В рамках Международного анимационного фестиваля «МультПрактика» (6+) в субботу, 1 июня, в конференц-зале ВГУ состоялась дискуссия «Анимация сегодня: тренды, смыслы, перспективы». За одним столом встретились продюсеры ведущих анимационных студий и профессионалы креативных индустрий, чтобы обсудить основные российские и общемировые тренды в анимации, какие смыслы нужны сегодня, можно ли заранее предугадать тренд и каким должен быть контент для подростков.
Мультфильмы для подростков
В процессе обсуждения стало ясно, что сложнее всего создавать контент для подростков. Генеральный продюсер «Анимационной студии Воронеж» Владимир Николаев поделился своим опытом, ведь они в прошлом году как раз выпустили подростковый сериал.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/faUxbe89SHVosUIUIMOOZ-gCQe3KNGpX.jpg)
– До целевой аудитории в возрасте от 8 до 15 лет легче всего достучаться через интернет и в формате сериала, потому что за 200−240 минут времени можно заложить много смыслов и сделать это спокойно и не торопясь. А смыслы в наших фильмах почти все одинаковые, например, как в мультфильме «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» (6+), где брат ради счастья сестры жертвует собой. И здесь совершенно понятный смысл для всех, его считывают во всем мире. Мы это знаем, потому что к нам приходили отзывы из Австралии, из Южной Америки. То есть у нас смыслы все простые, про добро, про правильные вещи, – объяснил Владимир Николаев.
Руководитель студии рассказал, что многие вещи были тщательно продуманы, чтобы зацепить более широкую аудиторию, например, для этого были использованы разновозрастные герои.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/cytVQ7IDZ-BJ_QFZ7mifFqkK6QkMmJZN.jpg)
Генеральный директор анимационной студии «Паровоз» Антон Сметанкин, создавший такие известные мультфильмы, как «Ми-ми-мишки» (0+), «Кошечки-собачки» (0+), «Сказочный патруль» (0+) и многое другое, рассказал о том, как тренды соединяются со смыслами, и о сложности производства подросткового контента.
– Проблема вся в том, что не понятно, как монетизировать подростковый контент. Родители готовы тратить деньги на образование подростка, но не на его развлечения, как это происходит с детьми помладше. Когда лет пять назад мы поняли, что ниша дошкольной анимации переполнена, мы пошли в семейный контент, который захватывает и дошкольников, и подростков, но уже в контексте семьи. Так у нас родился проект «Чик-Чирикино» (6+), – разъяснил продюсер.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/DP32nFjSx7nGXEvbV7v07ct4SEInPJRq.jpg)
Антон Сметанкин отметил, что в сериале очень много пасхалок, юмора, сатиры, используется музыка – и детская, и подростковая, и семейная. Таким образом, студия стала развиваться в семейном ключе, не участвуя в борьбе с аниме за внимание подростковой аудитории. И оставляя те смыслы, что у них были в детском контенте. На взгляд продюсера, с аниме сложно конкурировать, потому что они часто поднимают смыслы на грани добра и зла, а иногда и за гранью. Такие смыслы его студии не симпатичны, и ему не хотелось бы набирать аудиторию подобным способом.
Общемировые тенденции
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/3c8t1SlFLQdnklcMnrVjC_9aUUBA7-Sc.jpg)
Креативный директор киностудии «Союзмультфильм» Мария Савиных выступила с презентацией, посвященной мировым трендам в мультипликации.
– Во все времена продюсеры делали ставку на более проверенный контент. В 2024 году нас ждет 15 сиквелов, приквелов, ребутов. Это связано с кассовыми провалами Disney и других американских анимационных студий. Все решили пойти по понятному пути. Это обусловлено тем, что сейчас настолько много контента, и для того, чтобы тебя заметили, необходимо серьезно вложиться, – пояснила Мария Савиных.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/ZaOqThFojf3hbrH2iQW_K-Jy4s8ZCQN1.jpg)
Креативный директор отметила, что если сейчас выходит новый сериал, то следом за ним появляются книга, комикс, игра, полнометражный фильм, аудиокнига – все это делается, чтобы продукт стал более заметным, узнаваемым. По словам Марии Савиных, «Союзмультфильм» тоже отзывается на все эти тренды. Например, сейчас есть сериал «Простоквашино» (0+), скоро выйдет полный фильм, а также готовится фильм про детство Матроскина. Кроме того, «Союзмультфильм» вслед за общемировым трендом развивает мультивселенные. А также команда «Союзмультфильма» работает и над сериалами для подростковой аудитории, потому что хочется нашим подросткам закладывать очень важные смыслы, отвечать подрастающему поколению на вечные вопросы: «А кто я такой?», «А есть ли ложь во спасение?», «Что такое предательство?». Сейчас в разработке несколько таких проектов.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/oR3Nunb57ewKlQssiUdrFSGZwvRLJq3p.jpg)
Генеральный директор телеканала «Супергерои» Игорь Шибанов объяснил, почему они выбрали именно такое название, это тоже связано с определенными тенденциями.
– Американские супергерои из Marvel и Disney ушли с нашего рынка, и теперь требуются новые, наши, персонажи, которые будут спасать мир. Тема супергеройства сегодня опять в тренде, – рассказал гендиректор.
А продюсер кинофестивалей, фильмов и телепрограмм Лариса Преториус отметила, что сейчас популярно объединение игрового и анимационного кино.
Секрет популярного контента
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/rqn1TylyFPHO-Sm70ZBOMdrTngGLbAPR.jpg)
Продюсер нашумевшего мультсериала «Синий трактор» (6+) Артур Днепровский рассказал, как создавать узнаваемый бренд.
– Как этого достичь? Да очень просто. Нужно делать очень много лет хороший контент, который реально интересен целевой аудитории. Произведения должны быть интернациональными, понятными для всех. Я при создании контента руководствуюсь тремя принципами: внутренним цензором, нормами законодательства и нормами площадок. Эта схема, безусловно, классно работает, – отметил Артур Днепровский.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/ACkTVnZFmg2coHm-_vrZ34cYRqLAXUu9.jpg)
Продюсер честно признался, что не знает, как подойти к созданию подросткового контента, потому что в этом возрасте дети очень переменчивы. С одной стороны, те, кто смотрел «Синий трактор» восемь лет назад, уже выросли, и как раз самое время создать что-то другое для них. С другой стороны, продюсер остерегается, что данный контент будут смотреть малыши, которым не нужно этого видеть. Вот такая дилемма стоит перед создателями популярного мультфильма.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/06/3cSlbdmAGmTivSrmdBWtWM9svAIXjC9C.jpg)
Руководитель кинокомпании «СТВ» и соучредитель студии анимационного кино «Мельница» Сергей Сельянов рассказал, что не верит в стратегии, считает, что нельзя предугадать, станет популярным контент или нет.
– Кто-то находит что-то, и все: «О! Мы тоже так хотим». И это становится трендом, направлением. Не верю, что это заранее можно вычислить. Я привык ориентироваться на ощупь, – ответил Сергей Сельянов.
Мужчина признался, что уже долгое время мечтает снять полнометражное кино для взрослых, но идей у него нет, поэтому пока придется нам наслаждаться детскими мультфильмами от компании «Мельница» и ждать нового продолжения про трех богатырей.
Под конец встречи аудитория живо задавала вопросы спикерам. В процессе беседы выяснилось, что в анимационной индустрии есть серьезная проблема с кадрами, в частности со сценаристами.