Сергея Рахманинова в переложении для оркестра и «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича. Во втором отделении Валентина Лисица исполнила Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор Петра Чайковского.

Надо сказать, что в зале филармонии был аншлаг, а донецких музыкантов воронежцы встретили очень тепло, с продолжительными аплодисментами.

Перед концертом художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева отметила, что выступление Донецкого симфонического оркестра для Воронежа – большое событие. Она также добавила, что Донецкий симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева – старейший и прославленный коллектив, это гордость и достояние Донецкой филармонии.

Донецкая филармония остается главным оплотом культурной жизни Донбасса – даже во время боевых действий.
Ирина Авралева
Художественный руководитель Воронежской филармонии

Потребность быть услышанными

Ведущим музыкального вечера был генеральный директор – художественный руководитель Донецкого симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева Александр Парецкий. Он пояснил, что гастрольный тур также приурочен к 90-летию Донецкого симфонического оркестра.

Это важная дата, но у себя дома мы ее отпраздновать не можем – в городах Донецкой Народной Республики действует запрет на проведение очных мероприятий, и мы не можем встречаться со своими родными зрителями в концертном зале Донецкой филармонии. Этот гастрольный тур дал возможность нашему большому оркестру ощутить музыкальную жизнь, вдохнуть мирный воздух, почувствовать востребованность, услышать аплодисменты, увидеть глаза зрителей. Для музыкантов это очень важно.
Александр Парецкий
Художественный руководитель Донецкого симфонического оркестра имени С.С. Прокофьева

Художественный руководитель добавил, что сегодня оркестр переживает не самые лучшие времена, ведь Донецк сейчас – прифронтовой город, а музыканты фактически живут в зоне боевых действий.

Регулярно обстреливаются все районы Донецка. В прошлом году в здание филармонии был «прилет». Тем не менее наши музыканты, вопреки всем трудностям, продолжают жить и работать в своем родном городе. Поэтому для нас сам факт продолжения деятельности симфонического оркестра – индикатор того, что у нас есть будущее. Нам очень важно дать почувствовать музыкантам, что они нужны, а их деятельность важна не только для нашей филармонии, но и для всей России.
Александр Парецкий
Художественный руководитель Донецкого симфонического оркестра имени С.С. Прокофьева

Музыканты – участники СВО

Дирижер Донецкого симфонического оркестра Владимир Заводиленко отметил, что музыканты посвящают гастрольный тур всем защитникам Донбасса и России, которые принимали участие в СВО и сейчас находятся на передовой.

В нашей филармонии практически все мужчины-музыканты были призваны. Двое музыкантов нашего оркестра погибли – причем погибли, будучи замученными в плену. Всего наша филармония потеряла пять талантливых музыкантов – они не вернулись с передовой. Мы посвящаем наш тур и им.
Владимир Заводиленко
Художественный руководитель и дирижер Донецкого симфонического оркестра

Александр Парецкий добавил, что большинство мужчин, которые выступили перед воронежцами, – участники специальной военной операции.

Нашим друзьям и коллегам пришлось сменить привычную для себя профессию – взять в руки не музыкальные инструменты, а автоматы. Сегодня мы продолжаем ждать тех ребят, которые все еще защищают Донбасс и Россию. Но наши сердца разрываются от боли, когда мы вспоминаем тех наших коллег и друзей, которые больше никогда не вернутся.
Александр Парецкий
Художественный руководитель Донецкого симфонического оркестра имени С.С. Прокофьева

Музыка под обстрелами

На концерте память погибших музыкантов почтили минутой молчания. На экране над сценой зрители увидели их фотографии.

Для воронежских слушателей долгожданной гостьей стала и всемирно известная пианистка Валентина Лисица, которая в самый сложный период жизни дончан поддержала их и выступила в городах ДНР с большим количеством концертов.

Валентина Лисица родилась в Киеве. В начале 1990-х она вместе с мужем эмигрировала в США, где продолжила карьеру пианистки. Там Валентина Лисица получила гражданство США и провела многие годы в гастролях между Америкой и Европой. А в 2015 году приехала в Донецк сыграть первый совместный концерт с Донецким симфоническим оркестром.

Мы сыграли концерт 22 июня 2015 года в парке, в самом центре города. Тогда еще продолжались боевые действия. В то время я была гражданкой США. Я увидела разрушенные больницы и школы. Когда стали слышны взрывы, местные смотрели на меня вопросительно. Они думали, что я уеду, но я осталась.
Валентина Лисица
Пианистка

Пианистка подчеркнула, что на том концерте жизнью рисковали не только музыканты, но и слушатели, которые под угрозой обстрелов пришли послушать классическую музыку.

В центре города, на открытой местности собрались сотни людей. Мы себя чувствовали, как в блокадном Ленинграде, во время исполнения «Ленинградской симфонии» Шостаковича.
Валентина Лисица
Пианистка

Музы не должны молчать

По мнению пианистки, в сложные времена музыканты не должны оставаться в стороне от своей страны и своего народа.

В музыкальной школе нам цитировали Шопена, который говорил: «Когда говорят пушки, музы молчат». Я считаю, что это неправильные музы. Почему они молчат? Почему они стыдливо закрывают глаза, когда в мире происходит несправедливость, когда из артиллерии убивают детей, когда стреляют по мирным городам? Наши музы не молчали. Во время Великой Отечественной войны музыканты стояли плечом к плечу со всем народом. Это и Шостакович, это и фронтовые бригады, и ленинградская фабрика «Красный октябрь», которая выпускала пианино и рояли, а во время блокады производила ящики для снарядов. Донецкие музыканты в 2015 году продолжали давать концерты, которые проходили при аншлагах.
Валентина Лисица
Пианистка

В 2017 году Валентина Лисица и Донецкий симфонический оркестр подготовили концерт «Симфония огня», который должен был завершиться фейерверком. Во время генеральной репетиции, когда пиротехники стали запускать фейерверк, начался обстрел. Но донецкие музыканты не спрятались, а продолжили играть. По словам Валентины Лисицы, эти люди – настоящие герои.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».