Один из старейших в регионе монастырей находится на территории Воронежского биосферного заповедника, на берегу реки Усмань. Спасо-Преображенский Толшевский монастырь известен еще с первой половины XVII века, до революции он был мужским. Его основателем считают отшельника Константина, который выбрал дремучий лес для разведения диких пчел и молитвенного уединения. Монастырь прославил также чудотворец, святитель Тихон Задонский, который прожил здесь чуть больше года.
В советское время территория обители перешла в ведение заповедника, в разные периоды времени в храме располагались склад, библиотека, клуб, кинотеатр. А возрождение святыни началось ровно 30 лет назад. С тех пор монастырь женский. Сегодня в него устремляются многие паломники. Супруги, уже почти потерявшие надежду стать родителями, едут сюда со всей России и, счастливые, возвращаются в обитель снова, чтобы отблагодарить Бога и Пресвятую Богородицу за рождение долгожданных детей.
Место паломничества
Всего 40 километров от Воронежа – и вы попадаете в тихое уединенное место, где остро чувствуются богатство и святость 400-летней истории. Практически полное отсутствие сотовой связи окончательно уводит нас из мира цивилизации.
– Очень подходящее место для молитвы, – рассказывает настоятельница монастыря игуменья Тихона (Нефедченко). – Я раньше жила в воронежском Алексеево-Акатовом монастыре. Шесть лет назад Владыка благословил меня сюда старшей сестрой, потом стала исполнять обязанности настоятельницы, а с прошлого года я игуменья.
Сегодня в монастыре живут десять насельниц. Службы ведут два священника: иерей Дионисий Агапов и иеромонах Феодосий (Дьяченко). Богослужения в Спасо-Преображенском монастыре проводятся почти каждый день утром и вечером.
– По четвергам проводится молебен святителю Тихону Задонскому – нашему небесному покровителю – о даровании детей бесчадным супружеским парам. Известно много чудес, когда приезжали безнадежные пары и по молитвам здесь Господь даровал им детей. Мы ведем тетрадь с записями таких историй, храним благодарственные письма родителей, – рассказывает матушка, листая страницы тетради, в которой собраны радостные истории о новорожденных.
По словам игуменьи, многие супруги, у кого по 5−10 лет не было детей, после молитвы в Толшевском монастыре становились родителями.
«...Я очень благодарна старцам и всем святым. Всегда нужно верить, молиться, и тогда это чудо обязательно произойдет», – читаем мы в благодарственном письме Ирины, у которой родился долгожданный сын.
Вернувшаяся домой икона
Казанская икона Божией Матери
Мечтающие стать мамами молятся перед Казанской иконой Божией Матери, которая находится в домовой церкви. В Спасо-Преображенском храме хранятся чудотворные Усманский, Козельщанский, Тамбовский и Корсунский образы Божией Матери.
Корсунская икона Божией Матери
Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и «Троеручица»
С началом восстановления монастыря одним из первых вернулся в нее Казанский образ Пресвятой Богородицы. Старейшая насельница Толшевской обители, монахиня Савватия, рассказала нам, как в храм пришла женщина и призналась, что купила эту икону в антикварном магазине.
– В магазин икона попала после изъятия ее на таможне при попытке вывоза из России. Покупательница принесла ее домой, поставила в Красный угол, хотела помолиться, но почувствовала, что некая сила оттолкнула ее. Так было несколько раз. Женщина в недоумении пришла в монастырь, рассказала об этом игуменье и принесла икону в храм. Ее разместили на аналое, и прихожане стали прикладываться к образу. Когда к иконе подошла ее обладательница, то услышала явный четкий голос: «Я дома». От неожиданности женщина сильно испугалась, но почувствовав тепло, которое исходило от образа, успокоилась. После этого чудного события она с радостью оставила икону в храме, – рассказала монахиня Савватия.
Сейчас чудотворный образ находится в монастырской Успенской домовой церкви.
Домовый Успенский храм
В богоборческие годы прихожанам удалось сохранить у себя спасенные из разоренного монастыря иконы. Одну из них нашли на чердаке дома.
– Лик утратил свои очертания, и совсем не было видно изображения. Икону поместили в храме, и на глазах людей с каждым днем лик стал светлеть, затем обозначилось четкое изображение Спасителя. Случилось чудо – икона сама обрела прежний вид, – вспоминает монахиня.
Основатель монастыря – отшельник Константин
Фото – Спасо-Преображенский Толшевский монастырь
Конечно, дело не только в иконах. Игуменья Тихона говорит, что просьбы людей о даровании детей исполняются благодаря их вере и молитве, а также неустанному труду живших здесь до революции старцев и теперь – нынешних насельниц.
Настоятельница собирает историю монастыря и записывает ее. Появление обители связано с именем отшельника Константина. В начале XVII века он поселился в самой толще дремучего леса, на правом берегу реки Усмань. Жил в дупле, в стволах деревьев делал гнезда для роевых пчел и собирал мед. Питался травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. Но главным в жизни для него была молитва к Богу. Будучи глубоко верующим христианином, он стремился к уединению. Через несколько лет у Константина появились ученики, которые начали селиться рядом с ним. Так образовалась Константинова пустынь.
Ульи с пчелами и по сей день есть в монастыре
Первое официальное упоминание о монастыре, как свидетельствуют архивные документы, было в 1635 году. Он был вверен управлению игумена Вениамина. Название «Толшевский», по одной из версий, произошло от слова «толша» (лесной массив, прилегающий к болоту, или прилегающий к реке лес – Прим. ред.), так как обитель построили в лесу на высоком берегу реки.
В 1646 году по указу царя Алексея Михайловича Константиновой пустыни жертвуется земля и значительное количество леса. Большой каменный храм в честь Преображения Господня был открыт в 1759 году. В нем было два придела – святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия. С этого времени монастырь получил название Спасо-Преображенский.
С 1725 по 1759 год построили церковь Преображения Господня, каменную колокольню, четыре каменных одноэтажных корпуса для братии, трапезную, кухню. Начали возводить каменную ограду с восемью башнями.
Святитель Тихон Задонский
Удаленность Толшевского монастыря от города привлекла сюда святителя Тихона Задонского. В 1768 году после ухода на покой от управления Воронежской кафедрой он выбрал эту обитель для дальнейшего жительства.
Еще будучи епископом в Воронеже, чудотворец боролся с упадком нравственности среди местного населения и духовенства. В житии святителя написано, что он многому обучал духовенство, которое было необразованным. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием. Современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа.
В монастыре святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4−5 часов сна. Строгий к себе, он был снисходителен к другим. Его глубокие смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием. По мнению литературоведов, Тихон Задонский явился прототипом старца Зосимы в романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы».
Его келейник Василий Чеботарев вспоминал о святителе так: «Каждый день он ходил в церковь и сам на клиросе певал, а по воскресным дням и в праздники ходил в общую трапезу. Дрова сам рубил». Ночью он ходил около церкви и пред всеми дверями совершал коленно-преклоненные молитвы, с горячими слезами читал «Слава в вышних Богу», затем останавливался перед западными дверями и долго стоял в молчании. Однажды в особенном молитвенном уповании он попросил Бога открыть ему себя. Горячая вера святителя получила отклик – перед ним отверзлись небеса, и он увидел Божественное действие, явленное Иисусом Христом апостолам на горе Фавор, Фаворский свет. Сверхъестественное сияние, явленное Тихону Задонскому, ослепило его. С трудом добрался он до своей кельи. Постепенно зрение восстановилось, и с этого времени начал писать духовные произведения. В Толшевском монастыре он приступил к своему выдающемуся творению «Сокровище духовное, от мира собираемое».
Святитель Тихон прожил здесь чуть больше года, от сырого из-за болот воздуха у него начались проблемы со здоровьем, и он был вынужден переехать в Задонский Богородицкий монастырь. В Толшевской обители до ее разорения оставались деревянный крест и кресло святителя, а также прижизненный его портрет. Над местом, где стояла келья чудотворца, в 1832 году построили часовню. Но до наших дней она, к сожалению, не сохранилась.
Расцвет монастыря
Сестринский корпус
В 1842 году был выстроен корпус настоятеля, затем возведен братский корпус с церковью Успения Божией Матери и двухэтажный гостиный дом. В 1885 году храм Преображения был расширен за счет южного и северного приделов, появились трапезная и помещения для ризницы и библиотеки. Спустя десять лет храм был перестроен. В таком виде он сохранился до настоящего времени.
В 1860 году Святейший синод утвердил Толшевский Спасо-Преображенский монастырь как место «смирения» для провинившихся духовных лиц и мирян. С того времени в нем ежегодно пребывали до 50 человек, на которых была наложена епитимья.
– Перед революцией был как раз самый расцвет обители. В монастыре жили около 80 насельников, был открыт приют для мальчиков, в нем было тогда 40 воспитанников, – рассказывает игуменья Тихона.
Время запустения
За монастырем протекает река Усмань
В советские годы научная экспедиция, которая проводила исследовательские работы на реке Усмань, обнаружила колонии бобров. Ученые приняли решение организовать в этом месте заповедник по изучению и разведению пушных зверьков.
– Монастырь закрыли в 1922 году, его здания заняли сотрудники заповедника. Все деревянные хозяйственные постройки перешли местным крестьянам. Старинные чудотворные иконы Спасо-Преображенского храма, перед которыми столетиями молились святые подвижники, исчезли. В опустошенном храме разместили сначала госпиталь, потом библиотеку, склад, магазин, мастерские, кинотеатр и клуб, – рассказала игуменья.
По воспоминаниям первых насельниц, святая обитель была тогда в запустении – заросшая территория, разрушенные здания, а вокруг – вековые дубы и парящие над ними птицы. И только в 1994 году, когда святыня была передана Воронежскому епархиальному управлению, начались восстановительные работы. По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, монастырь открылся как женский. 16 июня в храме Преображения Господня впервые за 70 лет была совершена Божественная литургия.
Новая жизнь
Восстановление монастыря сейчас продолжается. Полностью отреставрирован братский (теперь уже сестринский) корпус с домовой церковью. Восстановлен храм Преображения Господня. От колокольни остались только каменные руины – их сохранили как памятник. Рядом посадили розы и гортензию. По словам игуменьи Тихоны, еще многое предстоит сделать – завершить ремонт фасада храма и внутренние работы, доделать иконостас. Пожертвования на все это перечисляют прихожане. Также помогают трудники, которые приезжают сюда временно пожить и поработать во благо Бога.
За алтарной частью храма располагается некрополь – на могильных плитах можно прочитать имена некоторых иноков.
– На этом месте похоронено около 70 схимников. Когда при ремонте храма копали траншеи, обнаружили вдоль алтаря много гробов. Видимо, это настоятели монастыря. Сделали могилки, установили поклонный крест и написали имена известных нам иноков. Но большая часть захоронений не сохранилась, – отметила игуменья.
Территорию монастыря украшают клумбы, плодовые деревья, кусты смородины, сосны. Из красивой деревянной беседки открывается вид на Усманку и лес. В сезон здесь обильно цветут лаванда и гортензия. В общем, есть все, что настраивает на уединение и молитву. Но по монастырскому уставу у сестер достаточно много совместных занятий, ведь они живут монашеской общиной.
– Утром, как встаем, вместе собираемся на молитву. После литургии – трапеза. А потом у каждого свое послушание. Кто-то читает «Неусыпаемую Псалтирь», кто-то свечи в лавке продает, в саду работает. Телевизор не смотрим. Исключение – православные фильмы. Еще у нас есть свои традиции – читаем вместе труды святых отцов и обсуждаем, катаемся на лодках по реке, – пояснила матушка.
Фото – Спасо-Преображенский Толшевский монастырь
При монастыре есть воскресная школа для детей. В ней занимаются воспитанники от 6 до 14 лет. Кроме изучения традиционных предметов, принимают участие в литургии, поют в церковном хоре, готовят праздничные мероприятия.
Иеромонах Феодосий ведет богослужения в монастыре с 2015 года. Мы спросили его, в чем уникальность этой обители?
Фото– Спасо-Преображенский Толшевский монастырь
– Даже неверующие люди, которые приходят сюда, удивляются, какая же здесь благодать. А она дается духом святым, который исходит от монахов, покоящихся здесь в некрополе. Божье присутствие есть в любом монастыре, но здесь ощущение благодати больше, – ответил нам иеромонах. – Все мощи, которые есть в некрополе, хотя и не прославленные, но все же святые. Души иноков ведь пребывают здесь. Люди им молятся и чувствуют их помощь. Не только святые помогают нам. Приведу пример из жизни. В одной семье жила благочестивая бабушка, которая молилась за своих детей, внуков, а когда она умерла, родные заметили, что у них что-то не ладится. Батюшка подсказал им – молитесь своей бабушке. Они начали молиться, и у них все стало ладиться. Душа ее с ними была, она им помогала и при жизни, и после. И вот надо прожить жизнь так, чтобы наша душа была святой и мы помогали своим близким.
Как сказали игуменья Тихона и иеромонах Феодосий, они не выбирали место для своего служения Богу – куда их Владыка митрополит благословил, туда они и направились. У каждого свое предназначение в земной жизни. Для монахов важны смирение и послушание.
– Расскажу одну историю из жития святителя Тихона Задонского. Однажды у него был конфликт с игуменом, настоятель даже ударил его по щеке. И святой стал на колени перед ним, подставил другую щеку и попросил прощение, – напомнил момент из жития Тихона Задонского иеромонах Феодосий.
По его словам, проявление незлобия, прощение – одна из важных особенностей образа жизни насельников Толшевского монастыря.
Тишину разбавляет жужжание шмелей и пчел. Разноцветные ульи с ароматным медом напоминают нам об основателе монастыря – пчельнике Константине.
Сохранились воспоминания старожилов о том, как в Толшевский монастырь по лугам и лесам шли паломники, прямо босиком. Сначала приходили к Константинову колодцу, с благодарственной молитвой кланялись ему, смывали пыль и направлялись в храм на службу.
В советские годы святой колодец забросали мусором, забили плитами. Сегодня он расчищен и из него снова можно набрать святой воды.