В эту субботу, 5 октября, в России будут отмечать День учителя. В преддверии праздника корреспонденты РИА «Воронеж» прогулялись по городу с Никитой Шершовым. Учитель истории и естествознания рассказал нам про памятный знак, установленный в честь первой школы, здания бывших Мариинской и мужской гимназий. Приглашаем вас, дорогие читатели, вместе с нами в эту прогулку.

Никита Шершов – преподаватель истории и обществознания в воронежской школе № 94 имени генерала Лизюкова, а также классный руководитель 5-го класса. Также он возглавляет школьный музей боевой славы, руководит региональным исполкомом общественного движения «Бессмертный полк».

Главный корпус ВГУ (Университетская площадь, 1)

Прогулка стартовала от главного корпуса Воронежского госуниверситета. А точнее от университетского парка, в котором установлен памятник преподавателям и студентам, павшим в боях за Родину в 1941–1945 годах. Начало было очень символичным. Во-первых, сам монумент относится к теме прогулки. Во-вторых, деятельность Никиты Шершова долгое время была связана с Великой Отечественной войной. В-третьих, молодой педагог учился в ВГУ и не раз бывал в парке.

Памятник педагогам и студентам был открыт к 30-летию Победы – 8 мая 1975 года

– Посещая ВГУ при оформлении документов, мы несколько раз сюда заходили с ребятами, чтобы посмотреть, где будем учиться, что вообще представляет собой университет, и тогда видели памятник, посвященный сотрудникам и студентам, которые пали в годы Великой Отечественной войны. Вообще Великая Отечественная война для меня не пустой звук, это тема, которой я занимаюсь всю свою сознательную жизнь. Еще во время обучения в школе мы в 2007 году с учителями, родителями и одноклассниками открыли школьный музей боевой славы. Поэтому я не мог не посетить это место при поступлении в ВГУ, – объяснил молодой учитель.

Стоя у стен альма-матер, Никита Шершов рассказал о том, как он решил стать педагогом:

– Изначально планов таких не было, я же поступал не в педагогический университет и думал буду архивной работой заниматься. Но после педпрактики на четвертом курсе поменял свое решение. Так получилось, что практику я проходил в своей же школе, где учился 11 лет. И вот тогда у меня появилось невероятное желание окончить университет и устроиться на работу в свою школу. Возможно, в голове сыграла фраза, которую мне сказала моя учительница по истории, когда я выпускался: «Заканчивай исторический, приходи работать, а я пойду на пенсию». Так и получилось. До сих пор использую некоторые методы преподавания, которые применяла она.

Первая воронежская школа (Есенинская аллея)

Следующей точкой прогулки стало место, где в 1703 году была основана первая в нашем крае государственная школа. Памятный знак в честь этого события находится в конце Есенинской аллеи, недалеко от Воскресенского храма.

Открытие этой школы имело общероссийское значение: в ней обучали представителей разных слоев населения, впервые готовили специалистов-кораблестроителей и занятия велись исключительно на русском языке. Само здание школы не сохранилось, но на ее предполагаемом месте в мае 2003 года на улице Кардашова установили гранитный камень в честь 300-летия основания первого в городе учебного заведения.

В этой школе обучение велось за государственный счет, причем платили и учителям, и ученикам

– Здесь я часто прогуливаюсь. Эту школу открыли по распоряжению Петра I, по тем временам серьезное событие. Очень расстроило, что года два или три назад какие-то вандалы уронили этот камень. В интернете по этому поводу было очень много возмущения. Отрадно, что сейчас его восстановили и добавили вот такой замечательный арт-объект – «Подпись Петра», который может радовать не только воронежцев, но и гостей города, – поделился мнением молодой педагог.

Никита Шершов в целом рад тому факту, что в городе появилось множество арт-объектов, связанных с Петром Великим. По его мнению, детям и взрослым так интереснее изучать историю.

Духовная семинария (пр. Революции, 29)

Пройдясь по проспекту Революции, можно оказаться у стен здания бывшей духовной семинарии, сейчас там располагается Воронежский техникум строительных технологий.

Здание было построено в начале XIX века. В семинарии обучались многие видные деятели того времени, например воронежский поэт Иван Никитин. Слева от входа в учебное заведение есть гранитная полированная мемориальная доска. Она разделена на несколько частей. Вверху – новомученики и исповедники российские, далее – выдающиеся иерархи Русской православной церкви, потом деятели науки, культуры и политики – все они окончили духовную семинарию с 1822 по 1918 год.

У бывшего здания духовной семинарии разговор зашел про приглашение священнослужителей в школы сегодня.

Библиотека семинарии считалась третьей в России по количеству книг

– Да, бывает приглашаем священнослужителей. На первое сентября, на различные праздники. Они рассказывают ребятам те или иные моменты с духовной точки зрения. Сейчас в пятом и шестом классах есть такой предмет, как основы духовно-нравственной культуры народов России. Возможно, на какой-нибудь открытый урок и я приглашу, – рассказал учитель.

Мариинская гимназия (пр. Революции, 32)

Через дорогу от здания бывшей семинарии находится Дом офицеров. В 1875 году здесь тоже открылось учебное заведение – женская Мариинская гимназия.

С середины XIX века общественность требовала введения женского образования. В августе 1861 года в Воронеже появляется первая женская гимназия, названная в память о покойной императрице Марии Федоровне – Мариинской. Однако подходящего для нее здания долгое время не было. Оно появилось только в 1875 году. Кстати, тогда центральный вход располагался ближе к современной улице Комиссаржевской – там сейчас осталась чугунная лестница. В советское время в этом здании располагались 3-я советская трудовая школа, а потом педагогический факультет госуниверситета.

В 1930-е годы здание было полностью изменено внешне для нужд Дома Красной армии.

– Для того периода получение среднего женского образования было необычной вещью. Говоря именно об этом здании, хочется вспомнить, что изначально оно имело совершенно другой вид, в советское время практически ничего не осталось от изначальной задумки, только если большая чугунная лестница, которая находится, кстати, не по центру, а в правом крыле, – отметил Никита Шершов.

Первый вуз в Центральном Черноземье (улица Фридриха Энгельса, 28)

Пройдя по тенистой аллее улицы Комиссаржевской, свернув на Фридриха Энгельса, можно оказаться перед двухэтажным кирпичным зданием школы № 28. У этого места долгая история, связанная с образовательными учреждениями Воронежа.

В 1912 году здесь свои двери для учеников открыла гимназия Морозовой, а в 1913-м – первое высшее учебное заведение Центрального Черноземья – Воронежский сельскохозяйственный институт.

После революции в здании разместили старшие классы 17-й советской трудовой школы и младшие – 41-й советской трудовой школы, а также учащихся бывшей Николаевской прогимназии. В 1920 году начал работу институт народного образования. В 1924 году здание переоборудовали под школу-коммуну для беспризорных детей. С 1934 года здесь находилась средняя школа № 5, которую окончил писатель Борис Васильев.

– В школьные годы я занимался стендовым моделизмом – собирал модели танков, самолетов и так далее. И в 28-й школе очень часто проходили областные и городские выставки. Поэтому эта школа – одна из тех, в которых я действительно был внутри. Высокие потолки, большие окна, широкие пролеты – все это ее отличает от современных школ. Здесь чувствуешь связь с историей. На мой взгляд, ребятам, которые учатся в этой школе, очень повезло, – отметил Никита Шершов.

Первая мужская гимназия (пр. Революции, 19)

Пройдя по Фридриха Энгельса, свернув на Феоктистова, выйдя вновь на проспект Революции, можно оказаться у здания Воронежского государственного университета инженерных технологий. Изначально оно было построено для Воронежской мужской гимназии по проекту архитектора Андрея Тона. Здесь читали лекции математик Николай Анциферов, краевед Григорий Веселовский, музыкант Витольд Ростропович, дед знаменитого виолончелиста. Среди выпускников тоже много известных людей – писатель Евгений Замятин, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики Сергей Чаплыгин, географ Александр Борзов, публицист и брат нобелевского лауреата Юлий Бунин.

После революции здание занял медицинский факультет Воронежского университета. В войну оно значительно не пострадало, какое-то время здесь размещался обком партии, в 1950-е годы вновь появилось учебное заведение – Ленинградский технологический институт пищевой промышленности.

Раньше обучение было раздельным, и это видно по старым учебным заведениям города – женской Мариинской гимназии, Воронежской мужской гимназии. А как с точки зрения преподавателя, хорошо это или плохо?

– Совместное образование, безусловно, хорошо. Потому что школьный класс – это маленькая модель общества. И ведя уроки по обществознанию, я всегда ребятам говорю, если вы хотите подготовиться к экзамену, самое простое, что вы можете сделать, это посмотреть на свой класс. Здесь и социальная составляющая, и политическая – выборы старосты, например, это же борьба за власть, за авторитет. Школа – это действительно тот самый пример, как мы живем, как выглядит наше общество. Поэтому я за совместные классы. Для меня это норма, – отметил Никита Шершов.

Педагогический университет (улица Ленина, 86)

Конечной точкой маршрута стал памятник учителю у Воронежского государственного педагогического университета. Монумент представляет собой свиток, на котором зашифрованы символы различных наук. Внизу свитка – раскрытая книга. На одной ее странице цитата Льва Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное». На другой: «Памятный знак сооружен на добровольные пожертвования работников школ и дошкольных учреждений».

– Я работаю всего восемь лет. Хотелось бы выпустить побольше ребят, которые достигнут успеха, которые через годы придут и скажут, что я их чем-то смог увлечь и это стало делом их жизни. Бывает такое, что проходишь мимо кабинета, где преподает учитель с большим опытом, и невольно можешь остановиться, заслушаться и забыть, куда шел. Потому что там преподавание идет настолько интересно, что про себя думаешь, будучи молодым специалистом: а смогу ли я когда-нибудь так же? В классе стоит абсолютная тишина, ребята тянут руки, отвечают, даже если они на перемене разбили вазу или перевернули мусорку, на уроке они совершенно другие. Наверное, в этом и заключается подвиг учителя, остановить вот этот весь сумбур в детских головах и направить мысли в нужное русло, – подытожил Никита Шершов.

Свой труд он подвигом не считает. Учитель – это действительно сложная профессия, но подвигом она становится после 30−40 лет работы. Далеко не каждый педагог сможет преодолеть этот рубеж и сохранить высокий уровень преподавания.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».