В среду, 11 сентября, в Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ) прошла встреча, приуроченная к 50-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. В вузе собрались ветераны, работавшие на самой масштабной стройке страны, и студенты, которые летом 2024 года стали участниками Всероссийского трудового проекта «БАМ 2.0» на объектах восточного полигона железных дорог. На мероприятии также присутствовали заместитель председателя Государственной Думы Алексей Гордеев, вице-губернатор Дмитрий Маслов, сенатор от Воронежской области Сергей Лукин, заместитель министра труда и занятости населения Воронежской области Вячеслав Шамарин, ректор Воронежского государственного технического университета Дмитрий Проскурин.
Мужская стройка
Создание Байкало-Амурской магистрали – одна из самых известных всесоюзных строек, которая продолжалась более 10 лет, став символом эпохи. Летом 2022 года ОАО «РЖД» совместно с подрядными организациями, Иркутским региональным отделением МООО «Российские студенческие отряды» и в первую очередь железнодорожными вузами вновь запустило легендарную стройку на объектах восточного полигона железных дорог – «БАМ 2.0».
Студент четвертого курса Кирилл Полехин, обучающийся по направлению «Промышленное гражданское строительство», рассказал, что отправился на БАМ в начале июля. Предварительно молодой человек прошел обучение на бетонщика четвертого разряда. График работы был сложный – 6/1 по 11 часов в день.
– Я решил поехать на БАМ, потому что это мое направление. Это большой опыт как в руководящей должности – комиссара студенческого строительного отряда, так и в практической работе. Был очень плотный график, соответственно, очень устали, заработались, но получили большой опыт, который впоследствии пригодится в жизни, – отметил Кирилл Полехин.
В обязанности студентов входили земельные, грузовые, опалубочные, бетонные, а также строительные работы с помощью пневмоинструментов. Кирилл Полехин отметил, что все задействованные на объекте специалисты относились друг к другу с уважением.
– Конечно, связи там не было, интернет не работал, доступ к Wi-Fi был только в свободное время. В качестве досуга у нас были разные культурно-спортивные мероприятия каждую неделю. Среди незабываемых впечатлений у меня – природа, работа в хорошем коллективе. БАМ для меня стал отправной точкой моего развития, так как я понимаю, к чему теперь стремиться, развиваться в строительстве. Если будет возможность поехать еще раз, но уже не в качестве студотрядовца, я буду рад испытать еще раз те эмоции, – рассказал Кирилл Полехин.
Студент четвертого курса Дмитрий Горловой называет БАМ мужской стройкой. Молодой человек принял решение отправиться на объект, чтобы получить практический опыт.
– В составе нашего студенческого стойотряда есть и девушки, но они не ездят строить в Сибирь, поэтому мы отработали только парнями. Я считаю, что одна из задач нового проекта заключается в том, чтобы новый БАМ был полезен для логистики, а также был альтернативой во время аварий и других ситуаций. Новый путь также будет полезен и людям. Для меня участие в строительстве БАМа стало выходом из зоны комфорта. Тяжелые будни, мозоли на руках, а также красноярский загар – запомнятся надолго. На следующий год, вероятно, будет возможность поработать на другом, но не менее значимом проекте, – поделился Дмитрий Горловой.
«Было желание попробовать себя в трудных условиях»
Зампредседателя Госдумы Алексей Гордеев рассказал, что лично был на БАМе. Сначала в качестве бойца студенческого строительного отряда, затем уже в качестве офицера железнодорожных войск.
– Всего через БАМ прошли порядка 2 млн человек большой страны под названием СССР, среди которых несколько тысяч воронежцев. Прекрасное время, опыт, навыки, закалка, тогда мы создавали стройки, которые гремели на весь мир. Сегодня важно то, что наконец-то расставлены все точки по оценке БАМа. Строится второй путь, будет выделено до 3 трлн рублей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить экономическое развитие, обеспечить связь европейской части страны с Дальним Востоком. Сегодня стоит вопрос не денежного вознаграждения, а вопрос кадров – кто будет строить. Поэтому важно, что свой вклад вносит молодое поколение, – отметил Алексей Гордеев.
Одна из участниц встречи – ветеран стройки Елена Сонина. Она работала на БАМе в составе стройотряда. Женщина рассказала, что для девушек на объекте было только два вида работ – в столовой и регулировщицами на трассах и узкоколейке. Елена Сонина призналась, что БАМ для нее стал местом для встречи с мужем. Молодые люди познакомились, когда ехали к объекту, продолжили общение после возвращения домой и уже потом поженились.
– Мы жили в военных палатках по 20 человек, но девушки жили отдельно. Работа на БАМе оставила огромнейшие впечатления. Я сама городская, и у меня было большое желание попробовать себя в трудных условиях. Я посмотрела, какие должны быть мужчины, которые умеют работать и не боятся работы. И, наверное, мой супруг выбрал меня, потому что я тоже не боялась работать. Девушкам тоже приходилось таскать тяжести, мы варили огромные кастрюли по 20, 40 л на 60 человек. Посуду мыли горчичным порошком. Когда было время, мы ходили в лес и собирали там ягоды, орехи, – поделилась впечатлениями Елена Сонина.
Тамара Санникова, в свою очередь, работала на БАМе с 1975 по 1983 год. Женщина была заместителем начальника отдела кредитования подрядных организаций БАМ конторы Стройбанка СССР, а также управляющей Северобайкальским отделением Байкало-Амурской конторы Стройбанка СССР.
– Я хочу сказать, что там была на местах прекрасная торговля. Правительство все делало для того, чтобы работники БАМа получали то, чего не было у нас в центре. Всякие дефицитные товары поступали напрямую на участки посылками. Товары распределялись по талонам, их давали на коллектив. Особенно я хочу сказать про книги. В то время было самое дефицитное – это подписка на все издательства, на книги. Тоже давали талоны на организации. И их выдавали лучшим. Вот так люди стремились читать, писать, – рассказала Тамара Санникова.
В завершение встречи состоялась церемония награждения ветеранов БАМа. Были вручены благодарности заместителя председателя Государственной Думы Алексея Гордеева, а также благодарственные письма сенатора РФ.
Ранее РИА «Воронеж» публиковало истории нескольких жителей региона, которым довелось поучаствовать в стройке века. Героями публикации стали уроженец Грибановки Юрий Демко, жительница села Калиново Грибановского района Раиса Котова, Владимир Зубков из Подгоренского района и жители Павловского района.