В воронежском Театре кукол завершился архитектурный форум «Зодчество». В субботу, 1 июня, в рамках форума прошла сессия «Креативные индустрии в развитии городов», модератором которой был урбанист, продюсер культурных проектов, эксперт агентства креативного развития территории «Городские герои» Александр Старков. Встреча собрала людей, которые развивают креативные индустрии в Москве, Ульяновске и Воронеже.
Что такое креативные индустрии, как они «перезагружают» унылые городские районы и даже целые города – читайте в нашем материале.
«Креативная экономика пришла из античности»
В начале встречи Александр Старков прочитал лекцию о том, как появились креативные индустрии. Теория креативной экономики родилась четверть века назад на Западе. Ее впервые изложил в своей книге британец Джон Хокинс.
Исследователь разграничил два вида творчества. Первый – это способ самореализации человека: автор творит, потому что ему от этого хорошо. При втором типе творчества автор предполагает, что его произведение найдет своего потенциального покупателя.
– Все произведения, которые возникают в такой логике, являются творческими продуктами. Такой продукт совмещает в себе и экономическую стоимость, и художественную ценность. Креативная экономика состоит из всех креативных продуктов, которые были произведены в стране, и из всех транзакций, которые были с этими продуктами проведены, – пояснил урбанист.
По словам Александра Старкова, креативная экономика – это совсем не новое явление. Ее ключевой аспект – понятие авторства – придумали еще в античности. Именно древним грекам впервые пришла мысль о том, что художественное произведение кому-то принадлежит. Благодаря им мы знаем Платона, Аристотеля, Сократа.
– Но одно дело придумать авторство, а другое – на нем зарабатывать. Заработок на авторстве впервые появился не в культуре, а в торговле. Первой интеллектуальной собственностью, которая была куплена, был патент на корабельный поворотный кран. Он был выдан в 1421 году муниципалитетом Флоренции на имя Филиппа Брунеллески. Вскоре лицензию Брунеллески купил германский торговый союз Ганза. Человек впервые продал не товар, а технологию – то есть заработал на интеллектуальной собственности, – рассказал эксперт.
С изобретением в 1445 году книгопечатания авторское право пришло и в культуру. Правда, долгие годы на книгах зарабатывали деньги не авторы, а книгопечатники. В XVII веке английским писателям удалось пролоббировать в парламенте законопроект против действий книготорговцев. А в 1710 году парламент принял первый в мире закон об авторском праве – «Статут королевы Анны».
– С тех пор единоличное право и свободу печатать книги стал иметь автор. С этого момента и начинается креативная экономика, – пояснил Александр Старков.
Переход к креативной экономике происходит в 90-х годах XX века. Именно в это время прибыль, которую приносит музыкальный сектор, превысила прибыль от автомобильного и сталелитейного секторов.
Современное определение креативных индустрий появилось в 1998 году, когда правительство Великобритании опубликовало документ, который признал креативные индустрии крупным и постоянно растущим компонентом экономики.
Согласно классификации, креативные индустрии делятся на четыре направления: наследие (традиционная культура, художественные ремесла, исторические памятники, музеи, библиотеки, архивы), искусство (визуальное искусство, живопись, скульптура, антиквариат, фотография, живая музыка, театр, танцы, цирк, опера), медиа (печатные издания, книги, пресса, аудиовизуальное творчество, кино, телевидение и радиовещание, ПО, видеоигры, анимация) и функциональный креатив (дизайн, интерьер, графика, мода, ювелирное искусство, игрушки).
Как развивается креативная экономика в мире и России
По словам Александра Старкова, с 2002 по 2015 год объем мирового рынка креативной продукции вырос больше чем в два раза – с 208 млрд до 509 млрд долларов. Средний по миру вклад креативных индустрий в ВВП – 6,6%, в развитых странах – 8−12%.
В ВВП России креативные индустрии пока приносят лишь 2,2%. Большая часть креативного продукта производится в Москве.
В 2020 году креативные индустрии привлекли внимание государства. В 2021-м правительство РФ утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий. Ее цель – развитие национальной креативной экономики, основанной на человеческом капитале и историко-культурном наследии народов РФ. Документ определяет необходимый набор механизмов для государственной поддержки творческого (креативного) предпринимательства и создание условий для устойчивого развития креативных индустрий.
фото – Анастасия Сарма
В ноябре 2023 года прошел первое чтение проект федерального закона о данном направлении.
По словам Александра Старкова, креативные индустрии возникают на стыке сфер экономики и культуры. В России они пока находятся в «слепой зоне», и в этом проблема.
– У нас есть специалисты в сфере культуры и специалисты в сфере экономики. Но они друг с другом никогда не пересекались. Предприниматели предпринимают, а культурные деятели просят у них денег, – отметил урбанист.
Как креативная экономика развивает города
Эксперт рассказал, что в Европе креативные индустрии могут «перезагружать» целые города. Так случилось с голландским городом Эйндховен: некогда уродливый город превратился в столицу креативных индустрий.
В России креативная экономика вдохнула жизнь и в подмосковную Коломну. В 2008 году историк, предприниматель и ландшафтный архитектор Дмитрий Ойнас нашел в архивах утраченный рецепт коломенской пастилы и выпустил небольшую партию лакомства. На дегустации пастилы продукт полностью разобрали. Тогда предприниматель решил создать Музей пастилы. Позже было решено открыть музейную фабрику пастилы, где туристы могут увидеть процесс ее производства.
фото – Анастасия Сарма
Постепенно вокруг Музея пастилы возник целый творческий кластер, благодаря ему исторический центр Коломны преобразился. Сейчас в туристической отрасли города занято более 50 тыс. человек. Так, вокруг пастилы Дмитрию Ойнасу удалось построить новую экономику города.
– До того как мы начали работать с пастилой, Коломна не была туристическим городом – здесь был небольшой транзитный экскурсионный поток. Старая часть города была маргинальным пространством. К историческому наследию отношение местных жителей было бросовым: за полмиллиона можно было купить дом, – вспоминает Дмитрий Ойнас.
С развитием вокруг Музея пастилы творческого кластера в Коломне туристская отрасль стала градообразующей. Отрасль приносит в бюджет города ежегодно чуть меньше 5 млрд рублей.
– Турпоток в Коломну превышает 1 млн 600 тыс. человек в год. Это спровоцировало развитие огромного количества малого и среднего бизнеса, который предлагает услуги в самых разных сферах. А стоимость недвижимости выросла в разы: в маленькой Коломне она стоит столько же, сколько в Москве, в рамках Цветного бульвара. В Коломну переезжают москвичи. Старая часть города преобразилась. Люди перестали использовать при ремонте домов профнастилы и пластиковые обшивки, а окна стали украшать наличниками. Стало понятно: как только ты снял наличник, ты потерял в стоимости дома, – рассказал Дмитрий Ойнас.
Предприниматель отметил: несмотря на то что историю его бизнеса называют «коломенским чудом», чуда здесь нет – это правильное использование ресурса наследия территории и его упаковка в разные сервисы, продукты и услуги.
– Пастила была первым видом наследия, с которым мы начали работать. Она стала стартовым символом, вокруг которого все начало расти. На сегодня пастила остается локомотивом «экономики впечатлений» в Коломне – но это не единственный ресурс. «Карьер возможностей» с коломенскими символами глубокий – там еще добывать и добывать, – поделился Дмитрий Ойнас.
Как креативит «Матрешка»
На встрече выступила заместитель директора воронежской Школы креативных индустрий «Матрешка» Кристина Гульева. Школа появилась в Воронеже два года назад. Одновременно с Воронежем в России было открыто еще 39 школ креативных индустрий. Сейчас в стране работает 49 таких проектов.
Все школы создаются на базе существующих учебных заведений. В Воронеже для центра было создано отдельно стоящее здание. Здесь подростки 12−17 лет в течение двух лет учатся по шести дисциплинам: звукорежиссура, электронная музыка, 3D-анимация, графический дизайн, VR, фото- и видеопроизводство.
– Нам удалось сделать и школу, и центр креативных индустрий, которые находятся между собой в синергии. У учеников есть место, где они могут презентовать свои проекты. Здесь же мы устраиваем мероприятия, на которых рассказываем о креативных индустриях и устраиваем развлекательные мероприятия, – рассказала Кристина Гульева.
26 мая «Матрешка» провела в парке «Орленок» для своих первых учеников выпускной фестиваль. Все ребята отучились в центре два года, принимали участие в городских выставках, делали логотипы для НКО и даже создали свою линейку регионального мерча. Кстати, у выпускников уже появились первые заказы.
– Маленькими шажками мы из творческого кружка становимся частью креативной экономики, – отметила Кристина Гульева.
А как у других
Руководитель отдела маркетинга «Фабрики 1850», куратор сообщества «Энтузиасты» (Балашиха, Москва) Ирина Фильченкова рассказала о том, как создает креативную среду в подмосковной Балашихе. Вот уже больше десяти лет она занимается созданием креативных кластеров.
фото – Анастасия Сарма
– В Москве креативные пространства создавались благодаря бизнесу, который приходил на территорию бывших промышленных производств. Они притягивали своей исторической эстетикой и аурой. Плюс они были дешевые. Эта среда начала притягивать модную тусовку – так развивалось арт-пространство, – отметила Ирина Фильченкова.
В Балашихе спикер развивает творческое сообщество «Энтузиасты» и арт-квартал «Фабрика 1830» на территории бывшей хлопкопрядильной фабрики. Летом 2023 года Ирина и ее команда организовали на «Фабрике» первый фестиваль креативных индустрий «Энтузиасты», который длился все лето. В этом году на «Фабрике» пройдет четыре фестиваля: урбанфест, артфест, медиафест и музыкальный фест.
В Ульяновске креативные индустрии начали развиваться 11 лет назад. О том, как происходит этот процесс, рассказал куратор креативной инфраструктуры региона – руководитель дирекции Фонда креативных индустрий Ульяновской области, директор АНО «Кластер творческих индустрий» Кирилл Валов.
Ульяновская область не богата сырьевым и газовым потенциалом, природными ископаемыми. Поэтому в регионе стали системно развивать творческий, человеческий потенциал. Сейчас в Ульяновске доля креативных индустрий в ВВП региона составляет 6%.
– Это очень существенный сегмент в экономике, мы этим очень гордимся, – отметил Кирилл Валов.
В 2012 году в Ульяновске открылось первое креативное бизнес-пространство с участием государства – «Квартал». В 2018-м в Димитровграде открылось креативное пространство «Горизонт». С 2019 года в Ульяновской области в два этапа создали уникальную сеть креативных пространств в малых городах и селах. Сейчас в области – 12 креативных пространств, десять из которых находятся на малых территориях региона. Арт-пространства работают на базе учреждений культуры. Здесь молодые люди создают творческие продукты и продают их. Здесь же проходят локальные творческие события, интересные не только молодежи, но и старшему поколению.
Деятельность креативных пространств курирует Фонд креативных индустрий Ульяновской области – он помогает формировать грантовые заявки. Выигранные гранты помогают материально обеспечить креативные пространства.
– Почему мы решили развивать сельские креативные пространства? Отток населения здесь серьезный. Нам захотелось развивать сельские территории, остановить отток населения и удержать творческих и талантливых ребят, «прокачать» территории экономически. Благодаря нашей инфраструктуре мы провели перепись ремесленников региона. В процессе переписи мы выяснили, кому из них выгодно развиваться как бизнесу, а кому хочется просто дарить свои изделия знакомым и родным. 25% из 1430 ремесленников интересно развиваться как бизнесу. Мы им помогли получить статус ИП, самозанятых, оформить соцконтракты. Мы пригласили их для участия в ярмарках. В 2023 году мы провели десять ярмарок, бесплатных для их участников, – рассказал Кирилл Валов.
В июле команда Кластера творческих индустрий откроет в Ульяновске самый большой в России Музей наличников под открытым небом. Здесь можно будет увидеть старинные наличники, которые команда кластера и волонтеров нашла в ходе экспедиций по 245 селам и малым городам, а впоследствии их отреставрировала.
– Музей поможет создать новую туристическую инфраструктуру. Под открытие музея мы запустим фестиваль. Это будут в чистом виде креативные индустрии, – отметил эксперт.