В четверг, 30 мая, исполняется два года туристско-рекреационному кластеру «Воронежский». Это первый в регионе проект подобного формата. Уникальность кластера – в объединении новых туристических объектов с историческими и природными достопримечательностями. Какие преимущества туристско-рекреационный кластер дает региону, чем интересен бизнесу и полезен путешественникам, РИА «Воронеж» рассказал министр предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области Сергей Корчевников.
– Воронежская область серьезное внимание уделяет теме внутреннего туризма. На какие цели направлена Стратегия развития туризма в Воронежской области до 2035 года? Какую роль в этом играет туристско-рекреационный кластер «Воронежский»?
– Стратегия развития туризма в регионе предусматривает создание и продвижение конкурентоспособного туристского продукта, реализацию туристско-рекреационного потенциала региона, развитие инфраструктуры и увеличение вклада туризма в экономику области. Основная задача – сформировать долгосрочный план действий, за счет которого увеличится поток туристов.
В 2022 году регион посетило 823 тыс. туристов (официальная статистическая информация о количестве гостей в коллективных средствах размещения – отелях, гостиницах, хостелах). В 2023 году, по предварительной оценке, – 916 тыс. туристов (прогноз на уровне 1,1 млн туристов).
Парк детского и семейного отдыха «НЕЛЖА.РУ» – участник кластера
Кластер «Воронежский» синхронизирован со Стратегией по целям и задачам. При выборе места для кластера мы собирали информацию о трафике, анализировали интересы и предпочтения гостей, принимали в расчет тенденции отрасли.
В итоге границы туристско-рекреационного кластера «Воронежский» определили по территориям Верхнехавского, Новоусманского, Рамонского, Семилукского районов и северо-восточной части города Воронежа. Эта зона, как привлекательная для путешественников, сложилась естественным образом за счет туристических объектов и большого транзитного потока, который движется по трассе М-4 «Дон». Пассажиропоток растет постоянно. По сути, ТРК «Воронежский» – это «северные ворота» для въезда в регион. По экспертной оценке управляющей компании, различные объекты кластера ежегодно посещают около 300 тыс. человек.
Участник кластера – Замок «Таркос»: крафтовая пивоварня и новая местная достопримечательность
За счет официального создания кластера мы придали системность развитию территории и создали правовой фундамент для оказания мер государственной поддержки участникам ТРК. Создание туристско-рекреационного кластера «Воронежский» дало возможность вхождения двух крупных региональных инвестиционных проектов в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Наши проекты сейчас уже реализуются совместно с АО «Корпорация Туризм.РФ».
– Какие организации вошли в ТРК «Воронежский»?
– В кластер входит 16 организаций, работающих в сфере туризма: субъекты бизнеса, туроператоры, объекты питания и размещения. Наиболее крупные инвестиционные проекты: ООО «Гостиничный комплекс» с проектом создания туристско-рекреационного комплекса города-спутника «Солнечный», ООО «Ямань Резорт» с проектом создания туристического культурно-развлекательного и спортивного комплекса «Ямань SPA Resort», ООО «Санаторий имени Ф.Э. Дзержинского» с проектом «Реновация санатория Дзержинского».
В числе действующих объектов, которые привлекают большие потоки туристов, – Воронежский океанариум, Парк аттракционов сити-парка «ГРАД», ООО «ЭКСПО ИВЕНТ ХОЛЛ», ООО «Санаторий имени Ф.Э. Дзержинского», Парк детского и семейного отдыха «НЕЛЖА.РУ», ООО «Крафт» («Тулинов дом» и «Тулинов дача»), фестиваль «Рамонский родник» и проект «Хутор Степной», пивоваренный завод «ТАРКОС» и их новый проект туркомплекса «Город Крафтовых мануфактур», загородный комплекс Farm & Village, ООО «Геллион» (проект пляжного комплекса в селе Нелжа), ООО «БАНТОРА» (проект благоустройства пляжа в селе Ступино), экоотель «Приречное», база отдыха «Лесная сказка», территория семейного отдыха «Мадагаскар».
Участник кластера – Парк аттракционов в сити-парке «Град». По итогам профессиональной премии «ПроПарк-2024» признан победителем в номинации «Лучший крытый развлекательный комплекс».
Кроме того, на территории кластера расположены объекты культурно-исторического и природного наследия: Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени Василия Пескова, историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских», музей-усадьба Веневитиновых; особо охраняемые природные территории «Кривоборье» и «Воронежская Нагорная дубрава», Большая Воронежская экологическая тропа.
В кластер планируется включение международного аэропорта «Воронеж» имени Петра I, который в данный момент проводит серьезную реконструкцию и скоро откроет новый терминальный комплекс.
– В чем преимущества участия в кластере для бизнеса?
– Вхождение в кластер открывает для бизнеса доступ к региональным и федеральным мерам поддержки. Как к целевым (например, реализуемым в рамках закона № 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области»), так и к универсальным, которые предоставляются в форме грантов.
Благодаря созданию кластера Воронежская область привлекла и освоила в 2023 году 750 млн рублей федеральных средств по линии Минстроя России на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. В 2024 году на данные цели дополнительно привлечено еще 460 млн рублей федеральных средств (за два года – свыше 1,2 млрд рублей).
Вступление в кластер не накладывает иных обязательств на бизнес, кроме тех, которые предусмотрены непосредственно инвестиционными проектами или грантами. Компании остаются самостоятельными хозяйствующими субъектами, но могут пользоваться преференциями. Например, участники кластера получают дополнительные баллы при рассмотрении заявок на получение мер государственной поддержки (субсидий, грантов и так далее) или возможности для продвижения. Чтобы узнать о вариантах поддержки и вступлении в кластер, нужно обратиться в управляющую компанию или в отдел развития туризма, который действует на базе Центра «Мой бизнес» и курируется непосредственно министерством предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области.
Отдельное внимание предпринимателей хочу обратить на то, что заявки на участие в конкурсах для предоставления разных видов поддержки требуют тщательной проработки, к этому надо относиться серьезно. Рассматривая заявку, мы должны видеть, что предприниматель понимает, как он будет распоряжаться полученными средствами и добьется того экономического эффекта, который предусмотрен проектом.
Загородный комплекс Farm & Village – участник кластера
– Что обеспечивает увеличение туристического потока наилучшим образом, на ваш взгляд?
– В настоящее время мы активно работаем над преобразованием транзитного потока в туристический. Наша задача – заинтересовать проезжающих туристов вернуться в наш регион снова и провести полноценные выходные или задержаться дольше. Для достижения этой цели важен системный подход к продвижению региона. Мы активно расширяем каналы информирования, развиваем систему навигации и формируем единый интернет-ресурс для размещения всей информации о туристических и культурных объектах региона – портал «Культурный регион». Проводим театральные, музыкальные и гастрономические фестивали. Развиваем направление медицинского туризма. Совместно с РЖД запустили проект туристического поезда, в рамках которого жители столицы смогут посетить Воронежскую область.
В вопросе продвижения надо отдать должное АНО «Центр туризма Воронежской области», которая является управляющей компанией ТРК «Воронежский» и осуществляет деятельность на безвозмездной основе. Как официальный туроператор, команда формирует турпродукт, который планирует представить в ближайшее время. Управляющая компания вместе с отделом развития туризма, который действует на базе Центра «Мой бизнес», заботятся о том, чтобы представить участников кластера как можно ярче на туристических выставках, разрабатывают соединяющие точки притяжения маршруты, чтобы туристы могли в короткое время посетить сразу несколько интересных локаций. Также продвигают объекты в формате наружной рекламы и информационных туров. В ближайшее время должен появиться бренд ТРК «Воронежский», что сделает кластер еще более заметным на туристической карте России.
Участник кластера – Воронежский океанариум: третий в России и первый в Центральном федеральном округе (по дате открытия) уникальный образовательно-развлекательный комплекс
– Воронежская область стала одной из первых в России, кто на практике стал развивать туристический кластер. В чем особенность кластера как модели развития?
– В нашем кластере организации объединяются на добровольной и взаимовыгодной основе, это делает их более конкурентоспособными на отечественном рынке, позволяет добиться больших экономических результатов. Бывают сложности в учете интересов всех участников, что в свою очередь может вылиться во внутреннюю борьбу за туриста внутри кластера. Но при развитии ТРК «Воронежский» мы с этим справились. Это как раз один из значимых результатов проекта. Нам удалось перестроить мышление участников, показав им, какой синергетический эффект они получают от коллабораций. Сейчас объекты взаимодействуют между собой, направляют друг к другу туристов, проводят совместные акции.
Кроме того, кластерный подход способствует налаживанию взаимопонимания между органами исполнительной власти, местного самоуправления и представителями малого и среднего бизнеса.
Дворцовый комплекс Ольденбургских – один из объектов культурно-исторического наследия на территории кластера
– Что можно назвать в качестве главных результатов и достижений деятельности ТРК «Воронежский» за два года?
– Нам удалось объединить предпринимателей разной направленности и наглядно показать, как можно выстраивать совместную эффективную работу органам власти и бизнесу. Видя заинтересованность и поддержку федерального центра и региональной власти, инвесторы поверили и готовы больше вкладывать в развитие действующих и реализацию новых проектов.
Уже сейчас сформированный инвестиционный портфель участников кластера составляет более 20 млрд рублей, и это не считая федеральных и региональных средств, направляемых на развитие инфраструктуры, реставрационные работы и так далее. При этом потенциальный портфель частных инвестиций данной территории мы оцениваем на уровне 40 млрд рублей.
К тому же региональные и муниципальные власти видят возрастающий интерес к данной территории со стороны гостей области, поэтому стали активнее участвовать в привлечении финансирования в рамках различных государственных программ.
– Какие перспективы вы видите для развития ТРК?
– Будет продолжена реализация мероприятий для планомерной и эффективной работы по функционированию кластера. Это и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры кластера, и привлечение инвесторов, и разработка управляющей компанией программы развития кластера, включающая в себя функциональную карту, и мастер-план. Мы постоянно проводим мониторинг реализации наших проектов и изучаем опыт других регионов, чтобы отслеживать тенденции. В текущих планах также донастройка региональных мер поддержки.
Туристско-рекреационный кластер «Воронежский» является нашим пилотным проектом по реализации кластерной политики в сфере туризма. Наработанный опыт и результаты говорят об эффективности модели и правильности выбранного пути. В настоящее время по поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева ведется активная работа по формированию второго кластера, который будет включать в себя территории трех районов области (Павловского, Подгоренского и Россошанского). Рабочее название нового кластера – «Священный Дон».