В четверг, 25 декабря, столетний юбилей отпраздновала Нина Николаевна Соловьева. Во время беседы с корреспондентами долгожительница рассказала о жизни в Воронеже в последний год Великой Отечественной войны, супруге и трудовом пути, а также вспомнила про самый яркий Новый год.

Новый год на долгую память

Героиня публикации в молодости
Героиня публикации в молодости

Нина Николаевна родом из Боброва. Ее отец Николай Дмитриевич Пустовалов работал продавцом в магазине, а мама Софья Васильевна была домохозяйкой. В семье была старшая сестра.

Самым ярким воспоминанием из детства для Нины Николаевны стал Новый год в 4-м классе, девочке было 11 лет. До этого елки были под запретом – как атрибут религиозного праздника, с которым боролась советская власть. В семье же поддерживали рождественские традиции и ежегодно за закрытыми окнами и дверьми ставили праздничную елку. В 1936 году советское правительство разрешило елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, и в школе, где училась героиня публикации, провели новогодний утренник. Да еще какой! Со сказочными персонажами, елкой и настоящими костюмами.

– Это был незабываемый праздник. Наш родительский комитет смог организовать детям костюмы. Мы ставили спектакль по сказке Александра Пушкина о царе Салтане. До сих пор не могу понять, где родители достали столько фольги для 33 богатырей. Сейчас дети пресыщены событиями, а тогда это было незабываемо. За всю свою жизнь у меня больше никогда не было такой елки, – вспоминает долгожительница.

«Мы росли патриотами»

Летом 1942 года война вплотную подошла к Боброву. Доходили слухи, что немец вот-вот окажется в городе. Николай Дмитриевич и Софья Васильевна боялись за Нину. Старшая дочка, будучи студенткой, уже была эвакуирована вместе с институтом в Самарканд. Известно было, что нацисты увозили молодежь на работы в Германию, поэтому мама вместе с Ниной отправилась к старшей сестре. Негодный по возрасту для фронта отец пожелал остаться дома.

– Еще до эвакуации помню, что у нас все окна были заклеены. Знали, что война может прийти и к нам. Вообще мы росли патриотами. Никто это так не называл, но внутри себя мы очень любили Родину. Когда подошли немцы к Москве, пускали слухи, что правительство и Иосиф Сталин бежали из столицы. А мы свято верили, что это ложь. Наша семья всегда была страшно патриотичной. Этот патриотизм и сейчас сохраняется во мне, я всей душой болею за наших ребят, – рассказывает долгожительница.

Дорога в Самарканд была не из легких, ехали в товарном поезде. В итоге враг не дошел до Боброва. Семья воссоединилась спустя полтора года. Вернувшись на родину в 1944 году, Нина работала и обучалась при банке на бухгалтера, но вовремя осознала, что эта специальность не для нее, и поступила в медицинский институт.

– В Самарканде я с отличием окончила 10-й класс, и меня легко взяли в Воронежский мединститут. Мне нравилась специальность врача. В юные годы сложно определить свое призвание, я шла на ощупь. Сейчас очень рада, что выбрала именно эту профессию. Работа врача мне всегда была интересна. На первых курсах учиться было сложно, но с каждым годом становилось все легче и легче, – продолжает героиня.

Первый год обучения Нины Николаевны пришелся на военное время. По воспоминаниям долгожительницы, ей и ее однокурсникам приходилось читать и писать при свете самодельных ламп-коптилок.

– Мы не жаловались, принимали все тяготы жизни. Бывало, голодали. За радость было, если приснится буханка хлеба, – рассказывает Нина Николаевна.

Вспомнила долгожительница и День Победы, который застал ее в весеннем Воронеже студенткой первого курса мединститута.

– Я вместе с другими девочками жила на съемной квартире, всего нас было четверо. Узнав о Победе, мы отправились гулять в центр города. Мы были очень счастливы! У одного дома стояла военная машина, видимо, какого-то начальника привезли, вот водитель предложил нам покататься, и мы согласились. Воронеж был сильно разбит, но мы верили, что теперь справимся с любыми трудностями, потому что война закончилась, – отмечает Нина Николаевна.

«Мы были разными людьми, но постоянно учились друг у друга»

На третьем курсе института Нина Николаевна вышла замуж за Всеволода Петровича Соловьева. Мужчина прошел Великую Отечественную войну, был летчиком, дошел до Берлина. После служил в гражданской авиации. Всеволод Петрович тоже был из Боброва, молодые люди были знакомы с детства.

– Всеволод в молодости был сорвиголова. Но если в юности его за это много ругали и наказывали, то в жизни и тем более на фронте ему это помогло. Он и в окружение попадал, и однажды его самолет сел на территории Западной Украины, бандеровцы подожгли летательный аппарат, и Всеволод в одиночку зимой по снегу добирался до своей части. У него был пробивной характер, и он всегда находил выход из трудной ситуации, – с гордостью говорит Нина Николаевна.

Вернувшись с фронта, Всеволод Петрович предложил Нине встречаться, в 1947 году они поженились, а через два года после свадьбы родилась дочка. Супруги прожили вместе 67 лет.

– Мы очень много путешествовали, проводили совместно отпуска. В то время автомобиль был редкостью, а у нас был зелененький «Москвич». Мы с супругом были разными людьми, но постоянно учились друг у друга чему-то новому. Муж был очень общительным, а я более сдержанной. Друзья моей дочки и ее мужа любили Всеволода Петровича. И все до сих пор о нем вспоминают добрым словом, – делится героиня.

Из рассказа Нины Николаевны было ясно, что они с мужем друг друга очень любили и постоянно поддерживали в рабочих вопросах, а все семейные решали совместно.

«Семья на первом месте, но и про работу не забывала»

Дочка героини публикации
Дочка героини публикации

После окончания института Нина Николаевна вместе с дочкой отправилась на Крайний Север в город-порт на реке Енисей – в Дудинку, где в то время служил ее супруг. Здесь они прожили 13 лет. В 1960 году вернулись в Воронеж.

– Уже в Воронеже мы узнали, что вышел указ о том, что для получения северной пенсии нужно 15 лет отработать на Крайнем Севере. Муж меня уговорил ехать обратно, в первую очередь он о моей пенсии заботился, у него она и так хорошая выходила. И мы с 1974 года еще семь лет прожили в Норильске, – рассказывает долгожительница.

За все время трудовой деятельности Нина Николаевна работала на разных должностях – от участкового педиатра в поликлинике до заведующей отделением в больнице.

– Я не жалуюсь на свою жизнь, у меня всегда семья была на первом месте. В то же время я про работу не забывала. Когда работала в Норильске, часто оставалась за главного врача. Была секретарем партийной организации, – продолжает вспоминать героиня публикации.

А еще Нина Николаевна всегда любила работать руками: шила, вышивала, пекла пироги, держала на даче огород, любила вместе с супругом выращивать рассаду.

На сегодняшний день долгожительница уже четыре года не выходит из дома, основные ее занятия – просмотр политических и спортивных передач.

Сейчас за Ниной Николаевной ухаживают помощница и внучка. Дочки давно нет, от нее у долгожительницы остались внучка и внук, а от тех – трое правнуков. И даже есть уже праправнук.

– Внучка – моя опора и надежда. Она решает все мои социально-бытовые вопросы, – говорит юбилярша.

Старшая сестра Нины Николаевны тоже была долгожительницей, она неделю не дожила до своего столетия. Отвечая на вопрос о секрете долголетия, Нина Николаевна скромно сказала, что его нет. При этом добавила, что вела здоровый образ жизни, никогда ни с кем не конфликтовала и всегда была надежным человеком.

Ранее РИА «Воронеж» рассказывало, как 101-летний ветеран Великой Отечественной войны Николай Борисов поделился воспоминаниями о беззаботном детстве до начала войны и первом танковом бое за несколько дней до Нового года.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».