РИА «Воронеж» начинает рассказывать о лауреатах премии Столля-2023. Нашим первым героем стал воронежский предприниматель Сергей Слабунов – победитель бизнес-премии в номинации «За вклад в развитие туристической отрасли региона».
Почему туристический бизнес должен быть ориентирован не на приезжих, а на местных жителей, Сергей Слабунов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».
Нужно начать с внутреннего туризма
– Сергей, на ваш взгляд, зачем участвовать в премии? Что она дает бизнесу?
– В первую очередь, победа в премии – это общественное признание. Это и важный инструмент для HR-бренда – хорошо, когда твоя команда понимает, что работает в классном проекте, который так или иначе лидирует в своей области. Для многих сотрудников это важно. А нам важно, чтобы у нас были именно такие сотрудники.
К сожалению, предпринимателям до сих пор приходится бороться со стереотипами. 70 лет истории нашей страны роль бизнесмена была максимально нивелирована, следующие 20 лет она была дискредитирована. Поэтому в нашем обществе важно подчеркивать созидательную роль предпринимателей.
Оценивать бизнес только выручками, деньгами и управленческими отчетами не всегда правильно и здорово. Здорово, что есть проекты, которые подчеркивают социальную значимость твоего бизнеса. Премия Столля – об этом.
– В нашем регионе много природных красот – меловые горы, реки, заповедники, Донская сахара. Нам есть чем привлечь туристов, но большого туристического потока нет. Какие проблемы нужно решить, чтобы к нам приезжали люди из других городов?
– Мне кажется, здесь нужна достаточно системная и комплексная работа по целому ряду направлений.
Что нужно? Понимание того, как работает туристический трафик. Классический подход – ориентироваться на внешний туризм и привлекать его. Но гораздо проще, дешевле и понятнее начать работать с внутренним туризмом – ориентироваться на местных жителей.
Ради только приезжих людей ни один бизнес в Воронеже не выстоит. Он должен быть интересен местному жителю, быть понятным и удобным для него. Поэтому для начала нужно делать проекты, интересные воронежцам, а дальше думать о дополнительном трафике.
Мы всегда были ориентированы на местных жителей и всю свою коммуникацию строили с ними. Доехать до парка «Белый колодец» им ближе и дешевле, чем туристам из Москвы.
Убедить приехать в Воронеж жителей Москвы и Питера – это «мосты в никуда». Очень сложные и дорогие. Для этого нужно выстраивать дорогую рекламную коммуникацию, нужны инвестиции в хорошие объекты и инфраструктуру. Этого пока нет.
«У нас нет фундамента для развития туризма»
– Поговорим о туристических брендах. Воронеж обычно ассоциируется с Котенком с улицы Лизюкова и Петром I. Какие бренды, на ваш взгляд, нужно развивать в Воронеже, чтобы к нам потянулись туристы? Возможно, стоит заняться мифотворчеством – придумать что-то новое? Едут ведь туристы в Рязань, посмотреть на «пироги с глазами» или в Йошкар-Олу – сфотографироваться с «йошкиным котом».
– Не знаю, стоит ли создавать что-то новое. Нужен системный подход, потому что сейчас нет единого позиционирования нашего региона. Например, на прошедшем ПМЭФ Воронежскую область представляли народные промыслы и матрешки. Мне бы хотелось видеть наш регион как современный и продвинутый.
Такие вещи дисбалансируют систему. Поэтому у нас в этом вопросе должна быть выработана единая политика.
– Развивать туризм в регионах помогают событийные мероприятия. Так, одним из самых узнаваемых брендов региона стал Платоновский фестиваль. Хватает ли, на ваш взгляд, в Воронеже и области событийных мероприятий, на которые будут приезжать туристы?
– Событийные мероприятия – сложная и дорогая история, которая «стреляет вдолгую». С первого раза она не формирует туристическое сообщество. Эту историю нужно активно развивать.
Музыка мира в «Белом колодце». Из архива РИА «Воронеж».
Платоновский фестиваль – безусловно, хороший и яркий проект, но он достаточно узкий с точки зрения аудитории. Внешний туристический трафик, который он формирует, на мой взгляд, небольшой. Больше потенциала у «Чернозема».
Нужно ли развивать подобные проекты? Да, нужно. Есть ли это в регионе? Я бы сказал, что в зачатке. Даже у наших ближайших соседей по Черноземью имеются яркие проекты, которых нет у нас. Например, в Липецкой области проходят фестивали «Русборг», «Джаз на пруду» и не только, а в Белгороде проходит фестиваль воздушных шаров.
Но, для того чтобы организовывать фестивали, должно быть понимание, что это не бизнес-проекты, а в широком смысле маркетинг региона, инвестиции в туризм. И меры поддержки должны быть соответствующими. Сейчас же при организации любого мероприятия речь идет не о поддержке, а о преодолении барьеров по согласованию многочисленных требований. Наверняка они все необходимы, но усложняют и тормозят процессы.
– Так все-таки как нужно работать бизнесу и власти, чтобы совместно развивать туризм?
– Бизнесу нужно работать со своими клиентами, выстраивать для них все самое необходимое. Развивать не только туристические объекты, но и инфраструктуру – дороги, туалеты, электричество, общепит, гостиницы. Это необходимый минимум.
Представителям местных властей неплохо было бы проанализировать, где и чего не хватает. Личными визитами проверить, везде ли работают общественные туалеты, все ли нормально с дорогами, нужно ли организовать сбор мусора? Это базовые вещи, которые являются фундаментом для развития туризма.
«Только ради мяса и каши никто к нам не приедет»
Корабль «Гото Предестинация». Фото из архива РИА «Воронеж».
– Какие еще болевые точки в развитии туротрасли вы видите?
– Для того чтобы бизнес развивался, недостаточно просто построить и просто запустить какой-либо объект. Нужно учитывать путь пользователя – понимать, как человек будет пользоваться этим объектом. Комплексный подход и взгляд на 360 градусов.
Например, сейчас строят набережную, которая, я надеюсь, преобразит облик Воронежа. Надеюсь, что был проведен анализ, сколько там должно быть точек питания, какого они должны быть уровня (где-то это киоски, где-то кафе, где-то рестораны), как люди будут добираться до набережной. Хватит ли парковочных мест.
Все эти вещи считаемы, и создают правильную экосистему. Ее тоже важно проектировать, как и сами объекты – не только с точки зрения архитектуры, градостроительных норм, но и с точки зрения базовых экономических процессов.
Взять, к примеру, музей «Гото Предестинация». Классный объект, но он работает на 1/10 от своих возможностей. Туда сложно купить билеты. Корабль не плавает, а ведь мог бы.
И таких объектов – много. Не всегда понятно, кто за них отвечает, в чьем они ведомстве. Но работать точно должны как единая система.
– С начала пандемии и в нынешней геополитической ситуации бизнесу приходится перестраиваться на внутренний туризм. Как удалось перестроиться вам?
– К счастью или к сожалению, но все эти процессы стали стимулом для развития внутреннего туризма. Конкуренция в масштабах страны заставляет создавать адекватные продукты, адекватный уровень сервиса и качества. Рынок все стабилизирует и расставит по местам.
– Многие приезжают в регионы за гастротуризмом. Как вы думаете, какими блюдами мы могли бы удивить приезжих людей? Возможно, кашей-сливухой?
– Не думаю, что кто-то из москвичей поедет за кашей в Воронеж. У ресторанной отрасли Москвы и Питера больше возможностей. Говорить о том, что мы в Воронеже придумаем какую-нибудь кашу, которую нельзя будет приготовить в Москве, – нет, такого не будет. Исторически уже не сложилось, не уверен, что и нужно изобретать.
Работать с локальными продуктами – хорошо, но только за ними туристы в Воронеж не поедут. Местные блюда должны быть частью туристической экосистемы. Люди поедут туда, где есть интересные объекты, горы, реки, нормальные места размещения – и, как обязательное дополнение, конечно качественный общепит. Все это в комплексе дает нужный эффект. Да, гости Воронежа в качестве сувенира покупают стейки, спаржу, черный зефир. Но не едут целенаправленно за ними. Думаю, что Воронеж мог бы претендовать на статус города-курорта выходного дня. Заодно и вкусно накормим.