В феврале 2025 года в Воронеже активизировалось разбирательство вокруг резонансного самостроя на берегу Усманки в районе Кожевенного кордона, где возвели особняк с комплексом прудов, изменивших русло реки. Требования компенсации ущерба окружающей среде уже выросли с 400 млн до 800 млн рублей. Пока суды не выносят принципиальных решений о сносе или остановке стройки, а стороны спорят об условиях экспертизы, связанный с крупным коммунальным бизнесом владелец пытается узаконить самострой.
В минувший четверг, 20 февраля, в Арбитражном суде Воронежской области прошло заседание по иску регионального министерства природных ресурсов и экологии против ИП Ирины Фоминой, являющейся номинальной собственницей участков в прибрежной зоне Усманки (и формально несущей ответственность за происходящее на них. – Прим. ред.). Минприроды требует взыскать с предпринимателя 415,1 млн рублей «ущерба почвам как среде обитания объектов животного мира». В центре спора – двухэтажный дом площадью более 1,8 тыс. кв. м. Перед ним – в охранной зоне памятника природы – выкопали 20 га прудов, соединенных с руслом реки и изменивших ее течение.
Отложенный вопрос
На заседании, которое посетил журналист РИА «Воронеж», стороны не обсуждали детали строительного проекта, а спорили о проведении экспертизы, призванной повторно оценить величину ущерба окружающей среде, подтвердить или опровергнуть сам факт «уничтожения среды обитания почвенных беспозвоночных». Представляющая интересы Фоминой адвокат Диляра Каримова из бюро Zharov Group, специализирующегося на спорах в сфере экологии, заявила, что расчет от областного минприроды якобы «содержит неточности и противоречия» и «не позволяет конкретно установить площадь снятия и перекрытия почвы».
Адвокат попросила провести оценку повторно, поручив это специалистам Почвенного института имени Докучаева или центру судебной экспертизы при Минюсте РФ. Для этого, по словам Каримовой, потребуется «работа на выезде», которую лучше проводить в теплое время года.
– У вас позиция – отложить разбирательство и дожидаться весенне-летнего периода, – отметил судья Михаил Булгаков.
По данным источников РИА «Воронеж» в региональной власти, в последние несколько месяцев на площадке возобновили работы: воспользовавшись теплой зимой, строители начали заливать основание для забора вокруг особняка. Представитель Фоминой в ответ на вопрос судьи затруднилась пояснить назначение объекта: «Построено лишь одно здание. Это дом, большой дом. Не для индивидуального жилищного строительства точно».
Юристы Минприроды не согласились с предложенными оппонентом экспертными организациями и постановкой вопросов, сочтя, что они наводят на заранее определенный ответ. В итоге судья принял решение отложить заседание до 10 апреля, чтобы дать сторонам детально подготовить позицию по экспертизе.
Ущерб экологии
Позицию регионального министерства подкрепил иск Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора. Ведомство в начале февраля потребовало взыскать с ИП Ирины Фоминой 401,9 млн рублей – в такую сумму был оценен исключительно «вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды при снятии и перемещении плодородного слоя». Арбитраж принял иск и назначил предварительное заседание на 31 марта.
Встречный иск
Одновременно в арбитраже продолжается рассмотрение иска мэрии Воронежа к Ирине Фоминой о сносе незаконной, по мнению властей, постройки. В рамках этого процесса владелица заявила властям встречный иск, с помощью него она пытается узаконить особняк и заставить признать право собственности на строение. Предприниматель ссылается на то, что часть возведенного на берегу реки самостроя без отделки и с заколоченными окнами якобы является лечебно-санитарным учреждением. В связи с этим строительство, по мнению Фоминой, было допустимо на принадлежащем ей земельном участке с разрешенным использованием «спортивно-оздоровительные сооружения в природно-рекреационных зонах».

Участные интересы. Отменой генплана Воронежа воспользовались для легализации строек в охранных зонах
Вторым аргументом стала отмена генплана Воронежа, в рамках которого собственнику участка отказывали в межевании и выдаче градостроительного плана. Якобы раз этот документ был отменен, то и выданные на основании него отказы уже неактуальны.
Требование узаконить постройку «задним числом» в понедельник, 24 февраля, должна была рассматривать судья арбитража Людмила Романова. Однако вчера суд, по данным картотеки, не стал выносить принципиальных решений и отложил заседание на 15 апреля.
В мэрии планируют прокомментировать ситуацию позднее.
Показательное решение
По данным РИА «Воронеж», к весне 2025 года на финальную стадию выходит уголовное дело об обстоятельствах застройки, возбужденное в сентябре 2023-го по ст. 246 УК РФ по факту нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Максимальное наказание по этой статье – пять лет лишения свободы. В ближайшее время материалы уголовного дела могут быть направлены в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, полагают собеседники редакции.
Напомним, что правительство Воронежской области заинтересовалось проблемной застройкой на Кожевенном кордоне летом 2023 года. Тогда губернатор Александр Гусев поручил областной инспекции Государственного строительного надзора провести проверку работ на прибрежной территории. Впоследствии тема, по данным РИА «Воронеж», неоднократно поднималась на совещаниях главы региона с руководством областных министерств.
В правительстве региона неоднократно предполагали, что решения судов и надзорных органов по ситуации могут оказаться показательными, чтобы предупредить аналогичные нарушения на других проблемных объектах вблизи Усманки в будущем.